Хаял Байрамов – опер-насильник. Фото: Материалы уголовного дела/Царьград
Хороший стол силовикам
Напомним ещё раз: ресторан "Дербент", которым владел Галби Рзаев (по неофициальной информации – из учредителей он ушёл только формально, когда начало раскручиваться дело об изнасиловании), один из мучителей Насти, на которого она прямо указывает, регулярно и радушно принимал местных силовиков.
Про финансовую подоплёку дела, впрочем, ни Настя, ни другие девушки, которых поставляла землякам Лейла, не знали.
А вот про "Дербент" – знали.
Как и то, что там любят отдыхать и прочие соучастники преступления, включая Хаяла Байрамова, который, поработав у Галби водителем, стал... оперуполномоченным угрозыска как раз Завьяловского РОВД.
И это – тоже объяснимо. Потому что тамошнее отделение уголовного розыска возглавлял ещё один азербайджанец – Пунхан Намазов, и он тоже бывал в "Дербенте".
А ещё (вот ведь странное совпадение!) в своё время, до перевода в Завьяловский РОВД, Намазов трудился в угро другого района, Устиновского – того, где его сослуживцы и земляки, замначальника и опер, попались на подставах с подбрасыванием оружия. Сколько было таких фактов, история умалчивает, доказать удалось только один – зато железно.
По версии следствия, замначальника райотдела "с целью повышения показателей" организовал подставное разбойное нападение с огнестрельным оружием, подручным выступил оперуполномоченный, а знакомый дал ложные показания.
СКР доказал один эпизод с участием бывших коллег и земляков Намазова. Фото: Скрин с сайта СКР
Разыграли всё как по нотам. Остановили на улице случайного прохожего – якобы по ориентировке тот походил на подозреваемого в разбое, подбросили револьвер и вещдоки, и всё. Человека приговорили к шести годам колонии строгого режима по липовому обвинению.
А Намазов, как утверждает отец Насти Дмитрий Телегин, однажды, когда начало раскручиваться дело уже в отношении Байрамова (об этом чуть позже), явился к нему домой – при том, что это был совсем другой район. И принялся шарить по кустам приусадебного участка. Когда испуганная супруга Телегина спросила, что он делает, тот представился и прямо объявил, что "ищет оружие".
Вот такие совпадения, однако.
Без Москвы ни шагу
Словом, Настя молчала. И терпела. Тем более к тому времени она уже плотно сидела на "соли", которой её активно снабжал "друг Витя" – как позже выяснилось, хороший знакомый Лейлы, и удивляться этому не стоит.
Но всему есть предел. И человеческому терпению тоже.
У девочки, которая два года терпела измывательства и глумление над собой, оно тоже лопнуло. Она несколько раз резала себе вены – так, не по-настоящему, а "на пробу", но всё не хватало духу – или может, сказывалось влияние верующего отца, который, как и мать, впрочем, был в неведении о том, что происходит с дочерью.
Изменения в поведении-то заметили все: ту отличницу словно подменили. Она стала плохо учиться, превратилась в мрачного, постоянно забитого подростка, себе на уме, а через какое-то время и вовсе забросила учёбу.
На все попытки разговорить – закрывалась ещё больше.
"Друг Витя", который фактически подсадил Настю на наркоту, был ещё и хорошим знакомым Лейлы... Фото: соцсети
И вступила в "группу смерти" в соцсети. И вполне вероятно, вся эта гнусная история сошла бы на нет. Точнее – вовсе слилась бы, займись "кураторы" паблика Анастасией всерьёз, то есть – включи они её в "игру", результат которой почти всегда один: гибель по заданию.
Но ей повезло.
Есть люди – просто активисты, общественники, которые пытаются спасти таких детей, вырвать их из лап манипуляторов.
Психолог Андрей Гаврилов из Новочебоксарска – как раз такой. Он под вымышленным ником внедрился в эту "группу смерти" и, скажем так, вёл "профилактические беседы" с некоторыми участниками, которых, как ему представлялось, можно переубедить, чтобы они не натворили непоправимых глупостей.
