Всехсвятское кладбище Москвы было одним из самых древних в Первопрестольной. Оно прилегало к церкви Всех Святых, построенной на средства грузинской царевны Дарьи Арчиловны в 1733 году. В 18-19 веках здесь хоронили государственных, церковных и общественных деятелей России и Грузии. В частности, князь Пётр Иванович Багратион похоронил здесь своего брата – Александра Ивановича Багратиона.
В ХХ веке подле погоста древнего выросло кладбище новое – Братское. В 1914 году оно было создано по инициативе Великой Матушки – Елизаветы Фёдоровны. Здесь хоронили воинов Русской Императорской Армии и сестер милосердия, павших за Отечество на фронтах Великой войны. Тысячи героев нашли здесь последний приют. Такое кладбище должно было бы стать святыней для страны и народа, но… Когда народ обращается в толпу, а затем в банду, а во главе банды становятся бесы, то святынь не остаётся. Именно это произошло с русским народом в 1917 году.
После захвата власти ленинской бандой на Братском кладбище по благословению патриарха Тихона были погребены жертвы вечерние, мальчики-юнкера – последние защитники Империи. В 1918 году здесь в безымянной могиле по одной из версий был захоронен расстрелянный по воле Троцкого китайскими наёмниками спаситель Балтийского флота капитан Алексей Щастный. Здесь же были погребены первые жертвы официального Красного террора – новомученики протоиерей Иоанн Восторгов и епископ Ефрем Селенгинский.
В годы гражданской войны большевики хоронили на Братском кладбище и своих – бойцов РККА и летчиков, погибших при испытаниях, для которых была выделена целая аллея.
Так продолжалось до 30-х годов, когда чтимый отдельными безумцами «православным патриотом» главарь большевистской банды Джугашвили вместе со своим подручным Кагановичем (кстати, благополучно дожившим до конца 80-х) решили, что русский народ не должен помнить своих героев, что православные кресты русских кладбищ не должны напоминать русскому народу о вере его предков. Страшная волна уничтожения кладбищ, церквей, монастырей и памятников прошла по всей стране. Ни в одной стране, ни в один исторический период не свершалось столь чудовищного и масштабного акта вандализма. На месте уничтоженных некрополей строили концертные залы, рынки, дороги, дома, спортивные и детские площадки… На многие годы вперёд нас обрекли быть постоянными невольными соучастниками поругания останков наших предков.
Москва лишилась в ту пору многих своих кладбищ. Само собой, стерли с лица земли и кладбище Братское. Позже на его месте выстроили кинотеатр… С памятью «золотопогонников» и «империалистической войны» было покончено.
Однако, оставалось ещё кладбище Всехсвятское. Как ни странно, оно уцелело в годы сталинского погрома, уцелел и храм Всех Святых. Но затем наступило «светлое» время хрущевизма-брежневизма, когда, как частенько рассказывают нам, уже не было ни репрессий, ни гонений, а сплошная оттепель, весёлые комсомольские стройки, пахота целины, кино, вино и домино… И даже Церковь была возрождена покойным вождём, и нравы в СССР воцарились самые вегетарианские.
На деле же всё было, мягко говоря, несколько иначе. В 50-е под эгидой любителя кукурузы в СССР активно продолжили разрушать храмы и закрывать старые кладбища. Закрыто было и кладбище Всехсвятское. Не уничтожено, нет. Просто закрыто для новых захоронений.
В таком «законсервированном» состоянии оно простояло ещё 30 лет. Пришли 80-е годы. Совсем уже, казалось бы, «цивилизованные» - уже рукой подать до демократизации, гласности и прочего… Но прежде была Олимпиада. Светлое воспоминание многих советских граждан. До свиданья, наш ласковый мишка… Мишка улетел, сопровождаемый слезами граждан, провожавших с ним праздник спорта и не знавших, что плакать – горько-горько – надо совсем по иному поводу. Ласковый мишка унёс с собой целый пласт нашей памяти – последние уцелевшие могилы наших предков, десятки старинных некрополей.
В канун Олимпиады правящие богоборцы (которые ни на йоту не менялись во все годы своего владычества, не изменились и ныне) сочли, что крестны старинных погостов портят облик столицы мирового коммунизма. И новая волна войны с могилами прокатилась по столице. Певец Игорь Тальков в ту пору спас, унеся к себе на квартиру, один из крестов коломенского некрополя… Остальные спасать было некому и негде.
