Совсем скоро, 18 сентября, в знаменитом, старинном Городце пройдет День народного костюма, его программа обширная — в планах дефиле традиционных костюмов, лекция-переодевание, а также экскурсии по музею «Дом графини Паниной» . В празднике сможет поучаствовать любой желающий — для этого будет достаточно одеться в народном стиле, ну или хотя бы иметь в своей одежде элементы народного костюма.
The Village Нижний Новгород подробнее расспросил организаторов Дня народного костюма о том, как поучаствовать в празднике и что надеть, а также узнал, сколько всего разных костюмов в Нижегородской области (спойлер: очень и очень много!), как выглядит нижегородский костюм и почему стоит сшить сарафан, чтобы научиться петь.
О Городце и центре «Лев и Вишня»
Наталья Дукантони
арт-директор культурного центра «Лев и вишня»
Наш центр — это частная инициатива, мы делаем проекты, которые считаем нужными и важными. Наша задача, чтобы в Городце было интересно, перспективно, по-настоящему культурно и разнообразно.
Я по профессии и образованию — социальный антрополог, жила в Москве и преподавала в РГГУ. Впервые в Городце я побывала больше десяти лет назад, в 2009 году — у нас было большое исследование малых городов. Тогда я сразу почувствовала — «Мое, надо брать!». Полностью переехала в Городец три года назад, а меньше года назад мы открыли центр «Лев и вишня» — выкупили дом, реконструировали, отремонтировали его и под Новый год запустили центр.
Мы стараемся привлекать к сотрудничеству большие города, потому что объединение ресурсов малого и большого города дает, и всегда давало, отличный результат. Например, у нас есть проект — «День защитника наличника». В городе нет проблемы сноса домов, но есть проблема полного изменения их облика. Дом, утративший наличники, с расширенными окнами и измененной формой крыши — это очень грустно. Уникальность резного украшения домов лучше понимают жители больших городов и потому мы делаем это проект с компанией «Альтуризм», которая привозит к нам волонтеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме них, мы сотрудничали с режиссером из Электротеатра Станиславский, в Городце прошла арт-лаборатория и парад проекта «Мусорги», про загрязнение всего и вся бытовым мусором. Также мы проводим иммерсивные экскурсии. Из нового значимого — мы придумали наличник XXI века. Это совместный с ИРГСНО проект разработки совершенно нового типа наличника в рамках благоустройства музейного центра. У нас есть очень большой запал на развитие Городца!
Наш центр — это частная инициатива, мы делаем проекты, которые считаем нужными и важными. Наша задача, чтобы в Городце было интересно, перспективно, по-настоящему культурно и разнообразно
В этот раз в рамках праздника «День народного костюма» мы хотим сделать мероприятие небольшого формата, тестовое, чтобы в следующем году, уже имея этот опыт, организовать настоящий, большой праздник. И мы очень хотим обрасти новыми сообщниками, прежде всего из Городца. Хотелось бы, чтобы появилась новая, по-настоящему народная традиция.
Мы приглашаем к участию всех! Есть люди, которые занимаются костюмами, для них это повод показать свои произведения, покрасоваться, а есть те, кто просто хочет присоединиться к празднику — и это не так сложно. Конечно, традиционный костюм ушел из нашей жизни почти целиком, но у нас остался в повседневном обиходе цветастый платок — можно надеть его, пояс и украшения. Для всех нас это еще и образовательный проект, мы всех призываем к экспериментам. Особенно зовем мужчин. Косоворотка, картуз, жилет, пояс, пиджак и задор. Хотя бы что-то из этого набора обеспечит успех нашего праздника. Мы надеемся, что сможем дать пищу для поля экспериментов и личных исследований в этой сфере. Это тоже интересная игра.
Галина Торопкина
сооснователь культурного центра «Лев и вишня»
Мой папа — коренной городчанин и каждое лето я бывала в Городце, а потом, после института, вышла здесь замуж. По профессии я инженер, работала в коммунальном хозяйстве, конструктором на заводе, и в какой-то момент попала в музей. Я проработала пять лет в музейном комплексе Городца, это был очень интересный и нужный опыт. Когда ушла из музея, практически сразу встретила Наталью и мы с удвоенной силой стали придумывать всякую движуху.
Городец очень медленно трансформируется — может быть, это и хорошо. Реакция на нашу деятельность от местных жителей пока меньше, чем извне. Фестиваль народного костюма, который мы готовим — это первый случай, когда мы массово приглашаем горожан вовлечься. У нас есть опыт, люди про нас уже слышали. Посмотрим, как теперь отреагируют! Как и в любом городе, у нас есть ближний круг, который активно участвует в наших проектах, и есть те, кто пока просто наблюдает. Сейчас у наших наблюдателей будет повод подключиться к нашим делам.
