На священной земле Можайской в сентябре 2021 года открывается Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень». В рамках его по традиции проходит фестиваль документального кино «Небесный град и земное Отечество», а также встречи можайцев с российскими деятелями культуры и искусства. Фестиваль – это дань памяти героям Отечества и памяти инициатора проведения фестиваля, ученого, писателя В.Н. Ганичева.
Возглавляет конкурс документального кино народный артист России Михаил Ножкин, а песенно-музыкальный марафон заслуженная артистка России Татьяна Петрова.
Участники приедут на фестиваль из Москвы и Тулы, из Архангельска и Пскова, из Республики Татарстан, из Республики Мордовия, из Республики Беларусь. Будут те, кто постоянно приезжает в сентябрьский Можайск, и те, кто впервые шагнет на поле Бородинское и прирастет к нему всем сердцем. Но о них наши рассказы впереди.
Открывая фестивальный показ документального кино «Небесный град и земное Отечество» фильмом «Последние нашего племени» Максима Скороходова.
И хотя работа Максима Скороходова обозначена как репортаж, можно с уверенностью сказать – это полноценный документальный фильм о вологодской деревне ПожарИще. И не только о ней, затерянной и увядающей деревне.
Он о боли, которую не лечат – становится некому лечить.
Фильм о надуманном, искусственном изгнании молодежи с родных мест, где, по словам людей, родился, там и пригодился.
Это кино, заставляющее переживать, радоваться и горевать. Радоваться былому особому русскому языку, традициям народным, неразрывной связи человека с родной землей. Горевать по растерзанному языку, по растоптанным традициям, по брошенной плодородной земле.
Есть ли связь между работой Максима Скороходова и идеей «Бородинской осени»? Самая что ни на есть прямая: здесь, в Можайске, на поле Бородинском, Русь за землю свою родную на смерть стояла. Воевала и думала – износа не будет труду и преданности народа.
НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ КОРОВИН
Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, отвечая недавно на вопросы журналистов, сказал о предстоящем в Можайске шестнадцатом по счету фестивале «Бородинская осень»:
– Многие спрашивают, что нового будет на этом фестивале? И мне хочется сказать, что суть духовно-просветительского форума не в новинках, хотя их будет немало, а в его верности заявленному на первом фестивале вектору служения добру, умению участников ответить жителям Можайской земли, по слову Николая Рубцова, добром и любовью. И мы, участники фестиваля, обязательно поделимся добром и любовью с милыми сердцу можайцами. А будут гости из других российских регионов – и с ними тоже. Обязательно.
Фестиваль, по словам С. Котькало, объединяет духовенство, писателей, поэтов, художников, артистов, кинодокументалистов, певцов. Цель фестиваля – открытие новых имён, поддержка талантов, коими так богата российская земля. Надо видеть, с какой радостью встречаются в Можайске участники фестиваля, приехавшие из разных уголков нашей страны, а порой даже из зарубежья! Для них это не только возможность показать себя, но и посмотреть на других, обменяться опытом, напитаться этой особой атмосферой фестиваля, подзарядиться на дальнейшее созидание. Творческое сообщество Можайска охотно примыкает к работе фестиваля и тоже на выставках и на подмостках демонстрирует свои успехи.
Добавлю к сказанному, что можайцам, да и самим участникам фестиваля, предстоит много нового услышать и увидеть. А вам, мои дорогие друзья, коротенькие наши заметочки тоже позволят окунуться в атмосферу бородинского праздника, потому и буду знакомим вас с людьми необыкновенно талантливыми и их работами. Не менее талантливыми.
Хочу познакомить вас с фильмом из цикла «Русские в мировой культуре». Его создал режиссер Денис Чуваев вместе с творческой группой единомышленников. И посвящен он знаменитому русскому художнику Константину Алексеевичу Коровину.
Помните картины Константина Коровина «За чайным столом», «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», «Портрет хористки»...
Коровин был главным декоратором императорских театров: петербургских Александринки и Мариинского, Большого и Малого – в Москве.
А фильм, к моему удивлению (и к вашему будет тоже, уверен) не о полотнах художника – он о писателе Коровине, о романтике Коровине, о судьбеискателе Коровине. С детства и до своего последнего часа Константин Алексеевич искал мыс Доброй Надежды, где люди, все без исключения, должны быть наделены счастьем, радостью, милосердием.
Мысом Доброй Надежды должна быть Родина, где живет и трудится человек. Живет не для себя – для земли. И он рядом, этот мыс, – вон там, за рекой, куда по вечерам укладывается на ночь солнце.
Актер Александр Михайлов, которому создатели фильма вручили его ведение, вслед за Коровиным ищет дорогу к мысу Доброй Надежды. Да даже не вслед, а вместе с удивительной личностью – писателем Коровиным.
Давайте смотреть фильм, пришедший на конкурс документального кино – на фестиваль «Бородинская осень». Смотреть, слушать и мечтать.