И он обратил внимание на посты Насти. И сумел разговорить её. И она – не сразу, конечно, постепенно, призналась ему, почему вступила в этот паблик и отчего хочет свести счёты с жизнью.
"У меня просто волосы на голове встали дыбом, когда я узнал только часть того ужаса, который обрушился на девочку! – признаётся в разговоре с "Первым русским" Гаврилов. – Честно говоря, и не знал, что делать. Понимал одно: Настю надо спасать".
Он написал – от своего имени – заявление в СКР на горячую линию "Спаси ребёнка". Там, к счастью, не отфутболили, а начали заниматься.
Она, понятно, совсем не хотела говорить о происходящем. Именно потому, что помнила, как ей говорили о связях и о том, что всё решено, мучители. Но постепенно её удалось переубедить.
Со скрипом дело сдвинулось с мёртвой точки. Хотя местные силовики делали всё неохотно, тяжело.
Даже более того – после того как в июле поступило заявление в республиканский СКР, там почти открыто посоветовали не заниматься глупостями – мол, бесперспективное дело, рассказывает отец девочек, Дмитрий Телегин: он был просто в шоке, когда выяснилось, что с ними было.
А нам прямо говорили: найдётся кто-то, кто даст взятку, и всё замнут,
– уточняет Телегин.
Вскоре Настю и Аню на улице встретили Лейла и какой-то из её друзей и вполне конкретно объявили: лучше молчать, иначе будут проблемы.
Тогда, продолжает Андрей Гаврилов, ставший своеобразной движущей силой, удача улыбнулась снова: заявление удалось протолкнуть непосредственно в Москве, через одного из замов самого председателя Следкома Александра Бастрыкина.
В Удмуртии получили твёрдый приказ – заниматься. Спустя пять месяцев после поданного в июле заявления уголовное дело всё-таки возбудили.
Высший пилотаж: насильник охотится на подельника
Правда – только по одному эпизоду. По самому первому – с групповым изнасилованием. Следователи, "не для протокола", объясняли: уже хорошо, что так, потому что надо хоть за что-то зацепиться, чтобы не развалилось дело.
Но почти сразу всё пошло наперекосяк.
Изначально в деле фигурировали только двое "условно установленных лиц" и один "неизвестный".
Первые – это двоюродные братья Рзаевы, Неймат и Сеймур. Третий – Байрамов, на тот момент, напомним, действующий оперуполномоченный Завьяловского угрозыска, на территории которого, собственно, и расследовалось преступление.
Почему его "не установили" сразу, большой вопрос.
Брать "известных" подозреваемых решили отчего-то не сразу, а по одному.
Первым в списке был Сеймур Рзаев. В группу, выехавшую к нему домой для задержания, вошли следователи СК – из регионального управления и Завьяловского районного, а оперативное сопровождение, как водится, осуществляли представители полиции "с земли" – то есть той территории, где происходят, собственно, действия.
Так вот, одним из участников следственно-оперативной группы (СОГ) оказался... опер угрозыска Хаял Байрамов. Как так получилось? Не будем гадать. Просто отметим: команду о включении в СОГ того или иного сотрудника даёт, как известно, начальник конкретного подразделения. То есть – Пунхан Намазов. Из того, куда направляется группа, тайны, если на то нет отдельного распоряжения, никто не делает.
Но, видимо, в тот раз такое распоряжение всё-таки имелось.
В ночь на 17 ноября 2016 года (если точно – в час ночи) Сеймур Рзаев был задержан у себя дома. На глазах у своего друга и соучастника насилия Байрамова.
А вот Неймата Рзаева, которого должны были брать вторым, по месту жительства не оказалось. Он скрылся. Уехал в Азербайджан ещё до того как его успели объявить в розыск. И Лейла, кстати, тоже сбежала. И Галби. И ещё несколько соучастников.
Интересно, откуда они узнали о том, что за них взялись?
Когда следователи-важняки осознали провал, точных данных нет. Но самого Хаяла Байрамова взяли в тот же день. По информации "Первого русского" – буквально сразу, едва стало известно о том, что сбежал Неймат, то есть ещё до того как наступило утро 17 ноября. Официально же задержание оформили в 21.45.