Реакция на нашу деятельность от местных жителей пока меньше, чем извне. Фестиваль народного костюма, который мы готовим — это первый случай, когда мы массово приглашаем горожан вовлечься
Нам ценно участие каждого. Любой может поучаствовать, даже находясь на своем рабочем месте — если вы добавите в свой обычный наряд элемент народного костюма, то вы уже станете частью праздника. Наденьте бусы, платок, дедушкин тулуп или картуз из закромов, а мы развлечем необычным зрелищем, задорной вечеркой и новыми знакомствами. Кроме того, мы готовим небольшую выставку народного костюма на основе тех сокровищ, которые хранятся в в семейных сундуках. Если есть что-то, чем вы готовы на время поделиться, рассказать и показать — мы ждем вас!
Про День народного костюма и о мостике между настоящим и прошлым
Анна Нистратова
исследовательница уличного искусства и культуры Нижегородской области
Мы познакомились с Натальей и Галиной, когда приехали однажды с сестрой на праздник мастеров в Городец. Моя сестра Светлана Власова занимается реконструкцией русского костюма и мы решили, что надо на празднике походить в народном костюме. Думали, что там такой весь город будет, а оказалось, что только мы вдвоем! На нас все смотрели, фотографировались. Мы встретились с Наташей и Галей, тут же поняли, что мы единомышленники и с тех пор стали дружить.
Впервые я столкнулась с подобным праздником, когда мы с дочерью были во французском Арле — там проходит большой фотофестиваль, а мы приехали за пару дней до его начала и попали на праздник арлезианского костюма. Это было просто потрясающе — все были одеты в историческую одежду, очень вдохновляющая атмосфера, женщины выглядели просто великолепно во французских традиционных платьях.
Наталья и Галина мне рассказали об идее сделать фестиваль народного костюма. Идея великолепная и она, мне кажется, должна прижиться в каждом городе России — такой день должен быть везде. Этот праздник имеет потенциал большого социо-культурного проекта, вроде добрососедского праздника «Большой обед», который мы делали по английской кальке в 2011-2012 году. Советское время, к сожалению, убило нашу связь с корнями, но, когда хоть раз в жизни надеваешь настоящий русский сарафан, ты попадаешь под какие-то чары и хочется иметь повод надевать его вновь и вновь. Хочется иметь именно свой сарафан и свою рубаху, потому что традиция крестьянского костюма еще и в том, что каждая женщина сама для себя создавала наряд — шила, занималась декором, выбирала ткань, фасон, узор для вышивки, делала украшения. Это была зона повседневного женского творчества и только ее личное имущество, которое в дальнейшем частично передавалось по наследству. Именно поэтому довольно много дореволюционных предметов костюма дошло до нас.
Идея великолепная и она, мне кажется, должна прижиться в каждом городе России — такой день должен быть везде
Мы понимаем, что далеко не у всех есть настоящие костюмы, но если они есть, то это повод достать их из шкафа. А возможно, после праздника кто-то захочет сшить себе сарафан самостоятельно или с чьей-то помощью. Сейчас много где работают студии и мастера, которые занимаются реконструкцией народного костюма, где можно научиться шить его. Как и прежде, это не массовый продукт, это долго и дорого — надо это понимать, но радость обладания такой вещью несопоставима ни с чем. Иметь возможность одеться в народном стиле хотя бы раз в год, сделать себе такой вот праздник — это, мне кажется, важно, красиво и здорово.
В начале каждого столетия русский стиль переживает период переосмысления, и мы как раз находимся в таком временном периоде. Появилось множество людей, которые стали интересоваться фольклором, народным костюмом и историей, которую костюм сообщает. Российские дизайнеры тоже стали активно использовать русские мотивы — кто-то занимается прет-а-порте, а кто-то продает одежду в инстаграме малыми тиражами, но многие сейчас копают грядку русского стиля и это прекрасно.
Художественная культура русского крестьянства — источник вдохновения не только наших российских современников. Русский национальный костюм оказал внушительное влияние и на историю европейской и американской моды XX века. Даже знаменитый жемчуг Коко Шанель имеет русские корни. Первую жемчужную нитку ей подарил Великий князь Дмитрий Павлович Романов. В 1977 году бывший главный редактор американского Vogue Диана Вриланд сделала в музее Метрополитан грандиозную выставку «Слава русского костюма» (The glory of Russian costume). Это была всего лишь пятая выставка открытого в 1973 году института костюма при музее, что обозначает безусловную ценность феномена русского костюма для мировой сокровищницы культуры. После выставки началась мода на русское и многие дизайнеры, включая Ив-Сен Лорана и Валентино, выпустили свои «русские коллекции».
