Маленькая Ангелина родилась с формой ДЦП настолько тяжелой, что не могла ни говорить, ни владеть руками, а рот её не закрывался, и от этого казалось, что девочка всё время улыбается. Но улыбался на только рот, улыбались, светились её чудные глаза. Её называли ангелом, светом. И она очень хотела жить – как живут «нормальные» люди. Поэтому Лина училась, приспособившись печатать… нажимая щекой одну-единственную кнопку. Видя эти старания девочки её друг, тоже страдающий ДЦП, Ваня Бакаидов решил создать компьютерную программу, которая помогла бы таким, как Лина, общаться с миром. Лина умерла в 13 лет. Неудачно упала, выбила зубы, получила травму головы… Врачи боролись за её жизнь, но ангел Ангелина ушла на небо. А Ваня продолжил работать над целым блоком программ, которые в память о своем самом близком друге назвал «ЛИНКОЙ».
Ваня не может говорить. Может печатать, но не всеми пальцами. Не может самостоятельно расписываться. С большим трудом может ходить, но главным образом перемещается на инвалидной коляске. Когда настало время идти в школу, мальчика сперва хотели определить к детям с задержкой в развитии, но Ваня быстро показал, что не только не «задерживается» в развитии, но и опережает в нём многих сверстников. Проводя много времени за компьютером, он попросил учительницу помочь ему изучить программирование. Вскоре он уже штудировал учебники для 9-го класса и создавал первые опытные программы и приложения. Чат для двоих – для общения с подругой, которой мама не разрешала регистрироваться во Вконтакте, приложение для ВК, которое переводит устную речь в текст и т.д.
А затем была создана «ЛИНКА». Программа, которая позволяет печатать тем, кто может попадать лишь в крупные клавиши или даже только в картинки. Программа, которая озвучивает набранный текст. Сегодня программист тестируют ещё одну версию «ЛИНКИ» - в которой печатать можно будет одними только глазами, задерживая взгляд на нужной букве.
Заграницей такие программы есть. Но они стоят огромных по российским меркам денег. Бакаидов свою «ЛИНКУ» распространяет бесплатно. Единственное, за что он может взять деньги, это за настройку программы и оборудования, требующую выезд на дом. Ездят к «клиентам» сам Иван и его брат Артём.
В 16 лет программист-вундеркинд был приглашён на сессию ООН, глава которой Пан Ги Мун лично жал ему руку. Ироничный парень отметил, что рука у генсека – как у человека, который ни за что не отвечает. В 21 журнал «Форбс» внес Ивана в список самых перспективных россиян в возрасте до 30 лет. Иван, доход которого, включая пенсию, едва превышает 50,000 р. пока недоумевает, что ему делать с такой «перспективностью».
Бакаидов убежден, что подход к инвалидам должен быть совсем иным, нежели тот, что теперь есть в России. Не нужно пытаться сделать из больного здорового, заставлять «безногого» ходить, как по подиуму, а немого говорить. Нужно учить людей – жить. И создавать такую среду, в которой они жить – могли бы. Бакаидов уже имел разбирательство со Сбербанком, требовавшим от него ручную подпись, которую Иван не в состоянии поставить, и в итоге разработал для Сбера специальное приложение. «Адаптировал Сбер» под себя. Теперь Иван пытается таким же образом «адаптировать» Яндекс-маркет.
Несмотря на недуг, 23-летний программист стремится жить полной жизнью. Причём жизнью самостоятельной. Он съехал с семейной квартиры, так как жить в одной комнате с братом ему было тесно и снял однушку на 17 этаже. Конечно, этаж страдающий параличом Иван предпочел бы пониже, но никто не хотел сдавать жилье «тяжёлому» инвалиду. В своем новом жилище Бакаидов установил ряд компьютерных разработок – например, изобрёл программу, позволяющую открывать домофон с компьютера, а не бегать к двери.
По улице Иван передвигается на специальном скоростном трёхколесном велосипеде, позволяющем ему полулежать. На этом чудо-транспорте молодой человек колесит по всему Питеру, доезжает и до Стрельни. С собой у Бакаидова всегда планшет с голосовым озвучиванием набираемого текста, это дает возможность при надобности общаться с прохожими.
Молодой человек увлекается музыкой и спортом, много общается с друзьями и может по случаю «пропустить» с ними вина или коньяка. От спиртного расслабляется спазматика мышц, от которых страдают больные ДЦП, прекращаются их непроизвольные сокращения. Однако, работать в нетрезвом виде затруднительно, поэтому «расслабляется» Иван нечасто.
А ещё он, как и любой человек, мечтает о любви. Настоящей. О той второй половине, которая станет ему не «партнером», но настоящим другом и близким человеком. С которой они создадут настоящую семью. Пока такой не встретилось, Бакаидов говорит, что не нравится родителям потенциальных невест.
Иван не любит, когда его сравнивают с Ником Вучичем или Хокингом, и не хочет делать себе имя на своем недуге. В сущности, он совершенно обычный парень, только очень талантливый и целеустремлённый. И в свои юные годы уже имеющий и свое дело, и цель. Цель эта – бороться против тех барьеров, которыми отделены сегодня «особые» люди от общества. Бороться – с одной стороны – добиваясь модернизации инфраструктуры с тем, чтобы сделать её доступной для людей с ограниченными возможности. Отстаивая право инвалидов пользоваться всеми теми благами, какими пользуются обычные люди. Способствуя тому, чтобы общество перестало относиться к «особым» насторожённо, а то и брезгливо, но привыкало бы к ним и видело бы в них таких же людей, стирая существующий сегодня барьер психологический. С другой стороны – помогая самим инвалидам расширять свои возможности за счёт различных технических приспособлений, изобретать которые Иван – большой мастер.
Различные версии его «ЛИНКИ» сегодня можно скачать с официального сайта Бакаидова. Отдельная страница его посвящена вдохновительнице проекта - вечно сияющему улыбкой ангелу, маленькой мужественной девочке Ангелине.
Агидель Епифанова
Русская Стратегия
|