Предмет моих размышлений не материален, его нельзя взять в руки и ощутить физически. Понятие «Святая Русь» можно назвать убывающей инстанцией, но продолжающей оказывать существенное влияние на наших современников, осознавших себя русскими. Осознание это принадлежит к иррациональному знанию, тоже заметно убывающему в нашем разуме. Ведь когда-то православный крестьянин, сотворив молитву и укладываясь спать, прекрасно знал, что завтра дождя не будет и можно сеять – без всяких гидрометеоцентров. Постепенно вместе с техническим прогрессом рациональное знание вытесняло иррациональное, интуитивное, чувственное, а в нынешних условиях цифровизации мы и сами скоро превратимся в цифру.
Приведу ещё один пример ощущения Святой Руси. Находясь в храме, мы прекрасно чувствуем его намоленность, она является неким духовным ядром нашей веры. В державном имперском смысле таким ядром является наша Святая Русь.
Появление понятия Святая Русь официально связано с сочинениями опального князя Андрея Курбского. Но этот сомнительный деятель не имеет никакого отношения к содержанию этого термина, хотя сочетание «Святорусская империя» действительно впервые употреблено Андреем Курбским. Уместно вспомнить здесь мысль поэта Василия Андреевича Жуковского: «В выражении Святая Русь – отзывается вся наша особенная история». Со Святой Русью в душе формировалось русское государство, в петровские времена ставшее Российской Империей.
Начало было положено первым русским митрополитом Иларионом в его замечательной проповеди, ставшей началом выдающейся русской литературы – в «Слове о законе и благодати». «Только что крещёный народ дерзает», - пишет Иларион. Не случайно одна из основных тем этого глубокого яркого «Слова» было прославление подвига святого князя Владимира и стремление вывести его на равноапостольный уровень, на котором находился святой равноапостольный император Константин. 26 марта 1049 года в пасхальной проповеди «Слово о законе и благодати» митрополит Иларион сказал о превосходстве христианской Благодати над Законом иудаизма и победе в распространении Нового Завета среди новых народов, прежде всего в народе русском. День проповеди 26 марта 1049 года предлагаю определить днём рождения великой русской литературы, которая вместе с русской иконой и храмовой архитектурой являются крупнейшими вкладами «Святой Руси» в мировую культуру… Митрополита Илариона мы можем назвать одним из первых строителей Святой Руси. Что мы понимаем под «строителем Святой Руси?» Прежде всего – стремление души человека к праведности, к святости, а при появлении таких людей со Святой Русью в душе изменяется и основная цель русского государства – именно поэтому Российская империя так непохожа на все остальные империи, она несла в себе функции Удерживающей от всякой скверны, всемирного греха и антихристианских движений. Иноки-исихасты ещё в четырнадцатом веке называли импульсы в душе, подобные Святой Руси – «ЭНЕРГИЯМИ БОЖЕСТВА».
Русский человек – человек простора, его было трудно удержать на месте. Уход святого великого князя Андрея Боголюбского из Киева, как и уход царя Петра Первого из Москвы был явлением целесообразным и глубоко национальным. Святая Русь пережила пепелище и нашествие 13 века. Но Святая Русь – это прежде всего люди, они носители этого идеала. И Церковь была жива. И она едина, а князей удельных множество. И они не дружны между собой. Но в монастырях не только молятся. Но и куют оружие. На будущее – без оружия не будет будущего. Оборона монастырей ещё долго на Руси будет призывом к беззаветному героизму. К тому же завоеватели с востока довольствуются экономической данью и не притесняют православную веру, которая становится плацдармом, объединяющим наших предков в борьбе за независимость. Для империи важна подвижность и русский человек пошёл сначала на север, потом на восток и юг. Он шёл и на поворотах своих путей ставил часовни, церкви и соборы, таким образом любая дорога вела его к храму, и никакая империя не создавалась в таком единстве с православной верой. И человек российской империи со Святой Русью в душе и сердце дошёл до Тихого океана и Аляски, и Русской Америки, а его государство стало монолитом, размером более чем в одну шестую часть земли, располагаясь на трёх континентах.
Не случайны и многие особенности русской империи. Её создавали и укрепляли люди, единые не по крови, а по христианскому духу. Большинство малых народов империи были не завоёваны, а присоединены или присоединились сами. Все они сохранились до наших дней. Ни национальной идентичности, ни своего языка и традиций многочисленные народы Российской державы не утратили. Народы-реликты, доживающие свой биологический век, никто не торопил к уходу с исторической арены, например, ханты, когда-то осаждавшие Вену и Рим, по-прежнему живут на севере. Веротерпимость была одной из основ Российской империи. Жертвенность коренного государствообразующего народа проявилась во всём своём благородстве и силе. Императоров Александра Третьего и Николая Второго очень беспокоило отставание в уровне жизни центральных губерний России от окраин, Николай Александрович даже учредил специальную комиссию по изучению положения дел в центральных губерниях.
