Доброго всем настроения!
Сегодня мы поговорим о людях, которых принято осторожно называть «особыми». И о тех, кто стремится дать им жизнь людей обычных – людей среди людей.
- Вот, гляди, - назидательно говорит папаша сынишке, бесцеремонно указывая на скрюченного ребёнка-инвалида, - будешь пить и курить – дети твои такими же уродами родятся.
- И как только ТАКАЯ ещё и родить смогла, - перешёптываются тётки в церкви, косясь на ДЦПэшницу, посмевшую «ещё и родить».
Бесцеремонные взгляды, бесцеремонное обсуждение – такова участь больных людей в мире… людей, по неведомым причинам мнящими себя здоровыми. Это угнетённое и изолированное положение усугубляется невозможностью для многих найти работу, полной в тяжёлых случаях зависимостью от родителей и, как следствие, полная обречённость в случае, если родителей не станет. «Что будет с моим ребёнком, когда я умру?» - это кошмар всех родителей «особых» детей. Ибо они знают, что будет. Их великовозрастных детей, привыкших к дому, к заботе, поместят в психо-неврологический интернат, и там они умрут в течение пары лет (статистика).
Некоторые гуманитарные организации пытаются помогать детям и людям с ментальными нарушениями, аутистам, даунам, ДЦПэшникам. Но, к сожалению, помощь эта часто носит характер поверхностный. Устроить какие-то праздники, порадовать больных и т.п. Конечно, подарить больным людям немного света и радости – дело благое. Но это ничего не меняет в их судьбе. «Особым» людям нужна социализация. Нужны условия, среда, в которой они могли бы жить, даже когда не станет родителей. Именно жить, а не доживать списанными «болванчиками». Быть людьми среди людей.
Именно такой социализацией занимается община «Преображение» в ярославской деревне Давыдово. Когда-то в разорённую деревню с закрытой школой и разрушенной, заросшей деревьями церковью приехал гитарных дел мастер Владимир Климзо с женой и тремя детьми. Несколькими годами раньше семья к ужасу знакомых покинула Москву, продав собственную квартиру, и уехала в карельскую деревню – в 80 км от райцентра. Там Климзо жили три года, но отсутствие работы для главы семейства вынудило к новой перемене места…
Что представляло собой Давыдово в ту пору? «В Давыдове мы увидели одичание деревни и развал всех хозяйств. Тут у молодежи были только две русские народные игры. Одна — «катуля», когда сгибаешь проволоку и катишь на ней колесо. Другая — подражание пьяным родителям, когда ребенок трех — пяти лет идет, кривляясь, по дороге с пустыми бутылками, притворяясь пьяным. Это был кошмар русской деревни, которая теперь пытается возродиться, но уже вокруг храма», - рассказывает бывший гитарист, а ныне о. Владимир. Сам он, равно как и его домочадцы, были тогда далеки от веры в Бога. К Богу обратил их… разорённый храм. Однажды приехавший погостить к Климзо друг предложил восстановить его. И Владимир загорелся. Уж слишком горек был вид поруганной святыни даже для пока ещё нецерковного человека. «Просто Господь постучал в наши сердца», - объяснял он впоследствии. А дальше… «мы строили храм, а храм строил нас». Сельские жители инициативу поддержали, и за шесть лет храм был восстановлен. Владимир обращался к епархиальному начальству, чтобы прислали священника, но кандидатов не нашлось. Ничего не оставалось, как принять сан самому.
Свой приход свежерукоположенный батюшка мыслил, как настоящую молитвенную общину. Или, пользуясь определением свщмч. Сергия Мечева «покаяльно-богослужебную семью». А в такой семье, в христианской общине нет «особых» людей. Есть просто – люди. Братья и сестры. И важность имеют не образованность, не красота внешняя, а единственно – человеческие души. Души, обращённые к Богу.
Однажды гуманитарная организация, помогающая людям с особенностями развития, попросила у батюшки разрешения организовать в Давыдово летний лагерь для семей с такими детьми. О. Владимир с готовностью согласился. С этого начался уникальный проект создание среды обитания для давыдовских постояльцев, иные из которых из гостей со временем обратились постоянными жителями деревни. В чём суть концепции «сопровождаемого проживание», которая вот уже 16 лет реализуется в Давыдово?
На первом этапе страдающие недугами гости живут в доме тренировочного проживания: учатся считать деньги, ходить в магазин, готовить обед, убираться, стирать… По мере понимания, что человек может делать сам, а что нет, волонтёры постепенно помогают своим подопечным адаптироваться к самостоятельной жизни. Волонтерами являются обычные молодые люди, студенты и даже дети, сверстники своих подопечных. Они приезжают из города и посвящают себя непростому служению ближним, в практике этой духовно возрастая и сами.
