Доброго всем настроения!
Сегодня речь пойдёт о прекрасном: о музыке и славных страницах нашей истории!
Образ благоверного князя Александра Невского, солнца Земли Русской, не единожды вдохновлял наших композиторов на создание прекрасных произведений. Лучшее сочинение Прокофьева, его знаменитая кантата, была посвящена именно Александру Ярославичу, и по существу именно это музыкальное произведение «сделало» фильм Эйзенштейна «Александр Невский». При всём уважении к актёрским дарованиям и общему «рисунку» этой ленты – уберите оттуда гениальную музыку и… фильм этот отойдёт в категорию подзабытых кинопроизведений той эпохи, интересных по бОльшей части специалистам. Прокофьев же обеспечил «Александру Невскому» бессмертие (доколе, впрочем, мы не разучимся восхищаться гениальному, а значит будем живы – душами, а не материей только).
Нынешний юбилей Александра Ярославича отмечен сразу несколькими прекрасными музыкальными событиями. В начале лета маленький город Александров Владимирской губернии явил грандиозную премьеру – здесь, подле стен древней слободы Мариинский театр и местные музыканты представили зрителям духовную оперу «Александр Невский». Её написал знаменитый оперный певец, композитор, педагог и художник, Грайар Ханеданьян.
«Александр Невский – гений своего времени, он неспроста выбрал евроазиатское направление, в котором наша страна движется до сих пор, - говорит композитор. - Он первый понял истинный путь России, задолго до ее объединения соединил многие княжества и повел за собой. Наша опера заканчивается молитвой ему: отделить его полководческий талант, светскую жизнь от церковной невозможно. Это была цельная натура. Это герой, которому хотелось бы подражать».
Грайар Грайарович в этом году отметил 82-летие, но несмотря на почтенный возраст полон сил и творческой энергии. Его новая опера в камерном исполнении ранее уже исполнялась в Петербурге, где Ханеданьян уже многие годы работает вместе с женой, певицей Ларисой Гергиевой, в Мариинском театре, пестуя молодых певцов. Полноценная же премьера стала главным событием сезона для Владимирской губернии и не только.
Город Александров, не избалованный крупными театральными событиями, был избран для постановки оперы неслучайно. Именно в честь Невского героя получил он своё имя, и сам Александр Ярославич любил приезжать сюда на охоту. Опера предстала перед зрителями в форме яркого костюмированного сценического действа с 3-D декорациями. В постановке было задействовано без малого сотня артистов. В постановке приняли участие солисты Мариинского театра, симфонический оркестр под управлением Филиппа Селиванова и Камерный хор «Распев» под управлением Заслуженного деятеля искусств России Натальи Колесниковой. Важно заметить, что помимо центральных мужских партий – князя Александра, магистра Ливонского ордена, хана Сартака, маэстро Ханеданьяну удалось создать и яркие женские партии, в первую очередь – княгини Александры. Эта партия позволяет исполнительнице как раскрыть вокальный диапазон, так и проявить актёрские дарования. Главные партии исполняли молодые артисты Мариинки, ученики Грайара Ханеданьяна и Ларисы Гергиевой.
На фоне практически уничтоженного Большого Мариинка сегодня остаётся настоящим бастионом классической музыки вообще и оперного искусства в первую очередь. И особенно отрадно, что театр не ограничивается лишь питерской публикой и зарубежными гастролями, но активно стремится нести великое искусство в русскую провинцию.
Ещё одно музыкальное приношение Александру Невскому состоялось в те же дни в Москве. Разумеется, не в Большом театре, а в Московской консерватории. Здесь органистка Евгения Кривицкая и режиссёр Петр Татарицкий создали программу «Сказание об Александре Невском. Русское действо», в котором соединились творения Прокофьева и Бородина, Глинки и Черепнина, Екимов и Квинта, стихотворения Блока, Денисова, Филлипенко, Майкова и житийной повести о солнце Земли Русской. Всё это, соединённое вместе, явило собой истинное музыкальное торжество русского духа.
Но на этом отметившая в этом году 155-летний юбилей консерватория не остановилась. 5 сентября в её стенах прошло ещё одно торжество и ещё одна премьера – композитор Антон Висков представил зрителям ораторию «Заветы князя Александра. Русский рубеж». Накануне премьеры Висков рассказал о своей новой работе газете «Культура»:
«Ко мне обратился регент собора Александра Невского, что в старинном городе Егорьевске, Илья Ковалёв с просьбой написать для его клиросного коллектива несколько песнопений на канонические тексты, посвящённые святому. Так возник небольшой цикл, который получил широкое распространение в церковно-певческой практике и был переложен также и для мужского хора. Меня также заинтересовали духовные стихи калик перехожих, в которых отразился образ самого благоверного князя, да и всей той эпохи. Это достаточно большой корпус памятников народного поэтического творчества, простота и музыкальность стихосложения которых очень быстро обрели своё музыкальное воплощение, главным образом, в столь близкой мне стилистике канта. Однако основой оратории стали песнопения, написанные в разные годы и объединённые в кантату, посвящённую Александру Невскому. Самые ранние из них относятся ещё к 90-м годам прошлого века. Кроме того, весной этого года я работал сразу над двумя документальными фильмами, посвящёнными князю Александру. Литературной основой оратории стала «Повесть о житии Александра Невского» — выдающийся памятник древнерусской литературы XIII века, текст которого на концерте прозвучит в моём собственном исполнении. В оратории превалирует мелодическое начало, с ярко выраженными национальными интонационными истоками, несколько номеров с солирующими голосами чередуются с хоровыми сценами, близкими по стилистике большой русской опере эпохи «кучкизма»».
Обращение к народным мотивам – чрезвычайно характерная черта для многих русских композиторов, начиная с Глинки. Особенно ярко проявилось оно в творчестве Мусоргского. Оратория Вискова совершенно продолжает эту прекрасную традицию русского музыкального искусства. Композитору удалось создать по-настоящему русское произведение, в котором звучит песенно-сказительный голос нашего народа, того народа, который мы практически потеряли в самих себе к настоящему дню, народ русского и православного. И благодаря таким музыкальным произведениям мы обретаем себя заново, обретаем душу свою, невидимо соединяемся с далёкими нашими предками – в общем пении-молении, ибо где-то далеко-далеко отсюда голоса их продолжают звучать стройным и могучим хором, к коему примыкают чудом Богом вдохновенного искусства наши музыканты, исполнители, а вместе с ними и мы.
Душа народа жива до тех пор, пока способна рождать чудо музыки и поэзии, пока музыка и поэзия звучат в ней. Музыкальные приношения святому праведному князю Александру Невскому дают надежду, что душа нашего народа ещё жива, а, значит, и мы – живы!
Агидель Епифанова
Русская Стратегия |