ДА РАЗВЕ СЕРДЦЕ ПОЗАБУДЕТ
Каждый раз, когда мне предстоит говорить о Максиме Щербицком, ловлю себя на трудном состоянии. С одной стороны Максим – певец, наделенный бархатным голосом, способным влюбить в себя. С другой Максим – незаурядная личность, в которой разобраться просто невозможно. Открытый и замкнутый, простой и непостижимый, родной и держащий дистанцию. Он вроде бы вот рядом с тобой, а мысли его далеко сейчас.
Мне и раньше приходилось встречаться и даже дружить с некоторыми похожими на Щербицкого певцами. И что удивительно, в этом общении и дружбе было одно непостижимое качество: ты понимаешь в итоге, что певец сам себе не принадлежит. Он принадлежит музыке. Он принадлежит литературному слову. Он всегда в поиске. Он ищет свою песню.
Именно такой певец Максим Щербицкий, солист ансамбля Росгвардии, лауреат многочисленных российских и международных конкурсов, награжденный медалью выдающегося музыканта Георгия Васильевича Свиридова, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура».
Я как-то уже говорил, что Максим избрал для себя непростой путь, особенно в наше время: он бережет советскую песню, в которой честь, достоинство и гордость всегда стояли на главном месте. Быть человеком, настоящим человеком. Не позволять ни на миг пренебречь памятью предков. Нести гордость российской истории.
Именно такой творческий путь избрал для себя певец и, насколько мне известно, ни разу не пожалел об этом.
Как может чувствовать себя человек, который вышел к зрителю, запел песню из «Офицеров» и увидел, как поднялся зрительный зал и стоя, переживая и волнуясь, вместе с певцом читал поминаньице – бережную память своей семьи.
Что тревожило слушателя-зрителя, когда Максим начинал «Как молоды мы были»? Он вместе с Пахмутовой и Добронравовым не жалел ушедшего времени, а мило и сердечно радовался прожитому. И вместе с ним радовались люди, для которых он пел и поет.
В прошлом году я просил и настаивал, чтобы Максим на «Бородинской осени» пел Шостаковича – «Питерский вальс», произведение, практически незнакомое широкому кругу зрителей. Щербицкий кивал головой: мол, успокойся, спою, конечно. И не пел.
– Петербург и Бородинское поле. Какая связь? – задал он мне вопрос, когда я ему высказал свою обиду.
– Как – какая? Да самая прямая. Героическая. Легендарная. Народная.
Сговорились: Максим в этот раз, в сентябре, будет петь Шостаковича. Будет, как всегда, гордиться Родиной своей. И нашей. Россией гордиться.
ДЛЯ РОССИИ ПОЕТ И ЖИВЕТ
Ее часто называют наследницей Лидии Андреевны Руслановой. Называют так, скорее всего, по тому, что у Веры Каяцкой, как и у Руслановой, мордовские родовые корни, а еще и по тому, что у Каяцкой, как и у Руслановой, нет границ в голосовых возможностях. Поет – так поет. Страдает – так страдает. Радуется – так всем возле ее голоса радости хватает.
Так ведь с детства с Верой было. Она родилась и росла в большой и дружной эрзянской семье, в которой любили и – главное – могли хорошо работать, варить рассыпчатую пшенную кашу, а из нее ни на что не похожие блины. Ешь – не наешься.
А еще в семье Прохоровых постоянно было включено радио. Настоящее радио, то еще – не нынешнее. По нему звучали песни народов огромного Союза, и все их не только слушала, но и знала Вера.
Да что тут знать – запоминала, пела, не навредив незнакомой, только что услышанной песне ни единым неправильным звуком.
Из тех далеких времен до сих пор вспоминают люди в ее родной эрзянской деревне, как вся округа спешила осенними, зимними вечерами в клуб послушать Веру Прохорову.
А она и пела с радостью. Пела малышка и напеться не могла. Часто соседка Прохоровых баба Рая вспоминала, рассказывала и смеялась над собой, как она картошку по осени копала:
– Ох, уж эта Вера! Копаем картошку, а она работает и поёт, и поёт! Облокочусь на лопату, стою, слушаю, будто заворожили меня. Очнусь, Прохоровы уже пол-огорода выкопали! А я всё «концерт» слушаю!»
Она и в школу пошла, повторив дорожку толстовского Филиппка. Шесть годочков ей было, в первый класс брали только с семи лет. Строго с семи. Брат и сестра первого сентября на уроки пошли, а Вера места себе не находила.
– Что ты ерызгаешь, – сокрушалась мать. – Через год пойдешь.
Да куда ты! Разыскала старенький рваный портфель, сунула в него кусок хлеба с помидором и пришла в школу. Встала возле открытой двери и замерла.
– Ты кто же такая? – обратила на нее внимание учительница.
– Да это Верка Прохорова, – зашумели ребята. – Ей страсть, как хочется в первый класс.
– Что же ты можешь? – спросила девочку учительница.
– Да она песни поет, как Русланова.
– Споешь нам?
И Вера запела. Родные песни – мордовские и русские.
Так вот в первый класс и пошла с шести лет.
