В Интернете в левацких и красно-коричневых пабликах и прочих ресурсах часто мелькает фраза о том, что будто бы «большевики восстановили патриаршество» или даже что «Сталин восстановил патриаршество». Так ли это?
Нет, это фейк. А что и как было на самом деле – поговорим далее.
Итак, что пишут неокрасные? Вот характерные их заявления: «патриаршество (по иронии судьбы восстановлено «безбожной» советской властью!)» или «Советское государство одним из первых приняло «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», что, фактически, и послужило восстановлению Патриаршества».
Данные утверждения – абсолютная ложь от начала и до конца.
Слово безбожная в кавычках применительно к советской власти – ну, вообще-то, без кавычек, тем более, что Ленин и его подельники охотно именовались безбожниками, в Бога не верили и не скрывали этого факта. Так что подобные кавычки – от невежества.
Патриаршество восстановила вовсе не советская власть, а Поместный Собор, идея созыва которого возникла ещё в начале ХХ века. Сторонником этой был идеи Государь Император Николай II и поддерживал её. Подготовка началась также задолго до 1917 года. Государь не одобрял многие решения своего царственного предка Петра Великого и больше симпатизировал его отцу, Алексею Михайловичу, в честь которого, как отмечают, назвал своего единственного сына. Собор начал работу в августе 1917 года и продолжал работу до 1918 года. Патриарх был избран в ноябре 1917 года – большевики были тогда заняты захватом власти. Причём Собор проходил в Москве под грохот большевицких пушек, которыми те обстреливали Кремль – памятник мировой архитектуры. Относительно законной властью в столице тогда была избранная всенародно Городская Дума во главе с эсером Рудневым (глубоко верующим православным человеком, кстати). Проходивший в те дни в Успенском соборе Московского Кремля Поместный Собор Русской православной церкви призывал не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу «во имя спасения дорогих всей России святынь, разрушения и поругания которых русский народ никому и никогда не простит».
Из наблюдений очевидца: «В Кремле снаряды попали в Успенский собор, в Чудов монастырь, в церковь 12-ти Апостолов, в Малый дворец и вообще, должно быть, пострадал наш Святой и седой Кремль больше, чем от нашествий иноплеменных. Пишут о многих разрушениях, пожарах, расстрелах» (Н.П. Окунев, Дневник Москвича 1917 – 1920). Об отношении Ленина к культурным ценностям: «2 ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля, подал в отставку нарком просвещения А. В. Луначарский, заявив, что он не может смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Но Ленин сказал Луначарскому: «Как вы можете придавать такое значение тому или другому зданию, как бы оно ни было хорошо, когда дело идет об открытии дверей перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чём могли только мечтать в прошлом?» После этого Луначарский забрал назад свое заявление об отставке».
Теперь, что касается перла про то, что якобы «Декрет об отделении церкви от государства» «привёл к восстановлению патриаршества». Всё это бьётся очень простым сопоставлением дат:
Декрет был принят 2 февраля 1918 года.
Патриаршество было восстановлено 10 ноября 1917 года (Патриарх Тихон был избран 18 ноября, а интронизация прошла 4 декабря – всё это ещё до всякого декрета, а Поместный Собор начал работу вообще в августе 1917 года).
Так что необольшевики колются на банальном незнании истории, незнании дат. Причём именно с точностью до дня. В то время события происходили стремительно и гораздо точнее отображались в истории. Никаких «приблизительно» было уже невозможно воспринимать. И как раз точность позволяет рушить любые подобные бредовые выдумки.
Декрет большевиков послужил поводом к одному – кровавому террору против Церкви и убийству десятков тысяч человек за Веру. Автор данного высказывания стыдливо об этом умалчивает. и ещё смеет кощунственно благодарить богоборческую власть за якобы «помощь» Православию.