Впрочем, чудеса только начинались.
"Рафик сафсем невиноуны. Иди-иди, дорогой"
Сеймуру Рзаеву по настоянию руководителя следственной группы избрали меру пресечения в виде содержания под стражей, её несколько раз продлевали, оставив в СИЗО до весны.
А 13 марта судья Эдуард Рязанов, рассмотрев ходатайство следствия о продлении ареста ещё на два месяца, решил, что это – чересчур.
Вот что судья Резанов указал в своём постановлении:
Обвиняемый Рзаев С.М. оглы возражал против ходатайства следователя, указав, что отрицает свою причастность к инкриминируемому деянию, скрываться, иным образом препятствовать производству по делу не намерен.
...Выслушав мнения участвующих лиц, изучив предоставленные материалы дела, прихожу к выводу о том, что ходатайство следователя не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующим мотивам.
(Далее судья ссылается на практику Европейского суда по правам человека, но не подвергает сомнению причастность Рзаева к преступлению. – Прим. ред.)
...Материалы дела содержат сведения о том, что обвиняемый не судим, имеет постоянное место жительства и работы, находится в фактических брачных отношениях с К.., данных, отрицательно характеризующих его личность, не имеется... Реальных данных, подтверждающих, что обвиняемый может скрыться от следствия и суда..., не предоставлено. Показания свидетеля (матери девочек. – Прим. ред.) о том, что на не выходили представители одной из диаспор (очень тонко: "одной из" – какой, интересно? – Прим. ред.) с намерением подкупить в целях изменения показаний её дочерью, не свидетельствует однозначно о том, что указанное осуществлялось с ведома Рзаева С.М. оглы и в его интересах.
...Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии дальнейшего содержания Рзаева С.М. оглы под стражей.
И – принимает решение отпустить его под залог в 3 миллиона рублей.
Словом, "Рафик сафсем невиноуны, да?" – как говорили в одном популярном скетче юмористы.
И что сделал "Рафик" – то есть Сеймур? Правильно: сбежал. Судья впрямь полагал, что его остановят "фактические брачные отношения" с К.?
15 марта Рзаева С.М. оглы вызвали вместе с адвокатом к следователю, он не явился и был объявлен в розыск.
Судья Рязанов нашёл прекрасные доводы, чтобы отпустить Сеймура Рзаева. И тот сразу сбежал. Фото: Материалы уголовного дела/Царьград
Спустя ещё несколько дней Верховный суд Удмуртии признал: выводы судьи Рязанова не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, он не учёл массу нюансов, включая вероятность оказания давления на потерпевших, отсутствие постоянного места жительства обвиняемого и факта, подтверждающего его "брачные отношения", ну и, в довесок, отсутствие постоянной работы – о чём, кстати, сам Рзаев давал показания в ходе следствия.
На запрос удмуртских правоохранителей в Азербайджан о розыске Рзаевых оттуда поступил лаконичный ответ: да, таковые въехали в республику, но найти их там не удалось.
Когда допросили его родственника Охтая Рзаева, откуда он взял, будучи официально безработным, искомые три миллиона, тот, понятно, отказался отвечать на вопросы следователя – в соответствии со ст. 51 Конституции России.
Друг Витя, Лейла и наркополицейские
Дальше понеслось что-то совсем несусветное. Открылась служебная проверка уже в отношении сотрудников управления республиканского угрозыска и следователей СКР по Удмуртии, которые допрашивали Лейлу по подозрению в причастности в поставке девушек азербайджанцам за деньги – проще говоря, её подозревали в торговле "живым товаром".
Сначала она дала показания. А потом, когда к ней приехали некие "лица азербайджанской национальности", отказалась от предыдущих своих слов и заявила о том, что на неё оказывали давление:
На самом деле, Дамирова пытается оправдать себя перед обвиняемыми и их родственниками за данные ею показания, изобличающие обвиняемых,
– указывается в материалах, с которыми ознакомился "Первый русский".
У отца девочек, Дмитрия Телегина, как уже говорилось, пытались найти оружие. На его дочерей нападали.