Так затем в музыкальное училище попала, не имея начального музыкального образования. А уж в Гнесинку поступала в министерстве культуры в Москве. Как? А вот как. Опоздала на вступительные экзамены, но когда ее прослушали, преподаватели стали просить дополнительное бюджетное место у министра культуры. Тот упорствовать не стал, только сам захотел послушать Прохорову, прежде чем принять какое-то решение. И время назначил.
Приготовилась Вера. Надела настоящий мордовский народный костюм – а он тяжеленный. Жара на дворе, жара и духота в аудитории.
Нет министра. Телефонным звонком Вера приглашалась в министерство – там ее министр слушать будет.
И что прикажете делать? Вера помчалась в министерство, в большой актовый зал, и все министерство на сорок минут прекратило работать: голос будущей певицы всех поверг в шок.
– Да я нисколько не сомневалась, что Вера будет учиться в Гнесинке, – сказала тогда Нина Константиновна Мешко. – Это не просто певица, это настоящий народный самородок. Государственное достояние.
Она потом также к Зыкиной пришла в ансамбль «Россия» и объехала с народной песней не только Россию – полмира.
Теперь Вера Каяцкая работает в Московской областной филармонии солисткой Государственного ансамбля русской музыки и танца «Садко». 25 лет работает и на протяжении 15 лет — солисткой Центрального концертного образцового оркестра имени Н. А. Римского-Корсакова Военно-Морского флота России.
Вера Каяцкая с достоинством носит звание заслуженной артистки Республики Мордовия. Да уж, тут нечего сказать – Мордовия всегда могла ценить талант человека, не в пример нашему российскому министерству культуры. Как недавно мне написал священник из Йошкар-Олы Евгений Самойлов, «Вера Ивановна давно народная артистка России. Так люди считают. Все без исключения».
Широкий, раздольный, могучий и трепетный голос Веры Каяцкой во второй раз зазвучит в этом году на фестивале «Бородинская осень». Помню, как в прошлый раз она вышла к зрителям вместе с сыном Никитой (он, кстати, студент Московской государственной консерватории, будущий оперный певец) и запели исповедальную, наставляющую на жизнь песню Пахмутовой «Мать и сын». Зал ахнул – такого сердечного единения матери и сына песня эта еще не знала.
А что тут не знала? Какую бы песню Вера Ивановна Каяцкая не запела, она сразу становится ее песней. И нашей. Народной.
ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ ДУША ЛЕЧИТСЯ
Эти слова – через детей душа лечится – принадлежат Федору Михайловичу Достоевскому, великому русскому писателю, мыслителю, скромному православному просветителю. Именно они, как нельзя лучше, могут быть эпиграфом к фильму режиссера и сценариста Андрея Железнякова «Евангелие от детства», представленного на конкурс документального кино всероссийского фестиваля «Бородинская осень». Я не стану подробно рассказывать о фильме. О нем не говорить надо – его смотреть надобно. И не детям, а нам, взрослым. А вот об авторе фильма чуть-чуть расскажу.
Андрей Константинович Железняков не сразу пришел в документальное кино, я бы сказал – в философское документальное кино. Он окончил Свердловское театральное училище, получил профессию актера драматического театра и поступил во ВГИК.
Работал актером в театре, а затем ушел ассистентом режиссера Свердловской киностудии, где и увидел в документальности правду жизни, ее смысловую нагрузку.
Железняков «придумал» сценарии для нескольких фильмов и снял их.
Почему я слово «придумал» заключил в кавычки? Только по тому, что оно не совсем точно определяет деятельность режиссера и сценариста. Придумать можно художественную работу с выдуманными героями, с необозначенным конкретно местом действия, с приводящей по желанию автора к развязке. Документальное же кино всегда, насколько я понимаю, – кино оппонентов. Есть автор и его первоначальные задумки. Есть цель, которую он стремится достичь, и есть действующие лица, идущие, чаще всего, в разрез с задумками автора.
Именно вот это самое триединство и составляют основу «Евангелия от детства» – не от апостолов, к которым мы привыкли и которых научились слушать и слышать, а от детей, живущих в разных городах и странах. Константин Железняков вместе с детьми ищет разъяснение не слову, а понятию счастья. И в этом поиске открывается истина – для чего человек на Земле, что такое семья, какова она – радость жизни.
Фильм всего-то идет 49 минут, даже часа нет, а в нем современный ребенок, живя в современном мире, чувствует Царство Небесное, отзывается своим чутким детским сердцем на мир духовный. Душа ребенка воспринимает этот мир гораздо тоньше взрослого, он для них также реален, как мир вокруг.
Важно за этот неполный час увидеть и почувствовать мир детскими глазами, тогда, может, и у нас, взрослых, откроются глаза и души.
Смотрите и внимательно слушайте, читайте «Евангелие от детства».
В ОКАЯННЫЕ ЭТИ ДНИ
РУССКИЙ РУССКОМУ ПОМОГИ
В заголовок к представлению конкурсных фильмов я взял строчку из стихотворения Леонида Корнилова. А вместе с вами я смотрю сегодня две работы: фильм белгородского режиссера Дара Шиляева «В окружении» и фильм Александра Кучеренко «Ангасолка».