Для нас День народного костюма еще и исследовательский, просветительский проект. Мы хотим делиться нашими открытиями с интересующимися людьми и кроме того, поддержать существующую дискуссию о новом русском стиле, которая ведется в среде дизайнеров, художников и культурологов.
Связь с корнями нужна человеку — когда ты молодой или подросток, ты не думаешь об этом, но с возрастом эти корни тебя начинают находить, от этого, видимо, никуда не деться. Однако молодежь также сейчас активно вливается в фольклорные ряды. Возможно, это реакция на телевизионную пропаганду патриотизма. Подобный праздник — красивый способ отдать дань своему прошлому, предкам, и в то же время найти новую грань себя, перекинуть мостик между настоящим и прошлым.
Главным событием нашего праздника будет дефиле в костюмах с комментариями, где будут показаны народные костюмы, как в репликах, так и со старинными элементами, а также современные интерпретации костюма
Как будет проходить День народного костюма
Мы хотим встретиться в центре Городца на площади Кольцова колодца 18 сентября, в субботу, в 12:00. Наши главные действующие лица — это фольклорно-этнографические ансамбли и коллективы Нижегородской области, вместе с нашей группой мы будем ходить по городу, встречать всех, кто выйдет в народном костюме, приветствовать и, может быть, какие-то подарочки за это дарить. Все действо будет сопровождаться пением, разговорами и прибаутками.
Потом мы двинемся к музею «Дом графини Паниной», где пройдет основная образовательная программа — лекция с переодеванием в русский костюм, которую проведет Елена Тихомирова, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Синий лён» и экскурсия по потрясающей коллекции костюма музея. Методист музея «Щелоковский хутор» Елена Шабалина покажет небольшой мастер-класс, как по-разному повязывали платок в старообрядческой традиции. Главным событием нашего праздника будет дефиле в костюмах с комментариями, где будут показаны народные костюмы, как в репликах, так и со старинными элементами, а также современные интерпретации костюма. Все закончится веселой русской вечеркой, песнями, частушками и танцами.
Кроме того, пройдут экскурсии по коллекции костюма в музее графини Паниной, а в КЦ «Лев и Вишня» покажут уникальную выставку старообрядческого костюма из собрания старообрядческой общины Городца. Мы очень благодарны за участие и редкую возможность увидеть эти вещи. Кроме того, всем гостям и участникам рекомендуем посетить выставочный зал в антикварной лавке Antik на улице Ленина, где собрана великолепная коллекция городецкого искусства.
Елена Тихомирова
художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Синий лён»
Я с радостью согласилась участвовать в проекте — и тема близкая, и люди симпатичные. Наш ансамбль «Синий лён» базируется в Нижнем Новгороде, это студенческий коллектив НГЛУ им. Добролюбова. Занимаемся мы тем, что изучаем, реконструируем и транслируем народную нижегородскую культуру почти в полном комплексе — ведь народная культура это не только песни, это обряд, костюм, быт, отношения между родителями и детьми, между мужем и женой, это целая система, в которой искусство (песни, танцы, сказки) занимает свое место, но не является основной деятельностью. Хотя, для нас это и есть основная деятельность, мы же все-таки называем себя ансамблем.
На фестивале мы будем делать то, что умеем и любим — петь и показывать традиционный костюм. Мы занимаемся реконструкцией нижегородского крестьянского костюма XIX века — изучаем, шьем, а потом транслируем и носим, как правило, на праздниках наподобие Масленицы, Троицы, Святок и так далее. Я считаю, что место народного костюма сегодня, в основном — традиционные праздники, и я рада, что в последние годы это актуально не только для узкой группы тех, кто это любит — например, фольклористов. Сейчас на городских мероприятиях вроде «Горьковской елки» или Масленицы обязательно присутствует такой традиционный элемент — нас зовут на эти праздники, мы показываем костюмы, поем песни, проводим вечерки, играем на музыкальных инструментах и очень стараемся, чтобы аутентичное народное искусство звучало и проявляло себя в городской среде.
Мы занимаемся реконструкцией нижегородского крестьянского костюма XIX века — изучаем, шьем, а потом транслируем и носим, как правило, на праздниках наподобие Масленицы, Троицы, Святок и так далее
Как выглядит нижегородский костюм?
Надо понимать, что в каждом селе — свой костюм. Я студентам задаю вопрос — сколько районов в Нижегородской области и сколько примерно сел в каждом районе? Если помножить, то получится что-то около 1,5 тысяч единиц.
