«Не сообразуйтеся веку сему» (Фонд творчества иеромонаха Романа, сайт «Ветрово»). Перед вами записки иеромонаха Романа — известного поэта, автора и исполнителя духовных песнопений, ставших частью истории возрождения Церкви в России, одной из ярких примет этого возрождения.
Записки появились значительно позже песнопений — в конце книги стоят условные даты «2000 (?) — 2021», и в кратком вступлении отец Роман предупреждает, что хотел бы побеседовать с читателем не как поэт, а как «священник-гражданин, желающий не сообразовываться с веком сим, не ожидающий понимания и одобрения от представителей века сего». И действительно, самое главное в личности отца Романа — не красота и глубина написанных им поэтических строчек, а то, что подвигло к их написанию: звание христианина, монашеский чин и священный сан, которые он пытается оправдать всей своей жизнью. Избрав по благословению старца Николая Гурьянова отшельническую жизнь, он редко бывает окружён людьми, почти никогда не оказывается в центре внимания журналистов, его проповедь не раздаётся с амвонов столичных храмов или с экранов телевизоров. Слово отца Романа доносится до читателя иначе, более прикровенно, и от этого делается ещё дороже, ещё подлиннее. Оно звучит тихо и ненавязчиво, что тоже совершенно не сообразуется с нашим временем.
Ведение подобных записок было свойственно монашествующим во все времена, начиная с первых столетий. Если говорить о нашем времени, то нельзя не упомянуть о «Записках архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) — в них он рассказывает о встречах с людьми, вспоминает тех, кого знал в детстве и юности, приводит полученные письма и иногда свои ответы на них.
Вот и отец Роман в своих записках не только беседует «с обделёнными авторами писем», но и делится размышлениями и впечатлениями от прочитанных книг, новостей и общения с самыми разными собеседниками. И, как и митрополит Вениамин, не боится категоричных и нелицеприятных суждений.
Темы записок отца Романа — от житейских до культурологических, философских и богословских. В книге есть живые сюжетные зарисовки, наблюдения, которые автор завершает краткими афористичными выводами. Среди героев таких зарисовок не только случайные попутчики или приехавшие в скит паломники, но и узнаваемые церковные деятели — например, старец Николай Гурьянов и митрополит Иоанн (Разумов), о которых отец Роман рассказывает с глубоким уважением. Впрочем, порой он старается слегка закрасить им же нарисованные портреты, не называет имён — чтобы обличить грех, а не человека (в том случае, если требуется обличение), или чтобы сохранить чужую тайну, или просто не привлекать излишнего внимания к чьему-то имени. Ближе к концу записок напряжение ощутимо нарастает: речь всё чаще заходит о том, что происходит в Церкви сегодня. И здесь отец Роман начинает всё меньше значения придавать собственному слову, уступая место высказываниям святых отцов и отрывкам из Священного Писания. Он словно испытывает все средства: не слушаете меня — послушайте святых, не слушаете святых — послушайте Бога! И ведь суть того, что хочет сказать нам отец Роман (не только в записках, но и во всём своём творчестве) — действительно та же, что и в словах святого Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).
Название записок отца Романа «Не сообразуйтеся веку сему» тоже взято из Священного Писания: это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (12: 2). Размышления о том, что человек не должен жить временным, сиюминутным, мы встречаем уже на первых страницах книги: «Суетливость — признак живущего в этом мiре и побеждённого этим мiром. Покой, безпопечительность — свойства гражданина будущего века. Невозможно достичь безстрастия, покоя, обременяя свою душу сиюминутными заботами. Сиюминутность — путь внешнего человека, падшего Адама. Что находится на весах? Мгновение и Вечность. Но Вечность — это там, а мгновение — сейчас, и всем нужно сейчас и всё сразу». «Торопливость и спешка не дадут отстояться душе, и душа не познает себя…» И не могу не вспомнить печальные слова, которые часто повторяет отец Роман в разговоре: всё, что даётся нам в руки на этой земле, у нас отнимется, и только молитва, причастность Богу, — то, что связывает нас с Вечностью. Настоящее счастье в том, что неизменно, а неизменен только Господь.
Суетливость, спешка, многопопечительность в той или иной степени свойственны любому веку. Однако нет сомнений, что отец Роман, решив вынести в название своих записок призыв апостола, имел в виду и совершенно конкретные, неприглядные признаки нашего времени («последних времён», как говорит он неоднократно):
«Настало время жутковерующих всезнаек. Жутковерующие любят дружить с мiром, брататься с католиками и подражать чадам погибающего века сего.
