Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
М.В. Ломоносов
В последнее время слово «экология» очень часто употребляется в повседневной жизни. Это слово в сочетании с другими словами составляет неотъемлемую часть современной лексики. В средствах массовой информации почти каждый день можно встретить разные словосочетания: «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологически чистые продукты», «экология человека», «экологическая безопасность», «экологическое образование». В лексикон современной жизни прочно вошли и слова «плохая экология», которые никак не сочетаются по смыслу и содержанию: экология – это наука, и никакому просвещённому человеку не приходит в голову сказать, например, «плохая биология» или «плохая физика». Для многих людей, не совсем осведомлённых, «плохая экология» означает засорённые вредными и опасными веществами территории, замутнённая и загрязнённая вода в разных природных источниках, обеднённый кислородом воздух, насыщенный вредными газами, увядающий лес и гибнущие растения при отсутствии нормальных условий их роста и развития...
Каждый здравомыслящий человек стремится жить в условиях, максимально приближённых к живой природе: дышать свежим чистым воздухом, питаться экологически чистыми продуктами, пить чистую воду, желательно родниковую, отдыхать на лоне живой природы либо на берегу моря с кристально-золотистым песком, наслаждаясь морским воздухом. Однако в силу разных причин далеко не каждый понимает, что для этого нужно думать не только о себе, о собственных комфортных условиях жизни и отдыха, о своём материальном благополучии, но и о других, о ближнем своём, желающем жить и отдыхать в таких же благоприятных условиях. Думать о сохранении природы в её первозданном, естественном состоянии. Сохраняя природу, мы спасаем многообразнейшую жизнь всего живого на нашей планете, включая человечество.
Единственный и верный путь решения чрезвычайно сложной, но важнейшей проблемы сохранения природы лежит через современную многоступенчатую систему образования, через воспитание и обучение с целью постижения фундаментальных знаний о природе, включающих и экологические знания.
Экология – это наука взаимодействия объектов живой природы и неживой материи и его последствиях. Термин «экология» предложил ещё в позапрошлом веке, в 1866 году немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834–1919). С того времени прошло более столетия, и понятие экологии существенно расширилось и изменилось. Такое изменение обусловливается усилившимся воздействием каждого человека и всего человечества на природу, причём воздействием в глобальном, планетарном масштабе. В этой связи экологии придается особое значение как научной основе сохранения природы, рационального природопользования и охраны живой природы, а сам термин «экология» приобретает более глубокое содержание и более широкий смысл.
Во второй половине прошлого века появилась социальная экология – предмет изучения взаимодействия человека и общества с окружающей средой и современные многоплановые и разнообразные средства её защиты. Экология не только включает фундаментальные знания о живой природе, но и тесно переплетается с отраслевыми науками, отражающими разную её специфику. Так возникли специализированные отрасли: геоэкология, промышленная экология, экология землепользования и другие. В некотором смысле можно говорить об экологизации современной науки. В последнее время что-то подобное происходит и с цивилизованным обществом, заинтересованном в решении экологических проблем ради сохранения живой природы.
Несмотря на появление и развитие множества отраслей экологии как фундаментальной науки и возрастающий всеобщий интерес международного сообщества к экологическим проблемам, человечество по-прежнему продолжает двигаться по опасному пути: вопреки разумной целесообразности и объективной необходимости, неэкономно и весьма неэффективно потребляются в гигантских объёмах природные ресурсы, истребляются в невиданных масштабах леса, беспощадно уничтожается дикая природа, стремительно загрязняется окружающая среда, происходит необратимая урбанизация, и всё больше и больше вытесняется естественное пространство, благоприятное для жизни. И одно из наблюдаемых пагубных следствий такого крупномасштабного вторжения человека в биосферу – глобальное изменение климата.
«Наши руки создают в природе как бы вторую среду» – справедливо заметил ещё в древние времена римский философ и оратор Цицерон (106–43 до н.э.). В последние годы и десятилетия вторая среда, создаваемая руками человека, всё больше и больше превращается в глобальную искусственную среду, называемую техногенной сферой, в которой остается всё меньше и меньше места для сохранения всего живого в естественном состоянии и человека в том числе.
Чрезмерное и стремительное загрязнение окружающей среды уже выходит за пределы естественного самосохранения биосферы, при котором поддерживалось бы её дальнейшее устойчивое и стабильное состояние. Об этом свидетельствуют результаты всесторонних исследований биосферы, проводимых учёными многих стран в течение длительного времени. По их мнению, существование биосферы и дальнейшее развитие человечества на нашей планете пока ещё возможно, но при условии, что каждый человек, живущий на Земле, включая Россию с огромной территорией, будет овладевать знаниями о природе, чтобы с пользой для дела применять их на практике. Овладевать не для того, чтобы покорить природу и стать её хозяином, к чему стремились и стремятся невоспитанные и непросвещённые люди, а для того, чтобы жить в гармонии с ней…
Нет ничего более прекрасного, чем сама природа. У природы есть чему учиться – довольствоваться малым. «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду находишь чему учиться», – сказал Леонардо да Винчи (1646–1519), выдающийся итальянский учёный, живописец и скульптор. Учиться у природы не для того, чтобы покорить её и завладеть её богатством, беспощадно и безрассудно вторгаясь в её пределы, а для того, чтобы спасти жизнь на нашей планете.
Для достижения такой благородной цели необходимо изменять не природу, а самого себя, или стать господином не природы, а самого себя, утверждая в себе духовно-нравственное начало своих помыслов и действий, ведь любое действие, особенно заранее хорошо не обдуманное, любое, казалось бы, малейшее движение каждого человека так или иначе, рано или поздно отзывается во всей природе. Только в этом случае фундаментальные и всесторонние знания о природе, глубокое познание экологических проблем и их решение превратятся в созидательную силу побеждать себя, в науку сохранять живую природу и спасать жизнь каждого человека и человечества в целом.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Степан Харланович Карпенков
Русская стратегия
|