Если первый фильм только что пришел ко мне, то второй давно лежит у меня в портфеле.
Они сценарно разные, как разные по подаче материала, но близкие и родственные по сути своей. А предваряя их просмотр, не стал писать коротенькую рецензию – взял только что опубликованное обращение к нам, людям, солиста группы «Ярилов зной», лауреата премии Союза писателей России «Имперская культура» Александра Щербакова. Он, как всегда, и творчеством своим, и жизнью своей отстаивает гражданскую сущность русского человека, его предназначение на каждый день и на каждый час.
Мне показалось, что Сашино слово к нам, друзьям его, будет лучшим «мостиком» к работам режиссеров документального кино.
«Вот какая мысль пришла в голову, – написал сегодня Александр Щербаков. – Не секрет, что во всём мире и в самой России идёт волна неуважения и агрессии к русским людям, взять, например, олимпиаду в Токио (выступаем без гимна и флага), убийства наших ребят в Москве, которые заступались на улице за русских людей перед приезжими мигрантами (наверное, вы об этом знаете), избиение мальчика в Киргизии за то, что он Христианин, недавнее насилие в аэропорту Киргизии над русскоговорящей девушкой за то, что она говорила по– русски, ежедневные драки мигрантов с русскими в Москве, хамское поведение таксистов по отношению к коренному населению. И таких случаев множество.
Братья и сёстры! Думаю, что всё это в большинстве случаев происходит не от того, что мы хорошие, а все плохие, а от того, что мы сами (Русские) себя и друг друга не уважаем, не помогаем друг другу, не контролируемой самих себя, своих детей.
Возьмём, например, песни, которые транслируются на наших радиостанциях, и артистов, которые не сходят с экранов телевизора: почти в каждой песне неуважение к женщинам (сучки, самки, годные только для того, чтобы их «иметь»), а ведь это наши сёстры, наши дочери, наши Мамы. Наркотики, потребительское отношение ко всему.
Где сейчас, на каких радиостанциях и телеканалах, можно найти песни или клипы, в которых поётся о нормальных человеческих ценностях (дружбе, целомудрии, настоящей любви, уважении, любви к Родине). Да, эти песни есть, но они на задворках, в пыли, в грязи, их не видит и не слушает молодёжь (за редким исключением).
Неужели мы не можем сказать – Нет пошлости и разврату в СМИ, в интернете?
Нельзя бросать в беде ни одного русского человека, не важно, в России он или за её пределами, ни одну девочку, ни одного мальчика. Сколько раз я слышал от обычных людей, что позор для Великой страны собирать по копейке для больных деток, я согласен – это Позор. Но если «наверху» плевать на это – мы на это, простые люди, плевать не должны.
Нельзя быть хладнокровными и думать, что от нас ничего не зависит. Это ложь, от нас зависит многое. Мы ведь можем подавать хороший пример детям, не бухать, не курить в их присутствии, не унижать, не оскорблять друг друга, заниматься спортом, ходить в Храм, быть терпимее и рассудительнее с окружающими, не выкладывать в сеть свои полуголые фотографии (это больше к девушкам), не делать аборты, приходить на помощь, а помощь нужна ежедневно и очень многим. Вспомнить, что мы великий народ, у нас великая тысячелетняя Православная цивилизация, Святая Русь, и это не слова. Где наше благородство, жертвенность, общинность?
Если мы вспомним, кто мы, зачем мы, и не будем во всём винить только власть и других, то тогда и другие народы нас снова зауважают, они поймут, что за хамство последует неминуемое наказание, власть поймёт, что мы не стадо баранов, а люди с великой победоносной историей, которую мы носим в себе и проецируем на сегодняшний день, и не позволим развращать и растлевать наших детей.
У нас ведь всё есть: прекрасные традиции, великолепные народные песни (глубокие по содержанию), множество реальных героических и нравственных примеров. У нас есть наша Православная вера!»
Вот такое оно – горькое, но искреннее, болевое слово певца Александра Щербакова.
Об этом же памятный фильм губкинских кинодокументалистов.
О радости настоящего детства фильм «хохла» Александра Кучеренко, защищающего славянское братство народов.
Надеюсь, что авторы фильмов Дар Шиляев, Александр Кучеренко и певец Александр Щербаков встретятся с нами, народом, на святой богатырской Можайской земле.
ВО СЛАВУ РУССКОГО ДЕЛА
Скорее всего, ошибусь, если буду подсчитывать, сколько фестивалей на нашем с Татьяной Семушиной счету.
Помню: «Бородинская осень» шла, пробовала свои силы и приживалась в Можайске. Не просто приживалась – каждое новое дело всегда организационно трудное, с вопросами, с сомнением.
На начальной стадии нам с Таней не пришлось участвовать, наверное, организаторам не до нас было. Нас пригласили, когда родник преподобного Ферапонта Можайского расцвел, возродился из пепла.