Если же говорить о Сталине. то он всего лишь разрешил провести выборы Патриарха – в 1943 году им стал Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский). В 1925 году, после смерти Патриарха Тихона, новый Собор для избрания нового Патриарха провести советская власть не дала. Поэтому функции Предстоятеля Церкви получил Местоблюститель, который должен был исполнять такую функцию до новых выборов. Тогда им стал митрополит Пётр (Полянский), но он был арестован и фактическим Предстоятелем стал его заместитель митрополит Сергий (Страгородский), именовавшийся и.о. Местоблюстителя. После ложного известия о гибели митрополита Петра в заключении в конце 1936 года, 1 января 1937 года митрополит Сергий стал уже полноправным Местоблюстителем. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу Чистый переулок, дом 5 состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного патриарха в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове. После неё он сказал следующее:
«В моём положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением Патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит допущенные ошибки. Теперь же, когда я облечён высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божией правде, и вести людей к вечному спасению…»
15 мая 1944 года Патриарх Сергий скончался. Местоблюстителем стал согласно завещанию, написанному ещё в октябре 1941 года, митрополит Алексий (Симанский). 2 февраля 1945 года он был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе Православной Церкви после 1918 года.
Собственно, началось это изменение отношения к Церкви с встречи 4 сентября 1943 года Сталина вместе с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник НКГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты изложили свои пожелания, в числе которых было проведение Собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. Но это не было «восстановлением патриаршества», это было лишь снятием запрета на проведение Собора. Патриаршество, как я уже писал выше, было восстановлено в ноябре 1917 года. 27 октября 1943 года Патриарх Сергий направил Карпову ходатайство об амнистии 25 архиереев и священника Феофана (Адаменко), которых он «желал привлечь к церковной работе». К тому времени из всего списка в живых оставался лишь епископ Николай (Могилевский), а остальные были уже расстреляны или погибли в лагерях
Теперь самое главное, почему вдруг Сталин с подельниками так поменял политику в отношении Церкви (не полностью, а лишь отчасти, прошу заметить). Всё очень просто. Дело в том, что в конце осени 1943 года Сталину предстояла встреча с союзниками по антигитлеровской коалиции в Тегеране. И в её преддверии шла подготовительная работа. В частности, известно, что из США от президента Рузвельта пришли вопросы, связанные с преследованием Церкви в СССР. С первых дней войны президент Рузвельт увязывал помощь Америки поставками оружия и припасов Советскому союзу с прекращением гонений на Церковь. На следующий день после вторжения Гитлера в СССР в июне 1941 года он уведомил Сталина, что американская помощь и религиозная свобода идут рука об руку. В течение всего 1942 года он напоминал Сталину, что большой помощи от США не будет, пока в СССР не восстановят РПЦ. Сталин сдался Рузвельту за два месяца до Тегеранской конференции. О том, как проходило требование Рузвельта о прекращении гонений на религию и Церковь в СССР, рассказывается в книге американского историка Сьюзен Батлер «Сталин и Рузвельт: великое партнерство» (Эксмо, 2017). Фрагмент из данной книги публикован здесь. Также подробно ситуация расписана в статье историка Евгения Антонюка. Так что, по сути, большая заслуга в том, что Русская Православная Церковь смогла добиться возможности снова избрать Патриарха, принадлежит американцам во главе с президентом Рузвельтом.
Так что выводы из данного текста следующие:
1 – большевики не имеют никакого отношения к восстановлению в России Патриаршества, оно было задумано задолго до их прихода к власти и состоялось до того, как был издан декрет «Об отделении церкви от государства».
2 – большевики проводили политику активных гонений против Церкви и верующих. Многие десятки тысяч людей погибли в ходе этих гонений. Официальной идеологией советской власти был воинствующий атеизм.
3 – смягчить политику в отношении Церкви и приостановить гонения советская власть была вынуждена под давлением союзников по антигитлеровской коалиции – а конкретно, США во главе с Рузвельтом.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
* Примечание редакции "Русской Стратегии". Следует добавить, что главенство Сергия Страгородского не признавалось значительной частью Русской Церкви - в лице Русской Зарубежной Церкви и т.н. Истинно-Православной Церкви, к которой принадлежали в частности многие прославленные новомученики. Поместный же Собор, проводимый под контролем органов госбезопасности и под диктат оных не может считаться каноничным, ибо по канонам "внешние" не могут вмешиваться в дела церковные, не говоря уж о богоборцах. Репрессии же против духовенства возобновились по окончании войны. |