Более ста лет назад крымские города захлестнуло насилие. После окончательного установления советской власти в ноябре 1920 г. в регионе были расстреляны тысячи офицеров и солдат Белой армии, гражданских лиц. Одним из мест массовых казней стал расположенный на территории нынешнего Симферопольского водохранилища сад помещика Крымтаева.
Точное количество наших соотечественников, убитых в ходе террора, едва ли когда-нибудь станет известно. Но даже выявленные на сегодняшний день архивные документы с уверенностью позволяют заключить: в одном лишь Симферополе число жертв, установленных поименно, превышает 1500 человек. И это – только за период с 22 по 26 ноября 1920 г.!А ведь расстрелы продолжались и в последующие месяцы. Тех, кого не убили – ждали концентрационные лагеря. Немало людей было выслано. В последующие годы родственники жертв (те, кто не умер от голода, охватившего полуостров в начале 1920-х гг.) несли на себе клеймо «бывших людей», подвергались дискриминации. Кроме того, над ними постоянно нависала угроза новых репрессий.
Эта трагическая страница в истории Крыма стала последним кровавым аккордом Гражданской войны на Юге России и одновременно прологом к последующим ужасам.
По вполне понятным причинам в советский период о красном терроре в Крыму 1920-1921 гг., как и о поздних репрессиях, официально было не принято говорить. Лишь начиная с середины 1980-х гг., в эпоху «перестройки» и «гласности», из мрака забвения стали возвращаться имена тех наших сограждан, чьи судьбы были сломлены лихолетьем.
После распада СССР процесс восстановления исторической справедливости вышел на качественно новый этап. Стараниями историков, краеведов, религиозных и общественных деятелей, память о массовых казнях, которые проводились большевиками на территории полуострова в начале 1920-х гг., сегодня прочно перешла в публичную плоскость. Эти события не отрицаются даже теми, кто в целом положительно относится к советскому прошлому.
Но несмотря на то, что о трагедии террора знали и помнили, мемориалы на местах гибели и предполагаемых захоронений жертв стали появляться только в XXI столетии. Усилиями Русской Православной Церкви, общественности и родственников репрессированных в городах полуострова были воздвигнуты поклонные кресты, часовни и храмы. И все же многое еще предстоит сделать.
16 октября 2021 г. в пригороде Симферополя возле села Лозовое произошло событие, которое без преувеличения является историческим. Здесь состоялось торжественное открытие и освящение поклонного креста на месте массовых расстрелов военнослужащих Русской армии генерала Петра Врангеля, гражданских лиц, которые происходили в 1920-1921 гг. Деревянный крест ручной работы изготовлен на Водлозере (Республика Карелия) в местах последних боев Белой армии на Севере России. Инициаторами установки выступили Национальный благотворительный фонд «Наследие» и Союз историко-просветительских обществ «Наследие Империи». В мероприятии принимали участие представители органов государственной власти, церковных и общественных организаций. Для участия из Парижа в Крым в акции памяти прибыл председатель Общества памяти Императорской гвардии — князь Александр Трубецкой.
После панихиды по всем невинноубиенным в Крыму в 1920-1921 гг. и освящения креста епископом Ялтинским Нестором к его подножию возложили цветы, а затем состоялся митинг-реквием, в ходе которого президент НБФ «Наследие» Леонид Решетников обратился к собравшимся:
«Очень символично, что крест был сделан на месте последних боев тех, кто дольше всего сопротивлялся красному террору, он привезен в Крым с Русского Севера. На этом месте, близ Симферопольского водохранилища, были убиты тысячи жителей Симферополя, офицеры Русской армии, юнкера. Все они приняли мученическую смерть. Сегодня мы восстанавливаем историческую память о тех страшных событиях окаянного века, которые никогда не должны повториться в нашей стране».
Среди выступавших был и пишущий эти строки. По предложению Л.Решетникова я обратился к присутствующим:
«Сегодня мы являемся участниками значимого исторического события. Происходит акт восстановления памяти и справедливости, и доброго имени тысяч наших соотечественников, которые пали жертвами сурового российского лихолетья. Эти люди искренне любили свою страну. Они хотели приносить ей пользу. Они готовы были примириться с той безбожной, страшной властью, которая воцарилась на территории бывшей Российской империи. Но их жизни были трагически оборваны. Более ста лет назад они были расстреляны здесь, в окрестностях Симферопольского водохранилища. Их общее количество неизвестно до настоящего времени. Только по выявленным и сохранившимся документам речь идет о нескольких сотнях и даже тысячах. Вдумайтесь: только за один день расстреляли более 800 человек. Просто: не вызывая, не допрашивая, росчерком пера решили судьбы почти тысячи наших сограждан. <…> Возвращая долг памяти, я хочу сказать, что память о них должна жить и приумножаться. Одновременно этот поклонный крест служит не только увековечиванию памяти, но и предостережением нам, ныне живущим, и тем, кто будет после нас, как губительно может отозваться увлечение лжеидеями, которые, к сожалению, погубили Российскую империю в начале ХХ века. Увлечение революционными идеями было модным поветрием, которое поразило значительную часть российской интеллигенции. Потом ей было суждено испить горькую чашу страданий. Но это случилось потом, а тогда яд лжеидей привел, в том числе, и к тому, что произошло здесь в ноябре 1920 года. Сегодня перед нашей страной стоят непростые вызовы. Эти лжеидеи в новых обертках витают в воздухе, соблазняя нашу молодежь, убеждая, что разом отняв все и поделив, можно сделать жизнь лучше. Но жизнь все расставила по местам. Тот проект, который был реализован за 70 лет советской власти, имел свои достижения, но как он закончился и к чему он привел?..
