Захлестнувшая Россию пандемия вандализма набирает обороты, каждый день отнимая у нас всё новые памятники и шедевры. Вандализм сделался совершенной нормой жизни, частью повседневной «работы» наших руководящих и исполняющих чиновников. Для вандализма теперь нашлось даже новое, списывающее всякое преступление и упраздняющее всякий закон название: реконструкция. Если нельзя памятник просто уничтожить, то… можно его уничтожить сложно: «реконструировать» путём полного или частичного уничтожения и переделки.
Буквально на днях мы писали об угрозе, нависшей над уникальной коллекцией древних псковских икон после реконструкции псковского музея-заповедника. И, вот, пришла горькая весть об иконах уже не древних, но также уникальных, ибо принадлежали они кисти выдающегося и безвременно ушедшего от нас мастера. Речь о фресках храма Живоносного Источника в Царицыне, написанных иконописцем Александром Соколовым.
Александр Соколов, почивший 6 лет тому назад в расцвете лет, был одним из самых известных русских художников-иконописцев наших дней. Образы, созданные им, отличаются бережным отношением к древним канонам и в то же время некоей особенной выразительностью – не «выразительностью» собственного художнического «я», не подобающей в иконописи, но выразительностью чего-то гораздо более высокого, недостижимого. Того, что некогда потрясло душу 15-летнего отрока Александра, увидевшего в Третьяковке икону Звенигородского чина Андрея Рублёва и через это пришедшего к Богу, принявшего святое крещение и затем до конца своих дней служившего Ему. Соколов вспоминал, что от той рублёвской иконы шёл свет, поразивший его. Свет идёт и от образов, написанных им самим. Вдова иконописца, художница Мария Вишняк вспоминает: «У нас дома в красном углу – икона Божьей Матери ‟Владимирская”. Как она написана, с какой любовью! Так мог написать человек, который был полностью свободен – от мнения заказчика, сроков, – работавший в том ритме, который требуется. Для себя же он написал и икону Божьей Матери Любятовская. Еще одна из дорогих для меня икон – образ Спасителя, который Саша не докончил (лик дописан), но мы дерзнули с друзьями подписать его – «IС ХС» – Иисус Христос… И всегда, в любой работе, для себя ли, по заказу ли, у него была внутренняя установка, полученная от нашего духовника, отца Анатолия Яковина, который служил в маленькой деревне Пятница Владимирской области, – делать свое дело так, чтоб твоя душа пела. Потому что если она поет у тебя, потом будет петь у всех».
Стоит, наверное, добавить – у всех, в ком душа жива. Ибо у тех, кто, к примеру, сегодня уничтожает наследие Александра Соколова, души вряд ли способны петь… Души же живые, в самом деле, поют: созерцая образ Богродицы в Мытищах, росписи Казанской церкви в Пучкове, образ Святых Царственных Мучеников… Икона Соколова «Неупиваемая чаша», находящаяся в Серпуховском Высоцком мужском монастыре признана чудотворной, и люди едут к ней со всей России. Его росписи украшают многие храмы в Москве и Подмосковье, Владимире, Японии, США, Польше… Одним из таких храмов до последних дней был и храм Живоносного Источника. Ныне дивные фрески мастера безжалостно уничтожены, замазаны, а поверх шустрые ремесленники малюют новые. Вандализм, - скажете вы? Нет! – ответят вам, - реконструкция!
Не так давно в Перми был разрушен уникальный деревянный планетарий. Это тоже называлось «реконструкцией». На месте снесённого предполагается построить новодел. По такому же принципу намечаются и реализуются «реконструкции» исторических объектов по всей России.
В чём смысл «переписывания» фресок? – спросите вы? Приблизительно в том же, в чём перекладывания плитки и асфальта и замены бордюров каждые полгода… Ничего личного, люди деньги зарабатывают. Под реконструкцию и прочие подобные работы выделяется солидный бюджет, бюджет надо освоить так, чтобы якобы что-то сделать «для отчёта», а основную часть «распилить». Впору писать нашим чиновникам слёзное челобитие: господа-товарищи, «распиливайте» на здоровье, как только совесть ваша терпит, но оставьте в покое наше историческое наследие, природу и, наконец, нас самих. Реконструируйте и благоустраивайте свои фешенебельные участки и дома в ближнем и закордонном «подмосковье», но не трожьте не вами созданное!
Впрочем, это обращение вряд ли будет услышано. Уничтожение фресок Соколова санкционировавшее оное правительство Москвы мотивирует тем, что оформление храма нужно привести к стилевому единству. Довод сам по себе потрясающ! Наши чиновники явно не в состоянии понимать разницу между храмом, объектом культурного наследия и… убранством собственной квартиры, торгового центра или офиса. Оформить «в едином стиле»… А-ля Икеа, например… Дешево и сердито. У нас этак вся Москва оформлена. Ну, как, спрашивается, объяснить высокопоставленным неандертальцам, что «стилевого единства» нет ни у исторической застройки, ни у искусства. Потому что и то, и другое многообразно, построено не в один день-год-век, создано гением и вдохновением разных творцов.
Вот, уже второй год чиновные варвары рвутся реконструировать последний заповедник старой Москвы – Ивановскую горку. Представляете ли вы себе, Ивановскую горку, «приведённую к стилевому единству»? Не дай Господь и представить…
Но вернёмся к храму Живоносного Источника, в который ныне брошена горькая отрава. Говорят, что «реконструкция» давно намечалась новым настоятелем. Под неё должны попасть не только фрески, но и главный иконостас, образы для которого также написаны Александром Соколовым. На момент написания этой статьи иконостас, а также фасадные росписи иконописца ещё были целы. Хотелось бы, чтобы культурная общественность Москвы (и не только) и, прежде всего, коллеги Соколова, художники, реставраторы, успели вмешаться в творимое варварство и спасти от уничтожения то, что ещё возможно уберечь.
Уничтоженные же фрески мастера отныне остались лишь на фотоснимках, на страницах книги, посвящённой его светлой памяти.
Елена Семёнова
Русская Стратегия |