«Хорошие люди идут на живую силу, и, как огонь от огня загорается, так и человек загорается от живого человека», - так писал некогда К.П. Победоносцев. Воистину, не так уж редко можно наблюдать это дивное явление: зажигается лампада-человек, начинает созидать-строить, и вокруг него свечи теплиться начинают, и много тепла и света рождается тогда…
В станице Маныческой Богаевского р-на Ростовской области при храме Великомученицы Параскевы существовал летний детский лагерь. Ребята в нём случались разные. Один мальчонка долго и недоверчиво смотрел на полную тарелку еды, а потом сказал: «Ну, хоть наемся вдоволь!» Услышав эти слова, о. Александр Маликов призадумался. «Трудных» ребят окрест хватало. Большей частью «социальных» сирот – детей пьющих или оказавшихся «в сложной ситуации» родителей. Такие ребята сбегали из дома, бродяжничали, попрошайничали. Дичали… Жалеть и помогать от случая к случаю – ничего не даст. Детские души надо было спасать. Как? Дав им Дом. Не крышу над головой и кусок хлеба, а Дом и Семью, в которой воспитывались бы они в любви и готовились к взрослой жизни в несовершенном человеческом обществе.
Вскоре о. Александр и совет попечителей из числа местных жителей организовали при храме приют. За «насельниками» дело не стало. Из подвалов, с улиц, с вокзалов, с помоек стали привозить сюда мальчишек и девчонок, затравленных, не привыкших к человеческому добру. У иных не было даже никаких документов. На всех детей батюшка оформлял опекунство. Их кровные родители, если приходили в себя и становились на ноги, могли забрать их. Но такое случалось редко… Для большинства воспитанников семьей становилась община храма Параскевы.
О. Александр и его сподвижники стремились создать для воспитанников естественную домашнюю обстановку. Что такое интернат? Набор функций. Ребёнка кормят, обувают, одевают, обстирывают, обслуживают, учат. Строго в установленные часы. Затем отбой, и дети никому не нужны. А самое главное, в интернате ребёнок не учится элементарным основам жизнедеятельности, не взаимодействует с обществом. Поэтому по выпуске из учреждения воспитанники оказываются не готовы к новой самостоятельной жизни, и им крайне сложно интегрироваться в социум.
В общине Параскевы всё иначе. Здесь – семья. А в семье всё делается сообща, помогая друг другу. Вместе огород копать, вместе за скотиной ходить, вместе хозяйство вести. Уборка, готовка, стирка – «прислуги» в приюте нет, и бытовые заботы являются частью жизни ребят. Также они могут осваивать ремесла в прихрамовых мастерских. Само собой, с детьми занимаются учителя, есть в приюте и доктор, и повар, и психолог. Зарплата им выплачивается и благотворительных средств, сбором и расходом которых ведает попечительский совет.
Важный элемент – постоянное общение с людьми. В общину часто приезжают гости, а сами воспитанники в свою очередь часто бывают в гостях у местных жителей, которые охотно приглашают их «на чай с вареньем».
Мало-помалу недоверчивые и одичавшие души маленьких «насельников» оттаивают, меняется их поведение, взгляд… О. Александр убежден, что «порой ребенок может обозлиться от окружающего его в жизни зла, но, видя доброту окружающих, он станет подобным этим людям». И, действительно, в приюте Святой Параскевы дети снова становятся детьми, снова учатся верить в человеческое добро и любовь. Здесь они не остаются одни «по окончании рабочего дня». В семье ведь не может быть такого понятия. Семья остаётся семьёй и днём, и ночью.
Иные «антиклирикалы» подозревали, что «церковники» непременно будут пытаться воспитать из своих подопечных монахов. Но задача о. Александра – воспитать добрых, честных, ответственных и самостоятельных людей, которые, достигнув совершенных лет, будут иметь достаточно житейских навыков, чтобы не пропасть во взрослой жизни, достаточно рассудительности и решимости, чтобы самим избрать свой путь и идти к цели.
Агидель Епифанова
Русская Стратегия
|