В Мурманске в храме блаженного Феодорита на остановке Кооперативная мироточит икона Божией Матери Боголюбская. Перед этой иконой в селении Боголюбово, а затем во Владимире в 18 веке молились во время эпидемии чумы, и эпидемия прекратилась.
В мурманском храме по благословению начальства прикрепили возле иконы табличку с надписью "мироточивая".
Во второй половине дня я пешком отправилась в храм, это всего одна остановка от моего дома. Метров за 200 до храма установлен указатель "Подворье Трифонов Печенгского монастыря", однако этот подворье теперь носит название монастыря во имя блаженного Феодорита Кольского, местночтимого святого. Дело в том, что в 2008 году здесь на сопке среди валунов и кустарников были построены деревянные храмы и освящены как храмы подворья Трифонов Печенгского монастыря. Преподобный Трифон - общероссийский святой, от юности благочестивый сын священника из Торжка, который по чудесному призванию Господа пришел на Мурман просвещать лопарей, создал Печенгский монастырь, возрожденный в конце 20 века. Монахи подворья, таким образом, были несколько лет назад монахами обители на Печенге. Часть из них некоторое время пребывала именно в монастыре на Печенге, потом стали служить на подворье. Затем через несколько лет преобразовали монастырское подворье в Архиерейское подворье. И вот последнее изменение -подворье сделали городским монастырем во имя блаженного Феодорита.
Интересно, что уже в течение целого года молебны перед Боголюбской иконой проходят в старинном храме Благовещения в пригороде Мурманска, городе Кола в 40 минутах езды отсюда. Но мироточить начала икона именно в этом новопостроенном храме. Это мироточение можно обьяснить многими трудностями, которые переживает сейчас Мурман. Это и католическая экспансия - каменный храм на 1000 мест был построен католиками в 2008 году в соседнем районе Северное Нагорное, и эпидемия коронавируса, и развал рыбной промышленности, и массовые завоз строителей турецкой и туркменской национальности в Белокаменку под Мурманском, искажения истории Русского Севера - ложные версии жития святого Трифона Печенгского в книгах издательства "Ладан", и постоянный массовый отток коренного русского населения с Мурмана из года в год, в первую очередь молодёжи. Русские люди на Мурмане привыкли жить в России у себя дома согласно своим традициям. Сейчас в наш дом наплыв инославных и иноверных. Да и вся Россия переживает сейчас в который уже раз самую жестокую эпидемию - рецидив красной чумы, глобальную советизацию населения. И это попрание правды, советская ложь, возвеличивание кумиров - Ленина и Сталина, конечно, является тяжелым грехом и ни к чему хорошему не приведёт.
Мурманчане с теплыми молитвами пропадают к Боголюбской иконе, получая от Бога помощь и исцеления. Но можно молиться также о том, чтобы в районе Северное Нагорное на улице Достоевского был построен православный храм, так как Мурманск населяют русские люди, потомки переселенцев из Вологды, Новгорода, Архангельска, Петербурга.
Думаю, что об иконе Божией Матери Боголюбской должны знать все русские. Это наша русская святыня, русская история. Писатель Евгений Поселянин подробно поведал о ней в своей книге об иконах Богоматери ""Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон":
....В рассказе о Владимирской иконе упоминалось о переселении благоверного великого князя Андрея Юрьевича из киевских пределов в землю Суздальскую и о перенесении им с собой чудотворной древней иконы Богоматери, получившей имя Владимирской и прославленной в летописях русской земли.
Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какой-то невидимой силой, и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо первых. Князь Андрей велел тогда сопровождавшему его иерею Николаю петь молебен Богоматери, а сам, молясь со слезами, дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. Вскоре князь, исполняя волю Владычицы, заложил на месте чудесного явления каменную церковь во имя Рождества Богородицы и стал устраивать обитель. Он хотел сохранить память о заветном видении и поручил искусным иконописцам изобразить Богоматерь в том виде, как Она ему явилась. По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу. От земли встают очертания монастыря, а перед Пречистой склонился в молитве князь Андрей. По освящении храма князь внес в него обе иконы и установил празднование новой иконе 18 июня.
В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир, получив от этого города свое имя, а потом в Москву. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской, или Боголюбивой, как и самого князя Андрея стали называть Боголюбским.
Князь Андрей сильно любил основанную им обитель, эту живую для него память милости к нему Царицы Небес. Он любил уединяться в этой обители и здесь искал в молитве облегчения от постигшего его горя: кончины двадцатилетнего праведного его сына, благоверного князя Глеба (причислен к лику святых). В эти дни уединения бояре, недовольные строгостью Андрея, и убили его в его любимом Боголюбове. Монастырь был тогда ограблен, но икона осталась невредимой.
В XV веке, при великом князе Василии Васильевиче Темном, в дворцовую церковь Сретения был сделан список с Боголюбской иконы. Благочестивый царь Феодор Алексеевич в 1680 году украсил подлинную Боголюбскую икону золотым крестом.
В 1771 году во Владимире была чума. Богоматерь, являясь некоторым людям, приказывала нести во Владимир из Боголюбова Свою икону. Надо заметить, что ни в монастыре, ни в расположенном около него селении язвы не было. И больные, пришедшие в Боголюбов к торжеству перенесения иконы, получали исцеление. Когда икону перенесли во Владимир, чума прекратилась. С тех пор установился обычай ежегодно 21 мая приносить икону из Боголюбова во Владимир. Вообще большую часть года ее носят по разным местам Владимирской губернии. Икона пребывает в 10 верстах от города, в Боголюбовом монастыре. Писанная на кипарисе, она отличается большими размерами, имея в вышину 2 арш. 8 верш. и в ширину 1 арш. 8 верш. В 1820 году владимирские граждане украсили ее богатой ризой. В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир,я, а потом в Москву. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской, или Боголюбивой, как и самого князя Андрея стали называть Боголюбским. Князь Андрей сильно любил основанную им обитель, эту живую для него память милости к нему Царицы Небес.
...Так чтили Боголюбскую икону наши предки. И вот теперь она прославилась на Кольском Севере, в городе, с историческим названием "Романов- на- Мурмане".
Галина Сиротинская, Мурманск
Русская Стратегия |