Мне следователь говорил прямым текстом: Настю либо убьют, либо наркотики подкинут, уезжайте. Мы не уехали. Решили пересидеть здесь,
– продолжает Телегин.
И вскоре у Анастасии действительно "нашли" наркотики.
В тот день, признаётся она, она употребила гадость рано утром. А потом началась ломка. Обычная наркоманская ломка. Ей стало плохо. И она позвонила тому самому "другу Вите".
И он указал адрес, где лежит закладка.
Она приехала.
Отзвонилась ему, сказала, что не может найти. А ровно через пять минут на указанное место прибыли наркополицейские.
Фишка в том, что она действительно не просто не успела достать дозу, за которой приехала. Но её сорок минут катали по городу, потом привезли на точку и сказали: вот, здесь тебя взяли с поличным. И типа "изъяли" у неё из кармана пакетик с наркотой – только не с той, которую она употребляла, а совсем другой,
– говорит Дмитрий Телегин.
Почти одновременно была предпринята попытка поймать с дозой и её сестру Анну – причём к ней подскочил какой-то человек на улице в тот момент, когда она гуляла по улице с коляской. Чудом удалось скрыться.
Зачем нужно было "приземлить" девушек с зельем – понятно, отмечает психолог Андрей Гаврилов: чтобы соорудить образ конченой наркоманки, не умеющей отвечать за свои поступки.
У меня ощущение, что её специально подсадили на наркотики, чтобы, когда всё дойдёт до суда по насильникам, она либо не дожила до того времени, либо к её показаниям не стали относиться всерьёз,
– считает психолог.
Лейла в полицейской форме – хвасталась, что в силовых структурах у них всё схвачено. Фото: Материалы уголовного дела/Царьград
После задержания он вновь связался с приёмной председателя Следкома, и... про Анастасию словно забыли: ей не предъявили обвинение, не ограничивали её свободу.
А вот когда её повезли в Екатеринбург, подальше от ижевских наркоторговцев, в реабилитационный центр для зависимых, её буквально выкрали оттуда спустя несколько дней – причём сделали это в выходной. Привезли в Удмуртию для избрания меры пресечения. Гаврилов не сомневается, что это случилось потому, что региональный Следком как раз в то самое время активизировался по эпизодам с участием Лейлы, на роль которой указывали не только потерпевшие, но и свидетели. По всей видимости, где-то "протекло", как выражаются силовики.
Так вот – в ту субботу дежурным судьёй неожиданно оказался тот самый судья Эдуард Рязанов, который ранее отпустил из-под стражи насильника Сеймура Рзаева.
"Хороший парень, классный опер, надо отпускать"
К счастью, после ряда экспертиз, включая стационарную в институте им. Сербского, девушку признали вменяемой, а её показания, соответственно, достоверными, что подтверждено мнением многочисленных экспертов, участвовавших непосредственно в следственных действиях.
Дело по наркотикам против неё рассыпалось.
Но – удовлетворения ни у неё, ни тех, кто был с ней рядом, нет.
До суда по первому групповому изнасилованию дошёл только один участник – бывший опер Хаял Байрамов. Остальные двое фигурантов – сбежали.
Но и приговор Байрамову оказался удивительным. Весной 2018-го судья Завьяловского райсуда Денис Метелягин приговорил Хаяла Байрамова к трём годам лишения свободы. Государственный обвинитель просил девять. Но – получилось "ниже нижнего".
В который раз приходится задаваться одним и тем же вопросом: почему?!
Но мы ведь не зря говорили про схожесть гнусной истории с сюжетом из "Ментовских войн" – вот, допустим, характеристика в адрес земляка и подчинённого, составленная упоминавшимся ранее подполковником, начальником отдела угрозыска, на Байрамова:
Зарекомендовал себя хорошо... хорошо ориентируется в оперативной обстановке на территории района... в коллективе поддерживает ровные отношения, в обращении с гражданами вежлив, корректен.
Рассказывать о том, что судят просто золотого сотрудника и чудесного человека, отрядили чуть ли не всех оперативников ОУР. И они говорили о нём.