На самом деле так. Под стенами старинного и старейшего русского Ферапонтова мужского монастыря, в низине, со всех сторон окруженного крутыми склонами, сотворили люди свалку. Огромную, на тысячу КАМАЗов, выгребную яму. Но ведь что удивительно: по донышку оврага, заваленного изуродованной мебелью, старыми шмотками, очистками и отходами, паутинкой жил некогда здоровый и прозрачный родник – Ферапонтов ключ, и о нем многие можайцы помнили.
Вот сюда-то и привело сердце председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева со товарищи, когда он задумал делать еще одно русское дело – фестиваль духовности и культуры под названием «Бородинская осень».
Нашлись люди (о них мой рассказ впереди) и освободили из грязной темницы Ферапонтов родник, и он запел, заиграл, собирая народ со всей округи. Восстал родник в полутора километрах от памятного, овеянного славой русской доблести Бородинского поля.
Вот на просторный и свободный фестиваль мы с Татьяной Семушиной и попали впервые. Считай, лет тринадцать назад.
Вот все эти годы с замиранием и радостью слушает родник чистый и дивный голос русской певицы, и Таня стала любима можайцам и родной.
В этом году певица вновь будет петь русскую песню во славу богатырского поля. Да не одна она поедет, а за руку приведет на фестиваль свою ученицу – студентку музыкального колледжа имени Ипполитова-Иванова Диану Ашаеву. Присмотрела она девочку в Ярославле, певучую, энергичную, рожденную для сцены и радости, рожденную голосом своим приносить радость людям.
И вновь зазвучит раздольный голос Татьяны Семушиной на фестивальных площадках, а рядом с ней зазвенит голосок ее ученицы Дианы Ашаевой. На счастье людям они разольются. Во славу и жизнь русского дела.
ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ ФЕСТИВАЛЯ
У «Бородинской осени» завидное будущее. Скорее всего, об этом думали организаторы фестиваля, приступая к новому делу. А в чем оно заключалось? Ну, уж никак не в развлекательном действе с ряжеными войсками, с шашлыками, с рюмочками и стаканами. Этого достаточно у нас по всей Руси – веселье, веселье и веселье.
Задумывалось словом, музыкой, песней, конкретным делом возвернуть былую славу Государства Российского и передать эту память в надежные молодые руки, которые бы не выпустили могучую историю, а, напитавшись ею около Бородино, сохранили имена Кутузова, Багратиона, Тучкова... Сохранили и уже сами передали на память и сохранение своим ровесникам.
И задумка увенчалась успехом. Из года в год ряды участников фестиваля полнятся молодыми талантами, которых приглашают устроители и которые пишут со всех концов страны с просьбами приехать на «Бородинскую осень».
Почему-то мне кажется, что каждый из них, желающих, непременно встанет на священную во славе и памяти землю. Не сегодня, так завтра.
Приедет же в этом году на фестиваль молодой туляк Александр Федосеев. Уж ему-то, сроднику искусного Левши, как тут не быть. Не мастерит Саша самоваров, не пускает в жизнь знаменитые тульские баяны, не подковывает блоху, зато отменно играет на тульской гармошке и поет всласть народные песни. Душой играет и душой поет.
Впервые приедет на фестиваль Иван Юрков. Родом из Республики Беларусь, Ваня корнями родовыми уходит в певучую рязанскую сторону. Отсюда, наверное, его особенная любовь к балалайке.
Ваня только что с отличием закончил Ипполитовку и вступает в непростую творческую жизнь. Славно, что она начинается отсюда, из героического Можайска, где сам воздух силы прибавляет и уверенности. А парню они ох как пригодятся!
В третий раз приедет на встречу с Ферапонтовым родником, можайцами, друзьями-артистами, полем Бородинским Дмитрий Милов. Красавец-парень, будто рожденный для гуслей, редчайшего былинного инструмента. На былинной земле только им, звончатым, певучим, и петь, и радовать людей русских.
Не новичком вступит на фестивальную дорожку певец из Краснодара Павел Яшков. В его репертуаре воедино переплелись народные песни, незабываемые советские и новые, современные. Только новые не в шоу выращенные, а сильные, смысловые, гражданские. Такие любо-дорого послушать и припрятать в своей памяти – не на день, не на час, а на года.
Вот такая золотая молодежь собирается в эти дни в путь-дорогу, на «Бородинскую осень». Настоящая молодежь. Крепкая, сильная, талантливая, за которой завтрашний день в русской истории.
СОБИРАТЕЛЬНИЦЫ
Мне не хотелось бы сегодняшнюю свою заметку о шестнадцатом Всероссийском фестивале «Бородинская осень» начинать с объявления, но действительность такова, что прежние числа его проведения по понятным политическим событиям передвигаются. Для участников и гостей фестиваля говорю: можайский праздник духовности и культуры пройдет 11-12 сентября. Этого года, разумеется.
Мы уже привыкли, что позывные фестиваля всегда раздаются на роднике преподобного Ферапонта Можайского в канун Рождества Пресвятой Богородицы. На Руси этот день отмечается, как день всемирной радости и начала исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели.