Общность веры была уникальным достижением Российской империи и нивелировала национальные особенности. «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает, - пишет философ Владимир Сергеевич Соловьёв. - Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «Святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный».
Посмотрите на географическую карту: Русь выделена из мира, избрана для особой высокой цели хранения и распространения неповреждённой истины веры, она посвящена Богу и Его Мироправящему Промыслу. И в своих исторических судьбах – пережив два испепеляющих нашествия, монгольское и марксистское – преемствуя древней православной Византии и её мировому призванию и значению; и в своём национальном составе, претворяя в себе и насыщая духом христианства многочисленные народности; и в своём географическом положении на грани двух миров, двух частей света, двух цивилизаций, соединяя их - Русь Святая одна может быть орудием этого Промысла для мировых событий и мировых велений. Сегодня необходимо помочь народу нашему вернуть это древнее призвание. Российская империя духовной силой значительно отличалась от других империй. Суворовские богатыри-солдаты не знали поражений и шли к победам, повторяя: «Мы – русские, и с нами Бог!» В двадцатом веке мы переставали быть русскими – и Бог перестал быть с нами!
Святая Русь давала русским внутреннюю свободу. «В дни пожара в Москве, - пишет немецкий философ Вальтер Шубарт, - Наполеон сразу почувствовал, что является свидетелем необычного явления – это был взрыв на редкость своеобразного мироощущения, устремлённого не на обладание и власть, а на конец конечного, на сверхчувственную свободу. Крепостной мужик 1812 года знал об этой свободе больше, чем парижский гражданин 1790 года… Победа была завоёвана русскими исключительно благодаря их совершенной внутренней свободе, которую европеец не может и даже не хочет иметь».
Давайте сравним поведение двух армий в двух европейских столицах.
1812 год. Наполеоновская французская армия в Москве: часть московских храмов превращена в конюшни. Уходя, французские солдаты взрывают русские святыни Кремля…
1814 год, апрель. Русская Императорская Армия в Париже… Православная Пасха приходилась на конец апреля. Никаких разрушений русские в Париже не произвели. Только на площади Конкорд убрали масонскую пентаграмму, а затем на этой площади армия во главе с императором Александром Первым провела празднование православной Пасхи. Изумлённые парижане никогда не слышали такого прекрасного тысячеголосого хора. И отслужив свои молитвы, Русская Армия ушла из Франции, не потребовав ни контрибуций, ни компенсаций материальных потерь. Это была армия со Святой Русью в душе. Совершенно очевидно, что и во Второй мировой войне победил не Коминтерн, не либерализм и демократия, не марксизм-ленинизм (эти потуги уже просто смешны), а победил русский патриотизм, в котором немалую часть творческих сил занимала Святая Русь. Не случайно, когда в 1942 году представитель Соединённых Штатов Америки Аверелл Гарриман выразил восхищение героизмом русского солдата, Сталин ему исчерпывающе сказал: «Вы думаете, они защищают советскую власть? Нет, это они сражаются за свою Матушку-Русь!».
В 13-м веке, трагическом для русского государства и по-настоящему тревожном за его будущее, Русь из-за своей раздробленности, эгоизма князей и отсутствия единой нации (между новгородцами, вятичами и москвичами, к примеру, ещё было более различий, чем сходства) не смогла отразить объединёнными силами монгольское нашествие. Вражда между владимирскими и рязанским князьями была острее, чем отношение к иноземным завоевателям. В 13-м веке чужеземное иго было воспринято как наказание народа за грехи. Покаяние выразилось в суровой почти монастырской жизни, при которой Русь была возрождена вокруг церкви и Москвы – со Святой Русью в душе и в могучей мечте о Третьем Риме. В летописях образ сокровенной Святой Руси, её чистота и глубокая вера остались в форме скрытого рукою Господа града Китежа. Поэтому можно считать, что старец Свято-Елеазарова монастыря (на псковской земле) Филофей – по другой версии он был игуменом – сформулировал то, что уже существовало в действительности в первой четверти 16 века: «Яко вая христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего Государя, по проричьским книгам, то есть Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». В стиле формулы Фукуямы можно сформулировать так: не будет России – не будет и остального мира, наступит конец истории. Я говорю обычно так: мир будет русским или его не будет! Под русским миром подразумеваю не мощь танков, ракет и бомб, а душу и сердце русского человека, его отзывчивость, доброту и самодостаточность в противовес миру потребления и безудержного накопления богатства. Старец Филофей подразумевал Империю со Святой Русью в душе, со Христом в сердце, Удерживающую, Третий Рим, стремящийся к совершенству.