Характеристика, которую выписал подполковник Намазов подчинённому и земляку Байрамову. Фото: Материалы уголовного дела/Царьград
Учитывая, что к тому времени он провёл в СИЗО, где день засчитывается за полтора в колонии, почти полтора года, такой приговор означал для Байрамова вероятность выйти на свободу буквально со дня на день после его вынесения.
Прокуратура решение судьи Метелягина обжаловала. Получился общественный резонанс. И тот смешной приговор отменили. Впрочем, новый оказался чуть строже – пять лет.
Однако и его Хаял Байрамов не отбыл до конца. Вышел по УДО.
А в ноябре 2019-го, по информации "Первого русского", полный тёзка Байрамова Хаяла Афгановича устроился на работу ведущим специалистом в отдел по физической культуре, спорту и молодёжной политике Сюмсинского района Удмуртии – это далеко от регионального центра, на границе с Кировской областью. Видимо, там свои нравы, и справка об отсутствии судимости от сотрудников не требуется.
Почти сразу после выхода из колонии Байрамов устроился на работу в отдел по физкультуре, спорту и молодёжной политике в одном отдалённом районе. Фото: страница отдела физической культуры и спорта Сюмсинского района в ВК
Впрочем, на официальном сайте муниципального отдела такой человек не числится.
Пунхан Намазов из органов уволился. И стал судиться с родным МВД – требуя себе квартиру в рамках улучшения жилищных условий. Проиграл. Зато буквально несколько месяцев назад открыл фирму под громким названием "Центр безопасности бизнеса", основное направление – "консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления".
Лейла Дамирова обзавелась новеньким Mercedes Е200 4Matic. Вернулось после спешного отъезда из Азербайджана, живёт в уверенности, что по делу сестёр Телегиных ей ничего не будет.
"Галби-Галби, приезжай, ты чист"
Вместе с тем сохраняется вероятность, что всё-таки свершится наказание одного из тех, кого Анастасия называет одним из своих главных мучителей, – любителя свежего мяса Галби Рзаева.
Он тоже, мы об этом упоминали, сбежал из России после начавшихся арестов. Но спустя какое-то время, "пробив" ситуацию по своим каналам, решил, что для него всё завершилось благополучно. По данным нашего источника, следователи, которые ведут сейчас новое уголовное дело, открытое, правда, по настоянию Москвы, подкинули ему эту наживку – мол, да-да, всё окей, про тебя забыли, возвращайся.
Он и вернулся.
И даже стал восстанавливать прежние контакты и связи.
А его – раз! – и взяли. И предъявили 9 июня уже нынешнего года (шесть лет спустя!) обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК: "Насильственные действия сексуального характера, соединённые с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершённые с особой жестокостью к потерпевшей", "Изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшей" и "Изнасилование с угрозой убийства и особой жестокостью".
Эпизодов, правда, всего три – те самые, о которых мы рассказывали выше, когда он отдыхал с друзьями на какой-то "блатхате" и помогал насиловать девочку одному из них.
Как завершится это дело? Включатся ли прежние товарищи по бизнесу?
Затем – почему не ставится вопрос о том, как быть с теми насильниками, которые скрываются в Азербайджане? Они фигурируют в деле, объявлены в международный розыск, они совершили тяжкое преступление в России.
Отчего же Азербайджан, так яростно пустившийся нападать на сотрудника полиции, застрелившего при задержании оказавшего ему активное сопротивление молодого азербайджанца в Новосибирской области, не стремится выполнять требования международного законодательства?
Где наши дипломатические службы и взаимодействие на уровне силовых министерств и ведомств?
Как-то уж очень легко мы спускаем оскорбления и преступления. Нам бы очень хотелось, чтобы глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял под контроль дело Анастасии Телегиной – точнее, два дела, потому что нет полной уверенности в том, что и то, предыдущее, по групповому изнасилованию, завершилось справедливо. Вполне вероятно, есть смысл подключиться и Генеральной прокуратуре. А Верховному суду, может быть, следует приглядеться к деятельности некоторых судей в Удмуртии. И решить наконец – это Удмуртская или Азербайджанская республика в составе России?
источник |