Зачинатели фестиваля – писатель, историк Валерий Николаевич Ганичев и его собратья-можайцы – и ставили перед собой задачу водрузить преграду нашему беспамятству, надругательству, небрежению славной русской историей, великой русской литературой, несравненной русской песней и музыкой.
Нет сегодня Ганичева, а дело его живет и набирает силу, потому как к его начинанию приложили сердца русские женщины, получившие (не побоюсь об этом сказать) негласное послушание от Нее, чью память мы чтим 21 сентября. Чтим из года в год на протяжении многих веков.
Марина Ганичева... Редактор ведущих московских журналов, критик, писатель. Скольких талантливых людей она вывела в люди и незаметно привела в настоящую русскую литературу. И только тех, кто наделен даром чувствовать русское слово, дорожить им и сберегать его.
Марина Валерьевна с честью продолжает многие дела своего отца, как и славный фестиваль в Можайске.
Анна Евтихиева... Преподаватель Московского университета имени Ломоносова. Она учит русскому языку иностранных студентов, а едет на «Бородинскую осень» увидеть и услышать, как стойко стоят на защите русского слова молодые поэты и молодые певцы.
Анна Сергеевна тихо и незаметно продолжает начатое русское дело своего отца – писателя, профессора Сергея Лыкошина, соратника Ганичева, защитника русской национальной культуры.
Татьяна Петрова... Заслуженная артистка России, преподаватель Гнесинки, которая честно и трепетно исполняет наказ своей бабушки: «Добрым людям лихих песен не пой».
Петрова здесь, на фестивале, организовала величальный конкурс молодых исполнителей русской песни, который перерос в марафонный праздник талантливой молодежи – крепкий на голоса, силу духа, на защиту нашей родной песенной культуры.
Вот какую-то необыкновенную душевность вносят женщины в сам воздух фестиваля, окружая каждого участника любовью и заботой, оттого так вольно и свободно льется русский голос на сентябрьской славной земле. Льется и разливается по всей Руси Великой.
КАЛЕЙДОСКОП ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Так само собой получилось, что представлять фильм режиссера Петра Соколова "Добрый победитель" мне выпало на Преображение Господне – на Яблочный спас. И именно тот фильм режиссера, который пока никто не видел, не ощутил и не пережил размышления автора о необыкновенном калейдоскопе человеческой жизни.
Хочу сразу сказать: фильм с заманчивым названием "Добрый победитель" пришел на конкурс документального кино, проводимого в рамках всероссийского фестиваля "Бородинская осень", не по желанию Соколова, а по настоятельной просьбе заместителя главы администрации Серебряно-Прудского городского округа Московской области Алексея Волкова. Именно он обратился к организаторам конкурса с просьбой не пропустить неординарный фильм, фильм-рассуждение, фильм-откровение и назидательности. Только, замечу, назидательности в нем упорной нет: зрителю самому представлена возможность думать – а зачем я здесь, на Земле?
Проводить такую "философию" Петру Соколову позволила сама жизнь. Он человек удивительной судьбы. Был юнгой на Балтике, лаборантом в НИИ физиологии, санитаром в морге, актером Одесского ТЮЗа (в 80-м году он окончил легендарную Школу-студию при МХАТе), драматургом и режиссером (его пьеса «Соучастники» поставлена в Центральном академическом детском театре, питерском Ленкоме), автором программ «Слово», «Острова памяти», «Сделано в России» на Центральном телевидении.
Режиссер увидел, услышал и узнал десятки человеческих судеб, и пришел к выводу, что ничего в судьбах людей просто так не происходит. Не ожидая сам, человек, если он человек, напитывается жизнью и стойкостью других людей, до которых, казалось бы, никогда и ни за что не дотянуться.
Как пишет журналист Александр Кондрашев, каждая работа Соколова – "это исповедь, и публицистика, и проповедь. Петр Соколов – такой же, как и большинство нас, но в отличие от многих из нас он искренно ВЕРИТ. И таких людей, слава Богу, становится все больше. Его то страстная, то спокойная уверенность подкупает и завораживает. Его фильмы – о том пути, который должны проходить и проходят современные люди, чтобы стать достойными гражданами нашей Отчизны".
Конечно, я бы мог многословно и пространно говорить о "Добром победителе", но давайте вместе посмотрим работу Петра Вячеславовича Соколова и постараемся разобраться в этом, казалось бы, несочетаемом словосочетании – добрый победитель. И понять: а не про нас ли говорит режиссер? Не про нашу ли спящую, чаще всего, душу?
P.S. Спасибо звукорежиссеру радио "Говорит Саров" Александру Дорохину за неоценимую помощь в подаче материалов о "Бородинской осени".
НА КОЛЕНЯХ МОЛЮСЬ ОБРАЗАМ
Среди участников фестиваля "Бородинская осень" особняком выделяются писатели и поэты. У них "планида" такая - все видеть, все подмечать, все разуметь, чтобы потом единственной строкой открыть знакомый незнакомый мир.