Конечно, существуют какие-то крупные типы: есть старообрядческий костюм, он узнаваемый, хотя старообрядцы у нас много где живут — это строгий, с отливом, черный или синий сарафан, золотное шитье (если праздничный вариант), белая рубашка. Есть совершенно фантастический южный нижегородский костюм— кричащие красно-желто-синие цвета, большое количество украшений, множество деталей.
Есть совершенно роскошные и очень необычные костюмы из села Чернуха Арзамасского района — там очень много шелка, золотного шитья, необычная архитектоника головного убора, силуэта костюма. Есть городецкий костюм, бренд Нижегородской области — тоже шелк и золотное шитье, но царский вариант! Если у вас прием у президента, то нужно надевать именно такой — шелковый сарафан, золотный головной убор, кокошник-«лопата». И это очень статусный костюм, в котором не будешь полоть грядки или стирать, но если выйдешь на прием, будешь выглядеть достойно.
О функциональной красоте народного костюма
Когда ты начинаешь заниматься чем-то одним, например, традиционной музыкой, то ниточка тянется, клубок катится и дальше просто нет дна — узнаешь про костюм, обряд, и понимаешь, что все взаимосвязано, ведь это целая система культуры. Можно не заниматься плотно костюмом или хореографией, но если ты этого совсем не касаешься, то поешь совсем по-другому. Я девушкам из ансамбля говорю — «Если вы сошьете себе сарафан, вы поймете, как надо петь».
В костюме красота — следствие функционала. Если ты соразмерно, функционально, по-рабочему все делаешь, это будет красиво. Сувенирного искусства в народной культуре нет совсем! Это то, что придумано в городе для того, чтобы продавать — а в деревне все красивые вещи работают. Прялки раскрашенные или вырезанные, сундуки (вот здесь стоит один — дорогой, кованый, сложной работы, но в нем хранят вещи, он полезен) — в общем, за что ни возьмись, все вещи имеют свое рабочее значение, в том числе и костюм.
Сувенирного искусства в народной культуре нет совсем! Это то, что придумано в городе для того, чтобы продавать — а в деревне все красивые вещи работают
Про эстрадную культуру
У нас с эстрадой разные задачи. Я бы не стала сравнивать и говорить о том, кто круче. Многие из них делают классно. Вот последний пример, как на открытии нижегородского кремля был перформанс, приехала группа из Москвы «Комонь», организовали какую-то карнавальную массовку, и парни из ансамбля стилизованного танца «Любава» очень круто выделывали акробатику. Это круто, владение телом, это национально ориентировано, и это достойно уважения.
Еще Дмитрий Покровский, исследователь и исполнитель русского фольклора в Советском Союзе, профессиональный музыкант, говорил о том, что самый большой наш проигрыш — в непрофессиональной подаче искусства, мы проигрываем тем, кто это делает хорошо, пусть, может быть, и не то. Поэтому и нам надо делать свое дело хорошо — и мы стараемся.
Часто к нам приходят, услышав профессиональную актуализацию народной музыки — Сергея Старостина, ансамбль «Комонь». Люди начинают копать — «А это вообще что? Это русская музыка? А откуда они ее взяли?». Или вот фолк-группа «Отава Ё» — они уникальны чем? Они делают очень просто, демократично, в своей рок-атмосфере. Но когда сто или двести человек в клубе стоят и поют хором все куплеты «Камаринской»... Даже я не знаю все куплеты, а люди стоят молодые, по 20-30 лет, и поют — я просто снимаю шляпу! «Отава Ё» — молодцы, потому что потом, когда их поклонники услышат аутентичную «Камаринскую» в нашем исполнении, они, может, не споют ее с нами (у нас другие слова), но точно узнают музыку, и это шикарно.
Наталья Дукантони
Надо понимать, что костюм — это такой ключевой момент. Если тебе говорят — «Играем в русские игры!», а ты пришел в джинсах, то получается диссонанс и это всегда чувствуется, ты понимаешь, что все не по-настоящему. А если надел костюм, ты совсем иначе начинаешь себя ощущать. Человек может не участвовать в нашем празднике, а просто заниматься своими делами, но если он будет в этот день в народном костюме, то ему будет особый почет и уважение с нашей стороны.
Мы дадим инструкцию, как можно простыми средствами одеться в народном стиле. Женщины конечно должны надеть платье и юбку. Джинсы или брючный костюм, как основа, не подойдут. Платье может быть практически любым — его можно дополнять различными элементами– платком, бусами, поясом, другими элементами. Может у кого-то кокошник есть! Для мужчины — жилетка, рубашка, а если есть косоворотка или картуз — вообще здорово. Мы не ждем точных реконструкций, мы ждем маленького шага, который впоследствии может оказаться началом большого пути. Очень всех ждем на нашем фестивале в Городце!
Выражаем благодарность «Заповедным кварталам» за помощь в организации съемки.
|