Второй этап – работа. Люди, живущие в общине, должны быть интегрированы в её жизнь, принимать в ней непосредственное участье, быть деятельной, полезной частью её. Равными среди равных. Своими среди своих. Чтобы решить эту мудрёную задачу, в Давыдово стали налаживать различные производства, которые давали бы рабочие места инвалидам, а также приносили бы достаточную выдержку, чтобы поддерживать существование общины, а также приглашать необходимых для её подопечных специалистов.
«Наша задача — не специальное заведение для особых детей, — говорит отец Владимир. — Мы хотим, чтобы они жили среди нас и были такими же братьями и сестрами, с которыми мы молимся в храме. Мы сознательно и с радостью берем на себя крест помощи ближнему своему, следуя заповедям Христа».
В Давыдово есть фермерское хозяйство, металлоцех, столярная мастерская, питомник по выращиванию саженцев лиственных и хвойных деревьев. Есть и детский сад, где волонтёры могут оставлять своих детей под приглядом воспитательниц и нянечек. Люди с серьёзными задержками в развитии, но крепкие физические спокойно могут работать на ферме, ухаживая за животными – коровами, овцами, свиньями, лошадьми. Общение с животными, как известно, в целом благотворно влияет на психическое состояние. Поэтому в Давыдово животные – лошади и собак - применяются и для медицинских практик.
Не требуют высокого интеллекта и глубокой специальной подготовки и работы в огороде. Давыдову принадлежат 300 гектаров сельскохозяйственных угодий, и еще 30 — под строительство новых домов и производств. И территория эта пока освоена далеко не полностью.
Одно из центральных давыдовских производств – столярное. Несколько лет назад в село переехал профессиональный мастер-краснодеревщик. Здесь делают необычные кукольные домики, которые собирают из множества деревянных деталей. Заняты в этом и люди с инвалидностью. Сперва мастерская располагалась в сарае, но с помощью краудфандинга удалось собрать 400 тысяч рублей на обустройство более просторного помещения.
Жизнь в общине организована по строгому распорядку, неотъемлемой частью которого являются и работа, и богослужения. В восемь утра маленький колокол возвещает подъем. Завтрак, молитва, работа на ферме, вязка березовых веников на корм овцам, заготовка дров… А после обеда начинаются занятия с психологами, специалистами по канис- и иппотерапии, фольклористами. И конечно музыка. Духовная, фольклорная, классическая (играет на рояле дочь о. Владимира Настя) и самые обычные песни под гитару – гитару о. Владимира, которую он время от времени вновь берёт в руки.
Местные жители на удивление легко приняли новых насельников. И последние вместе со своими настрадавшимися матерями впервые не чувствуют себя здесь «особыми», могут жить спокойно и открыто, не боясь насмешек, пересудов и обид. Многие, приезжая в Давыдово людьми нецерковными, именно здесь приходят к Богу. Исповедуются, причащаются. И это служит гармонизации отношений в самих семьях, ибо отношения между родителями и больными детьми отнюдь не всегда бывают безоблачными.
Сегодня в Давыдово живёт порядка 80 человек. Сюда едут, разумеется, не только семьи с больными детьми, но и семьи многодетные, и просто люди, которые именно здесь обрели ту жизнь, о которой мечтали. Среди них и менеджер крупной компании, и этномузыколог, руководящая давыдовским этнографическим ансамблем «Улейма», и выпускница Тимирязевской академии, выращивавшая саженцы для городского озеленения, и московский сисадмин, ныне учащий сельскую ребятню играть в футбол и хоккей…
Разумеется, далеко не все, приезжающие в Давыдово, остаются здесь. Многим оказывается слишком тяжел и непривычен сельский быт. У других реальность не сошлась с иллюзиями. Поэтому вновь приезжающим предлагается сперва пожить в общине год-другой, притереться, проверить, подходит ли им такая жить, и подходят ли они сами – общине? Специалистам, мастерам своего дела батюшка обещает изыскивать инвестиции на организацию своего дела, закупку необходимого инвентаря – с одним условием, чтобы в этом деле нашлось место и для болящих членов общины. Простой же «работяга» всегда может найти себе место на ферме или в одном из уже существующих производств. Самое же главное, истинное желание жить в православной общине и воспитывать в этой среде детей.
В понимании о. Владимира христианская община — это любовь и постоянное самопожертвование во имя ближнего, самоотдача. Община – это живой организм, который постоянно развивается. «Меня не будет, а община останется и будет жить и развиваться, - говорит батюшка. - Наша община только один из путей спасения во Христе. Бог смотрит в сердце человеку и знает, что ему нужно. Если человек устойчив в своем сердечном горении и желаниях, Бог это слышит и, как любящий отец, дает человеку возможность реализовать себя во Христе».
Сайт общины «Преображение»:
http://davydovo-hram.ru/osobye-lyudi/lager/
Агидель Епифанова
Русская Стратегия |