Потому мне всегда интересно слушать, как читают свои стихи здесь, в Можайске, поэты, и ловить себя на мысли, что только ему, настоящему властелину над сильным, крепким, вековом русском словом, уготовлено одним штрихом рассказать о судьбе человека, о судьбе страны. И о моем "я" тоже.
Уже на протяжении многих лет неизменным участником фестиваля является Владимир Казмин. Тихий, молчаливый человек, готовый одновременно с этим прийти каждому на помощь.
Володя родился в шахтерском поселке Михайловка, что на Луганщине. Работал в шахте. Воевал в Афганистане. Потом окончил Луганский государственный педагогический университет им. Т.Г.Шевченко. Учился на Высших литературных курсах Московского литературного института им. А.М.Горького.
Член Союза писателей России. Автор семи поэтических сборников. В 1995 году вышла в свет Книга Памяти «Афганская голгофа», которая рассказывает о 161 луганчанине, погибшем на Афганской войне. В этой Книге Владимир Казмин является автором 35 очерков, составителем и редактором. Следом вышла его книга рассказов «Опаленная юность», а затем книги, повествующие о разорванном братстве славянских народов, братских народов.
И каждое его стихотворение – это проницательный взгляд на сегодняшнее горе, пришедшее на родную луганскую землю.
Больно смотреть на кровавый закат –
Так пред ненастьем небо горит.
Ночью дубы вековые скрипят –
Снятся кошмары, и демон парит.
Залпы орудий и слёзы стекла
Бьются о землю кричащей рекой,
Снова невинная кровь потекла –
Мать прижимает ребенка рукой…
Мир наш земной снова сходит с ума,
Вывернув души, сплетаясь с войной.
Плачет дождём природа сама
Над разоренной и мёртвой страной.
Я на коленях молюсь образам –
К Богу взываю в молитвах впотьмах.
Утро настало, но в памяти шрам –
Этой войны останется страх.
Как обновление – утренний свет,
Но не сложить нам крылья вины.
Злобы на веки останется след
Братоубийственной этой войны.
Давно не был на фестивале поэт Василий Попов – любимец народа. На этот раз вроде бы график рабочий позволяет ему вернуться на дорожки можайской славности.
34-летний Василий Попов, уроженец Иркутской области, удостоен Бунинской и Лермонтовской литературных премий, он обладатель ГРАН-ПРИ международного литературного фестиваля «Золотой Витязь». Между тем о его творчестве широкому кругу читателей практически ничего не известно, хотя в Москве его еще в конце нулевых заметил сам Валентин Распутин. «У Василия Попова серьёзный талант. Теперь нужно работать и работать, если он хочет стать настоящим русским писателем. Дай Бог ему сил, мужества и терпения в это непростое для России время» – писал Валентин Григорьевич.
Вася – лирик, душевный поэт, врачеватель душ русским словом. Сыновним словом.
Помню спелый, сладкий запах,
Сад и чайник на плите,
Холод яблок под рубахой
На горячем животе.
Тёплый свет лучи косые
На веранду с неба льют,
Словно лебеди лесные,
Чашки белые плывут.
За столом смеётся мама,
Наливает кипяток.
Папа бросил из кармана
В чайник розовый цветок.
Подрумяненное лето,
Дом наш старый у реки.
Сушки, в вазочке конфеты,
Под платочком пироги.
Хочется верить, что сентябрьский фестиваль вновь наполнится твердым голосом Владимира Казмина и мягкой лирикой Василия Попова.
МОЯ РОССИЯ
Анна Сиднина впервые в этом сентябре примет участие в фестивале "Бородинская осень". Она заслуженная артистка Республики Ингушетия, солистка Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной.
Открою вам секрет: за творчеством певицы давно и внимательно наблюдают организаторы фестиваля, и вот настало время, когда Аня просто обязана была приехать в Можайск и привести сюда свою необыкновенную песню.
А необыкновенна она тем, что Сиднина, наделенная от природы широчайшим голосом, совершенно по-новому, совершенно по-своему поет известные народные и авторские песни, оберегая в них душевность, умственность, преданность, любовь.
Я всегда, при каждой встрече с певицей, ловлю себя на вопросе: откуда в этой уютной женщине, совсем молодой, такое познание народного характера? А, скорее всего, это из воронежских просторов, где росла и пила из реки по имени Песня девочка. Слушала, прислушивалась, вслушивалась, как грустил и радовался песней народ.
Отсюда, наверное, ее захватывающий голос – запела и взяла человека в полон, повела за собой в судьбу, рассказала все о тебе.
И каждая ее песня – это песня о России, земле необыкновенно чуткой, любвеобильной и приснопамятной. Кому же тогда, как не Анне Сидниной, быть в Можайске и петь судьбу богатырского православного народа?
Об этом же поет и Владислав Смелов – певец из Архангельска.
Он второй раз приезжает на фестиваль в Можайск и везет с собой северный крепкий характер. Сильный и правдивый.