В России частая сменяемость власти невозможна, корабль слишком велик, постоянство власти и её некая самодержавность всегда оказывалась самой плодотворной и одобряемой большинством. Когда же эта форма власти нарушалась, народ превращался в толпу, а толпа довольно быстро в банду. Ведь это «банда» безмолвствует в финале пушкинской трагедии «Борис Годунов». И какие бы версии мы не предлагали для решения этой загадки, ответ дан Пушкиным в предыдущей сцене: «народ бежит толпою», - пишет автор, и ведь эта толпа только что участвовала в убийстве детей Бориса Годунова, и безмолвствует она от ужаса, от превращения самой себя в банду убийц. В самом деле, что может сказать банда? Поэтому она и «безмолвствует»…
Стоит вспомнить, по каким признакам был избран на царство 16-летний Михаил Фёдорович Романов, первый Государь из династии:
во-первых, как племянник незабвенной святой царицы Анастасии Романовны;
во-вторых, как сын томившегося в польском плену за православную веру Филарета Никитича Романова;
в-третьих, как представитель известного славного боярского рода, который много лет верно служил Московскому Государству: православие в этих основаниях крепко переплелось с патриотизмом. Было это в эпоху страшной смуты начала 17-го века. А всякая смута на Руси имеет духовную причину. Неслучайно тогда говорили о «прямых русских людях» и о «кривых русских людях», пошатнувшихся и предавших Святую Русь, предавших государство, которое вело своё начало от 8-го сентября 862 года – а это большой православный праздник – День Рождества Пресвятой Богородицы.
Нам предстоит задуматься: в какой степени сохранился и стоит Третий Рим ? При очевидном на него покушении марксизма-ленинизма? И далеко не только марксизма. Ведь мы по-прежнему занимаем почти 1/6 земной поверхности, так называемого хартленда, срединной земли, влияющей на климат планеты, на физическое, биологическое и духовное состояние людей 21 века. Когда-то основоположники терроризма и преобильного пролития крови, Маркс и Энгельс, активно призывали к уничтожению Российской Империи.
«Россия стала колоссом, не перестающим вызывать удивление, Россия –это единственное в своём роде явление в истории; страшно могущество этой огромной империи в мировом масштабе… В России, у этой варварской расы, имеется такая энергия и активность, которых тщетно искать у более старых государств… Славянские варвары – природные контрреволюционеры». Это выдержки из Маркса, от ненависти к нашему Отечеству у него выступали фурункулы на лице, он прятал их в бороду, но это не помогло, от них он и скончался… Энгельс из ненависти своего друга делал такой вывод: «Поэтому необходима «беспощадная борьба» не на жизнь, а на смерть со славянством, предающим революцию, борьба на уничтожение и беспощадный терроризм. Ни одна революция в Европе не сможет достичь окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство». Не лишним будет добавить, что по теории Маркса русский народ был объявлен самым реакционным и «прогрессивному человечеству» предписывалось от него избавиться.
«Высшей правдой» называл Святую Русь много повидавший и переживший теоретик русской государственности Лев Александрович Тихомиров. «Высшая правда - это ответ человека перед совестью и перед Богом, во все века российского развития она существовала в форме Святой Руси».
Воля искренне верующего человека со Святой Русью в душе всегда совпадает с высшей божественной волей. И кто скажет, что не любовь к своей вере, своему Царю и своей нации создала ни на что непохожую православную империю? В двадцатом веке попытались эти черты христианства в душах людей уничтожить. Нашествие марксизма-ленинизма и других врагов России оказалось не просто трагическим, оно в отличие от нашествия 13 века попыталось уничтожить самое главное, что было в душах русских людей, - православную веру и идеал Святой Руси… Светлое будущее оказалось невозможно, какой коммунизм можно построить с пустотой в душе и с убеждением, что человек произошёл от обезьяны? Для советского строя это оказалось самоубийственным – и в декабре 1991 года никто не выступил на его защиту – «для жертвенности, - как когда-то писал вдали от нас Бердяев, - нужны соответствующие идеи». Идей, ради которых люди жертвовали бы жизнью, в декабре 1991 года не оказалось…
Своеобразие и уникальность русской культуры, русской истории и русского государства, каким оно было до 1917 года, являлось следствием причин духовных, результатом особого служения, возложенного Промыслом Божиим на наш народ. Неслучайно государство наше родилось 8 сентября 862 года – в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. С этого дня начинается наша большая история, которую марксисты пытались отбросить, отринуть после 1917 года. Русская история была признана контрреволюционной, и в 1929 году съезд историков-марксистов отменил само понятие «русской истории». И мы стали довольствоваться малой историей, которую, слава Богу, никто не собирается отменять, но останется она мутной каплей, внутри которой мы до сих пор сидим, и сквозь эту муть смотрим на наше прошлое, настоящее и будущее. И рецидивы этого до сих пор в наших официальных календарях. Если Российский флот отмечает своё рождение в 1696 году, это неудивительно, потому что морские офицеры всегда были элитой российского общества, то армия у нас почему-то родилась в 1918 году… А что раньше у России не было армии и ещё в незапамятные времена, в 10 веке не приходила она к вратам Царьграда? Или не было у имперской России разведчиков, и они вместе с полицией и государственной безопасностью родились в декабре 1917 года? А при великом Государе Иване Третьем ничего этого не было? И все эти куцые и сомнительные даты мы будем и впредь отмечать, забывая о большой и славной истории?
