Кому же неизвестно имя Алексея Степановича Хомякова, основоположника славянофильства? Хомяков – личность невероятного масштаба и глубины: человек непоколебимой веры (Ю. Ф. Самарин писал, что Хомяков «жил в Церкви»), выразитель и носитель русской национальной идеи, замечательный богослов, философ, поэт, изобретатель, наконец – любящий сын, супруг и отец.
Тем не менее, НЕ приглашаю вас на фестиваль «Хомяков Home» в музей Алексея Степановича Хомякова (г. Тула), который состоится 3-4 сентября 2021 г.
Третий год в доме великого русского мыслителя проходит литературное действо, которое почему-то называется не по-русски и наполняется содержанием, совершенно не соответствующим духу усадьбы русского дворянина, жившего в традициях православной России и не признававшего извращённых и разрушительных либеральных идей.
Следует сказать, что музей А.С. Хомякова не самостоятелен, он является филиалом Тульского историко-архитектурного музея (ТИАМ), в стенах который часто проводятся выставки современного искусства. Музей Хомякова представляется руководству ТИАМ «экспериментальной площадкой», и директор ТИАМ Л.В. Кашенцева это заявляет открыто. Складывается впечатление, что Лилия Владимировна совершенно не знакома с жизнью Алексея Степановича Хомякова и его трудами, иначе в афишах фестиваля «Хомяков Home» не повторялось бы с таким упорством определение Хомякова как экспериментатора. Он не был экспериментатором, он был созидателем! А источником его созидательного духа была его глубочайшая вера. Организаторам фестиваля, похоже, это совершенно не понятно. Какими экспериментами занимался Хомяков? Экспериментировал с русским языком? С поэтической формой? Изобретал искусственную религию? Ради эксперимента вступал в отношения с обоими полами?
Последний риторический вопрос звучит совсем мерзко, но, к несчастью, есть основания задать и его. 3-4 сентября 2021 года в дом Алексея Степановича Хомякова проводить творческую литературную лабораторию приглашена О.Ю. Васякина. Васякина – ЛГБТ-активист, феминистка; относительно её последнего романа находим информацию в интернете: «Литературный критик Галина Юзефович рассказывает о романе Оксаны Васякиной «Рана». Автор переживает утрату: умирает ее мать. В тексте Васякина анализирует собственную жизнь и то, как мать повлияла на ее восприятие мира, ее женственность и гомосексуальность. Это непростой текст, который тем не менее будет полезно прочитать не только женщинам и не только представителям ЛГБТ-сообщества» и т.д.
И вот в дом Алексея Степановича, где всё дышит милой семейной жизнью и молитвами, придёт извращенка, чтобы учить молодых писателей «творческому» подходу к жизни и писательству! Как это возможно?! Л.В. Кашенцева упрямо говорит, что они пригласили писателя, лауреата литературных премий, а личная жизнь писателя Васякиной никого не должна касаться. Может быть, пригласить её ещё и в музей Тургенева? А то всё тургеневские девушки, тургеневские девушки… Вот настоящая «героиня»! Или герой? Не знаю, какую функцию Васякина исполняет в своём сожительстве – мужчины или женщины. Рядом с Тулой – и Ясная Поляна; там не попробовать ли творчески пообщаться? Или в Пушкинский заповедник её пригласить поучить писать стихи? Ни один уважающий себя литературный музей не позовёт в качестве приглашённой звезды человека с более чем сомнительными нравственными установками.
Почему же Кашенцева Л.В. находит возможным приглашать людей, чуждых традиционным ценностям, в дом, освящённый традициями православной жизни? Как будто тупой ржавой иглой пытаются ввести в поток живой крови кровь чужой группы. Цель у руководства ТИАМ, как всегда, благая: обновить жизнь музея и привлечь молодёжь. А почему там кальянную не устроить? Вот молодёжь-то повалит…
Автор этих строк не раз встречалась со студентами и старшеклассниками в связи с наследием Хомякова. Беседы, на которые молодых людей приводили «по плану», каждый раз заканчивались триумфально: яркая жизнь Алексея Степановича, его современные и своевременные мысли о смысле жизни и о самобытном пути России неизменно приводили молодёжь в восхищение. Не требовалось никакого эксперимента: только тексты самого Алексея Степановича, обсуждение их.
С замечательной инициативой выступил ряд современных учёных: изменить статус музея А.С. Хомякова, открыть в нём федеральный музей русской философии. Для исследователей русской философской мысли является очевидным фактом: Хомяков – начало русской самобытной философии, именно его дом и должен стать не экспериментальной площадкой, а местом творческого общения людей, для которых, как и для Алексея Степановича Хомякова, дорога Россия верующая, молящаяся, думающая.
Сколько же за последние четверть века в доме Хомякова прошло замечательных событий! 5 международных конференций, 12 региональных, 15 встреч разного формата, целевой аудиторией которых была молодёжь, 30 культурно-просветительских встреч… За этими «отчётными» цифрами – пиршество философской мысли, радость музыкальных фестивалей, уют писательских встреч, веселье святочных и пасхальных праздников. Самое главное – ежегодный крестный ход в Сретенский храм, построенный семьёй Хомяковых, панихида по болярину Алексию.
…Алексей Степанович писал: «Для России возможна только одна задача – сделаться самым христианским из человеческих обществ».
А этой осенью под сенью храма, в доме православного человека, любящие единоверцы и почитатели которого вновь поднимают вопрос о его прославлении в лике святых, будут ставиться совсем другие задачи, будет учить жизни гомосексуалистка Васякина, будут проводиться опыты над живыми человеческими душами. Пляски в Храме Христа Спасителя, эксперименты в Музее православного мыслителя – как это остановить?
Михалёва Марина Александровна, член Хомяковского общества, г. Тула
источник |