Давно мне не приходилось видеть человека, который бы так трепетно, нежно и стойко относился к языку архангельского народа, к его культуре, к его обычаям. Потому он создал ансамбль "Дивование" и довел его до статуса профессионального. И когда пришла весть, что Смелов стал депутатом Архангельского областного Собрания депутатов, от души порадовался: сколько доброго, нужного он сделает для культуры родной беломорской земли.
Для Анны Сидниной и Владислава Смелова песня наша, родная стала жизнью и любовью. В ней их искренняя преданность моей и твоей России.
КАК НЕ ЛЮБИТЬ МНЕ ЭТУ ЗЕМЛЮ...
Скорее всего, это последний мой рассказ о приближающемся шестнадцатом фестивале "Бородинская осень". Он уже рядом – у горизонта. 11-12 сентября у подножия старинного мужского Ферапонтова монастыря прозвучат его позывные, и писатели, поэты, певцы, музыканты, кинодокументалисты принесут свои благодарственные поклоны можайской земле, пропитанной вечной славой и вечной памятью русским богатырям. Не былинным, а настоящим, реальным, всамделишным.
Всемирный Русский Народный Собор напутственно благодарит участников, что съезжаются из разных уголков страны и ближнего и дальнего зарубежья в город славы и подвига. Центр праведного Феодора Ушакова не перестает служить духовности и русской культуре. Союз писателей России всем своим огромным составом мысленно тут же, на Бородинском поле. Попечительский Совет комплекса Святого колодца преподобного Ферапонта Можайского хлебом-солью готовится встретить фестиваль. Повторюсь – уже в шестнадцатый раз.
Каждый раз, приезжая сюда в составе делегации, не перестаю удивляться скромности Виктора Лапкина, Александра Бояра и Сергея Пригарина – людей, благодаря которым живет праздник и лучами преданности России расходится по нашей земле.
Они – и Лапкин, и Бояр, и Пригарин – яркие представители русского меценатства.
Напомню, что заложено в лексическом значении слова меценат: это лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую помощь из личных средств. Так трактует словарь. А я бы от себя добавил: это лицо, всем сердцем любящее землю, на которой родился и живет, людей, для которых старается, подрастающее поколение. Именно для сегодняшних малышей, отроков, юношей и девушек они берегут святую историческую память и любовь эту закладывают в генетический код человека.
Даже сомневаться не приходится, вспоминая горьковское "Есть ли место подвигу?" Вот что в свое время рассказывал сопредседатель Союза писателей Сергей Котькало о героях в журнале: "Бородинская осень вдохнула в можайскую жизнь свежего воздуха. Зашумел ручеек святого колодца, вырытый более 600 лет назад преподобным Ферапонтом Белозерским и Можайским. На все это требовались новые силы, новые формы организации людей. Не митинговые, а созидательные. В Можайске на таких людей дефицита никогда не было. Виктор Лапкин и Александр Бояр помогали вновь открывшимся Бородинскому и Колоцкому монастырям, чем могли. Блаженной памяти Евгений Пригарин взял на себя миссию восстановления святого источника прп. Ферапонта... Многие можайцы брались за иные добрые начинания. Однако основная масса граждан продолжала оставаться в стороне от общего дела. Чувствовались пробелы. И тогда образовался координационный центр, превратившийся в дальнейшем в Попечительский совет святого колодца прп. Ферапонта Можайского, куда вошли активные люди не только Можайска, но и из других городов России".
И Лапкин, и Бояр, и Пригарин – скромнейшие люди. В огромной электронной сети я практически не нашел их фотографий. Участники фестиваля, особенно, если они приезжают впервые, не сразу и обратят внимание на Лапкина – тихо, застенчиво, без лишней суетливости он решает организационные вопросы и делает все возможное, чтобы людям было комфортно и уютно.
Александр Бояр, сочинивший из своих фотографий фотопоэму "Я Родину вижу такою", – яркий представитель патриотов и преданнейший родному Можайску человек. Он, как и Виктор Лапкин, подхватили идею В.Н.Ганичева о проведении "Бородинской осени" и первыми увидели бесценность фестиваля для молодого поколения.
Неоценимый вклад в развитие фестиваля внес и вносит Сергей Пригарин. Это он выступил инвестором реставрационных работ Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря, летоисчисление который ведет с 1408 года.
Монастырь претерпел все нападки, и только благодаря таким людям, как Пригарин, снова ожил и воскресил молитву о героях Бородина, Великой Отечественной войны. В честь открытия колокольни ему были торжественно вручены икона небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского и памятная серебряная монета с изображением Лужецкого монастыря.
И еще об одном радетеле фестиваля хочу сказать – о Сергее Котькало.
Отдыхает ли он – сказать не могу, но его беспокойными трудами живут многие дела во славу русского дела.
...Говорят, что нельзя в заголовки материалов брать строчки из стихов. Это, говорят, непрофессиональная работа автора.
Что ж, не такой я уж и профессионал, чтобы пренебрегать сутью умных людей, которые любят родную землю, живут этой любовью и верно служат родной земле.
источник |