Стоит здесь напомнить о том, что история – это прежде всего осознание себя. Осознание себя отдельным человеком, осознание себя обществом, осознание себя государством. Когда это осознание отсутствует, государство существует очень недолго, что и доказал Советский Союз: всего 69 лет без пяти дней (30.12.1922 - 25.12.1991). Это трагично и смехотворно мало, государства должны жить тысячелетиями!
Целостность православного мировоззрения – вот что такое Святая Русь. Понимание святости как всеобщего государственного идеала. По мысли философа Сергея Александровича Аскольдова политический и общественный порядок в императорской России был «первичным добром», а «вторичным злом» были моральные дефекты его представителей. «Я русский подданный, но душа моя принадлежит короне французской» - это цитата из Фонвизина. Денационализация русского образованного общества осмеяна ещё Грибоедовым. Пушкин предупреждал, что русские плохо знают Россию. Болезнь оказалась серьёзной и опасной в начале 20 века, её уже можно было назвать «профессорской», милюковщиной. Один из лидеров польской группы второй Государственной Думы Антонин Дмовский заявил на собрании своего «кола»: «Русские отличаются неслыханным отсутствием патриотизма!» К несчастью для нас, в его словах была определённая доля истины. Конечно, не в отношении православного народа, а в первую очередь к депутатам Государственной Думы, к русской интеллигенции, которая в период войны с Японией желала поражения своему Отечеству. Министр Витте в письмах к генералу Куропаткину объяснял это желание тем, что «Петербург стал очень самоуверенным, и восточная встряска пойдёт ему только на пользу».
Те, у кого есть святыни, не могут быть нищими, не могут быть несчастными. Святую Русь несколько десятилетий в нашем сознании поддерживали своим творчеством так называемые писатели-«деревенщики». На самом деле не были они сельскими писателями, они обороняли ту линию памяти исторической России, чтобы она не прервалась и не исчезла. Своими Матрёнами, Иванами Африкановичами, «Прощанием с Матёрой» и «Последним поклоном» Астафьев и Белов, Солженицын и Распутин, Шукшин и Рубцов открывали нам людей с частичками Святой Руси в душе. И сохраняли нам надежду на возрождение великого русского идеала.
- Господь с тобой! Мы денег не берём!
- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья,
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью,
Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном.
Горишь для тех, кто в поле бездорожном.
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…
(Николай Рубцов)
В сегодняшнем мире очень много вызовов, движений, течений и желаний уничтожить Россию или разорвать её на части, что одно и то же. Не впервые мы живём, по словам философа Льва Платоновича Карсавина, «в решающий час бытия». Ответственность наша за судьбу Отечества с каждым годом возрастает. К сожалению, в российском обществе до сих пор мало кто об этом думает и ещё меньше тех, кто этому открыто и активно противостоит. Недавно наш министр обороны Сергей Кожугетович Шойгу высказал очевидную мысль, заметив, что главным врагом сегодняшней России является разложение российского общества. Сейчас требуется немало мужества, чтобы сказать, что Россия – наша, и мы её никому не отдадим. На самом деле, не так уж важно, какая у нас форма правления – монархия ли, конституционное самодержавие, республика или что-либо ещё. Важно, чтобы в иерархии власти, было русское ядро. Ведь в России иерархия обязательна, об этом вопиёт географическая карта. Вместо иерархии может быть только сепаратизм! Так мы Брестского мира хотим? Или республик «Урал» и «Вологда» 1992 года? При отсутствии патриотизма и национального духа в сегодняшней России мы недолго выдержим! Поэтому так важно, чтобы в иерархии власти присутствовало прежнее русское ядро – Святая Русь, идея которой и сделала наше Отечество великим…
Виктор Правдюк
Русская Стратегия |