Кресты же некрополя Всехсвятского были заметны с Ленинградского шоссе, по которому должны были ездить иностранные гости. И кладбище было уничтожено… Власти объявили, что родственники умерших могут подать заявки, чтобы прах перенесли на Митинское кладбище. Но у большинства усопших древнего погоста родственников не было. А потому их могилы были уничтожены, их кости перепаханы экскаватором, перемешаны с мусором и сожжены в крематории. А старинные могильные плиты… вывезли на действующие столичные кладбища и распилили с тем, чтобы делать из них памятники для «свежих» покойников. При Кагановиче такими плитами мостили берега Москвы-реки. Это «рациональное» использование «вторсырья» подсказал Лазарю Моисеевичу советский Геббельс Максим Горький. От Всехсвятского некрополя уцелело лишь несколько памятников, спасённых ветераном ВОВ, инспектором МГО ВООПИиК Игорем Паруниным. Среди них - надгробие Александра Багратиона. Могила Петра Багратиона на Бородинском поле была взорвана ещё при Сталине, в 30-е…
В перестроечные времена группа русских людей – ветеранов Великой Отечественной войны и сотрудников ВООПИиК – начала борьбу за восстановление памяти Всехсвятского и Братского некрополей. Главными инициаторами оной были участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Левшов, член Союза художников СССР и основатель Патриотического союза «Россия» Игорь Сычев, православный монах Гермогена (в миру Геннадий Хмельницкий), зарайский скульптор Николай Павлов. Их стараниями при храме Всех Святых был открыт мемориал памяти павших во всех воинах (официальное название - «Примирение народов»): Балканской, Русско-Японской, обеих Германских, гражданской, афганской, чеченской… Появилась плита памяти вождей Белого Движения, «юнкерский» крест и т.д.
Но, увы, и на этом не завершилась трагедия двух разорённых некрополей. После кончины настоятеля Всехсвятского храма отца Анатолия Казновецкого заправлять там стал бес в рясе с характерной фамилией Малевич. Шёл разухабисто-лихой, бандитский 1995 год. К этому времени не осталось в живых не только прежнего настоятеля, но и организаторов мемориала «Примирение народов» - все они трагически погибли в 1992-1994 годах. И товарищ Малевич счёл, что нашёл золотую жилу – прилегающие к храму земли государство отписало РПЦ, и облеченный саном бизнесмен легко стал использовать церковную «шерсть» в качестве «своей личной шерсти». Земля была сдана в аренду кавказским предпринимателям, разместивших на ней ларьки, в том числе, с порнографической продукцией. Эти же предприниматели начали «реконструкцию» прихрамовой территории, сведшейся к уничтожению остатков некрополя и установленного мемориала. Вырытые из земли кости и обломки могильных плит были собраны в мешки и выброшены на ближайшую помойку, где и были обнаружены приехавшими на место вандализма активистами – ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудниками ВООПИиК и общественниками во главе с Игорем Паруниным. Разрытые и уничтоженные могилы вандалы залили цементом и покрыли плиткой. Вновь почти чудом уцелел памятник Александра Багратиона, переставленный прочь с могилы в какой-то дальний угол…
Благодаря общественному возмущению и многочисленным газетным публикациям, деятельность Малевича была пресечена. Всехсвятский храм обрел нового настоятеля, ларьки снесли, мемориал памяти павших воинов был восстановлен. К нему был перенесён и памятник Багратиона. Вот, только, как писал один из поэтов Белого Зарубежья «нет в России даже дорогих могил»…
Изучая страшную историю Всехсвятского и Братского погостов, невольно приходит горькая мысль: на какое же будущее может рассчитывать народ, который позволил и позволяет столь чудовищно глумиться над прахом своих пращуров, народ, с такой хамской бестрепетностью относящийся к памяти своих предков, своих героев?.. Нет, наши мертвые не защитят нас, как уповал другой, уже советский, поэт. Но, напротив, обличат, потому что мы не защитили их, предали. Будущее сулит нам лишь то, что мы сделали и продолжаем делать с прошлым. Поругание и уничтожение. И если мы хотим будущего иного, то и начинать надо – с прошлого.
К 100-летию Великой войны на месте бывшего Братского кладбища был открыт мемориальный парк Героев Первой мировой. Несколько памятных стел и плит, часовня, в которую перенесён прах Главнокомандующего Русской Императорской Армией Великого Князя Николая Николаевича. Но отгремела дата, и, как говорится, «проехали». А ведь даже на этой небольшой территории можно было бы организовать большую мемориальную работу. Известны списки погребённых на Братском кладбище воинов. Их можно было бы выбить на каменных плитах – в традиции русских воинских храмов. Можно было бы установить информационные стенды, рассказывающие о легендарных героях Великой войны – просветительский эффект оных весьма значим. Наконец, в заброшенном и разрушающимся особняке, находящемся на территории парка, можно было бы открыть музей Великой войны.
Только таким образом восстанавливая память и принося тем покаяние перед предками нашими, мы сможем с Божией помощью затворить ненасытный зев разверзнутой более 100 лет назад бездны, которая продолжает затягивать нас в свою утробу, отравлять гнилым, ядовитым своим духом.
Е. Федорова
Русская Стратегия |