Было время разбрасывать камни, сейчас настало время их собирать. Сегодня мы совершаем тот символический акт, который позволяет приблизится к возвращению исторической правды и справедливости».
В рамках мероприятия представитель Министерства культуры Республики Крым зачитал адрес от имени министра культуры Крыма Арины Новосельской, в котором отмечено, что Крым – уникальное место с подлинным перекрестием культур и исторических событий, обладающих эпохальным значением. Многие из этих событий являлись не только поворотными в истории России, но имели и трагический характер.
«Именно в Крыму состоялся прощальный молебен истощенных братоубийственной Гражданской войной частей Русской армии барона Петра Врангеля, за которым последовал Исход десятков тысяч людей с территории России. В разное время оценки этого важнейшего события нашей истории были различными. Однако спустя сто лет мы понимаем, что тогда произошла грандиозная трагедия в истории государства, ставшая поворотным в истории, как самой России, так и всего мирового сообщества, и поэтому сегодня для нас важно дать справедливую и объективную оценку событиям вековой давности, используя для этого все возможности, в том числе посредством увековечения памяти жертв. Сейчас мы стараемся восстановить разорванные нити, связывающие друг с другом разные этапы тысячелетней истории страны, но нет страниц, которые могут быть вычеркнуты. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся в понимании событий истории нашей Отчизны, осмыслении их итогов и уроков», - сказано в адресе.
По завершении мероприятия участники возложили к подножию креста живые цветы.
Продолжением акции памяти стал круглый стол, посвященный вопросам топонимики и возвращения исторических названий, который состоялся в Республиканской библиотеке им. И.Я.Франко, в рамках которого обсуждались события 100-летней давности и их отражение в современной топонимике. Особое внимание участники «круглого стола» уделили улице Бела Куна в Симферополе, подчеркнув необходимость смены ее названия. Мероприятие было инициировано фондом «Наследие», Крымским отделением Всемирного русского народного собора, при поддержке Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата. В его организации и проведении приняла участие Русская община Крыма. Заседание предварило памятное мероприятие, связанное с открытием мемориала в память о воинах Русской армии в районе села Лозового под Симферополем.
В работе круглого стола приняли участие президент НБФ «Наследие», Л.Решетников, председатель Общества памяти Императорской гвардии князь А. Трубецкой, епископ Ялтинский Нестор, протоиерей Александр Якушечкин, представители власти, общественности, культурной и научной интеллигенции. Вел заседание заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Вадим Петров.
Русскую общину Крыма на заседании представляли заместитель председателя общины Наталья Лантух, члены Президиума общины Александр Шевцов и Игорь Евтюшкин. Также в заседании приняли участие председатель РНКА «Белорусы Крыма» Роман Чегринец и председатель Украинский общины Крыма Анастасия Гридчина.
Открывая мероприятие, Епископ Ялтинский Нестор отметил: «Факт — ничто. Интерпретация — все. Невозможно замалчивать то, что было, но еще опаснее называть вещи не своими именами. Необходимо по фрагментам собрать полную картину исторической правды».
«Это парадокс, что до сих пор в Симферополе существует улица имени Бела Куна, - сказал Л.Решетников, - Бела Кун занимался развёртыванием красного террора, жертвам которого, невинно убиенным людям, мы поставили сегодня поклонный крест. Этот человек до 1955 года вообще не упоминаем нигде. За такое могли из партии исключить, а при Сталине – посадить. Но в 1955 году те люди, которые Крым отдали Украине, заодно реабилитировали Бела Куна. До сих пор мы вынуждены обсуждать эти абсурдные вещи. Мы не за то, чтобы отменить улицу Бела Куна и назвать улицей генерала Дроздовского. Мы за то, чтобы или вернуть историческое название или назвать ее в соответствии с ее географическим состоянием».
Также Леонид Петрович выразил недоумение по поводу наименования улиц в честь политических террористов, действовавших в дореволюционной России.
В работе круглого стола принял участие и автор этих строк.
Мое выступление продолжало и дополняло те тезисы, которые были озвучены Л.Решетниковым.