Жутковерующим политикам хождение в Храм не мешает издавать антинародные законы. Жутковерующим олигархам-бизнесменам общение с архипастырями не мешает грабить их же паству: как-нибудь выберутся, трудяги, на Афон, подкинут грекам крохи наворованного и с набальзамированной совестью вернутся расхищать народное достояние.
Жутковерующим лицедеям стояние со свечой не мешает на глазах у всех ложиться в постель, делать непристойные движения, материться — растлевать общество. Мало того, их телам в роскошных гробах ещё похлопают, и жутковерующие попы будут счастливы помахать кадилом у их могилок. Жутковерующие интеллигенты недоумевают, почему матерщина считается грехом, приводя в пример жутковерующих именитых поэтов и писателей. Жутковерующие певчие по благословению жутковерующего настоятеля, отпев обедню, поют и пляшут на той же самой солее, где причащались. Вот одна жутковерующая певчая, намалёванная, наштукатуренная, как и все „славящие Бога‟, стоит на солее перед микрофоном, выламываясь, как на сцене. Таких жутковерующих и в свой дом не пустил бы, не то что в дом Божий. Неужели уже невозможно предстоять пред Богом в пристойном виде? А ведь кто-то из них окончил богословское учебное заведение и готов заткнуть за пояс любого старца высказываниями Святых Отцов. Да разве они прославляют, а не оскорбляют своим непотребным видом Создателя, испытывая Его Долготерпение? Иноверцы и безбожники смеются, говоря: „Что сто́ит ваша вера, если её последователей не отличить от завсегдатаев ночных клубов, борделей и прочих злачных мест?‟ Но обвинять ли веру, если пасущих и пасомых не согнать с широкого пути на заповеданный узкий? Полон Храм жутковерующими, но избави, Господи, душу, ищущую Тебя, уподобиться им!..»
«Жутковерующие» в устах отца Романа — примерно то же, что «теплохладные», о которых Господь говорит в Откровении святого Иоанна Богослова. Наверное, есть ещё одно близкое по значению слово — «толерантные». Толерантность считается одной из добродетелей века сего и очень удобна для выживания, тем более что толерантным можно быть и по отношению к самому себе. Но, если и вправду сопоставить толерантных с теплохладными, то участь их незавидна:Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15–16).
У слов апостола ПавлаНе сообразуйтеся веку сему есть продолжение: но преобразуйтеся обновлением ума вашего.
Обновление, изменение себя — это то, о чём непрестанно говорит отец Роман. Он говорит о том, что, не изменившись, мы не сможем войти в Царство Небесное; что нельзя прийти в Церковь, приступать к Святым Христовым Таинам — и оставаться прежними.
С этими словами легко согласиться (решить, что Царство Небесное растёт в нас, как горчишное зёрнышко, а мы тем временем вправе подумать о чём-то другом), пока не окажется, что этот рост требует нашего деятельного участия и что этот труд и тяжёл, и болезнен. Отец Роман подводит нас к зеркалу и говорит о том, что прежде нужно изменить в себе что-то хотя бы внешне — потому что если мы не сможем сделать самого простого и очевидного, то как сможем сдвинуть с места незримое, внутреннее? О том, что обычно из этого получается, он на страницах своих заметок пишет так: «Все уезжают, чтобы вернуться на свою обычную наезженную колею и жить как жили». Может быть, кого-то удивит, что духовный человек может говорить с людьми о таких не стоящих внимания вопросах как внешний вид — но, по словам отца Романа, в духовной жизни не бывает мелочей. И если мы не можем исполнить даже малого, то как сказать нам о большем — об обновлении ума нашего?
Отец Роман очень любит и часто приводит слова святого Иоанна Богослова: Не любите мiра, ни яже в мiре (1 Ин. 2: 15). Во время подготовки этой книги к изданию я сделала для себя одно открытие: раз христианин не должен любить мiра и не должен жить духом века сего, значит, внутренне он не должен зависеть ни от времени, ни от пространства. И ведь это призывы не для святых: мы и на земле должны жить как в Вечности, как бы немыслимо это ни звучало. А раз не обладаем такими свойствами — значит, действительно должны измениться. Се, творю всё новое — говорит Господь (Откр. 21: 5). И отец Роман в своей книге всего лишь вторит Ему, всего лишь просит не противиться Божией воле, а поступать по слову апостола — не сообразовываться веку сему, но обновляться!
Заказать книгу иеромонаха Романа «Не сообразуйтеся веку сему» можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».
Ольга Надпорожская
|