«Даже нелепые, вульгарные названия, вроде Собачьей балки, возникли неспроста. Происходило нечто, из-за чего они образовались. Когда после Гражданской войны стал проводиться процесс переименования улиц, произошло выхолащивание нашей истории посредством уничтожения исторической топонимики. Улицы называли именами деятелей, которые часто даже не были в тех населенных пунктах. А если и были, то оставили о себе очень недобрую славу. Были и деятели, которые в дальнейшем, в советское время, могли совершить подвиги, и это немного уравновешивало, перекрывало их злодеяния периода Гражданской войны. Но есть кадры, которые не подпадают под это. Один из них – первый председатель Крымревкома, венгерский интернационалист Бела Кун. Улица его имени есть в Симферополе. Вопрос о ее переименовании поднимался с 90-х. Вроде бы на словах все согласны, что нужно переименовывать, но всегда появляются нюансы. Вопрос не разрешен до настоящего времени».
Я постарался опровергнуть некоторые устоявшиеся стереотипы, которые связаны с личностью Бела Куна, а также конкретизировать его роль в красном терроре в Крыму.
Первый председатель Крымревкома не был единоличным диктатором, решавшим судьбы тысяч наших сограждан. Непосредственными проводниками репрессий были питомцы «железного Феликса» - работники ЧК и Особых отделов, на которых гражданские власти имели опосредованное влияние. Недолгим было и пребывание Бела Куна в Крыму. К двадцатым числам декабря 1920 г. он отбыл в Москву.
Но это не отменяет его роли как идеолога. В истории России было много выдающихся личностей: военных и государственных деятелей, священников, ученых и литераторов. Национальную идентичность нужно выстраивать на этих людях, а не на маргиналах и террористах, которые, к тому же, для нашей страны являются совсем чуждыми.
В этой связи совершенно недопустимо присутствие в городской топонимике имени персонажа, который принес столько горя. Это вдвойне неприемлемо в условиях распространения терроризма и экстремизма, противодействие которым определяется государством в качестве первостепенной задачи.
Я благодарен организаторам за возможность высказаться по столь серьезному поводу, и перед столь солидной аудиторией. В этой связи значимо, что выступления следующих докладчиков в целом поддерживали мою точку зрения.
Отмечу выступление члена Президиума Русской общины Крыма, историка Александр Шевцов, который также осветил биографию Бела Куна, подробно остановившись на деятельности данного персонажа в организации красного террора в Крыму.
«История жизни Бела Куна – это история человека, подчинившего себя идее, которую он поставил выше «устарелых норм» морали и «буржуазного гуманизма». Он включился в захватывающую игру, где люди были человеческим материалом, который он умело подбрасывал в топку революции в Венгрии, России, Украине, Германии. То, что, в конце концов, в 1937 году в топку полетел и он сам, выглядит, если не справедливым, то, по крайней мере, закономерным», – подчеркнул выступающий.
Следует подчеркнуть, что у крымских властей и общественности уже имеется положительный опыт возвращения улицам Симферополя исторических названий. Он нем рассказала заместитель председателя Русской общины Крыма, Н. Лантух. По инициативе общественников весной 2014 г. на карте города вновь появились имена Александра Невского, Долгоруковской, Петропавловской. В недавнем прошлом эти улицы соответственно назывались: Розы Люксембург, Карла Либкнехта и Октябрьская. Эта работа должна быть продолжена.
Член Президиума Русской общины Крыма, депутат Симферопольского городского совета И. Евтюшкин рассказал об опыте работы Комиссии по присвоению, изменению и аннулированию наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры при Администрации г. Симферополя. Среди новых улиц столицы Крыма, названных в честь исторических личностей и событий – проспект Александра Суворова, улицы святителя Гурия, Николая Данилевского, Александра Меншикова, военного инженера Эдуарда Тотлебена, пехотных полков, участвовавших в Альминском сражении в ходе Крымской войны 1853-1856 гг.
Докладчик подчеркнул, что смена названий ряда улиц г. Симферополя не затронет интересы жителей соответствующих улиц, в том числе в части внесения изменений в документы на недвижимость, прописку в паспорте и т.д.
Отмечу также выступление заведующего кафедрой истории России Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, доктора исторических наук, профессора Сергея Филимонова, который выступил с инициативой увековечить в городской топонимике имя известного философа и богослова Сергия Булгакова, который до 1922 г. находился в Крыму, и по указанию Ленина был выслан за пределы страны.
Также заслуживает внимание информация, на которую обратил внимание участников директор православного издательства «Родное слово», Владимир Шпатаков. Он рассказал, что в ходе открытия церкви Державной иконы Божией Матери по ул. Бела Куна в г. Симферополе, прозвучало предложение наименовать данную улицу улицей возвращения Крыма в Россию.
Л. Решетников в своем выступлении также коснулся практической стороны вопроса о смене названий улиц. Он привез с собой документы, отражающие опыт возвращения исторических названий улицам Санкт-Петербурга.
Итоги круглого стола подвел заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым В.Петров. Он отметил необходимость системной работы по вопросу названий улиц Симферополя, других городов и районов Крыма, с привлечением экспертов и общественности.
Участники круглого стола поддержали инициативу о смене названия улицы Бела Куна.
Таким образом, в течение одного дня в столице Республики состоялись два значимых и важных мероприятия, по результатам которых были заложены практические основы для возвращения памяти и доброго имени наших сограждан, погибших в ходе репрессий начала 1920-х гг., и преодоления тяжелого исторического наследия советской поры.