В «старом центре» Луганска (для неместных поясню-это старая часть города, находящаяся внизу(город построен на холмах) и возникшая в конце XIX- начале XX веков), за зданием краеведческого музея-стоит только перейти дорогу- на снижающейся площади стоит немедля бросающийся в глаза памятник из красного гранита.
Это площадь, до сих пор называемая площадью Борцов революции,- одна из частей старого центра Луганска, строившегося с конца XIX века и вплоть до начала революции. Она, как и её одноимённый памятник, имеет свою историю, тесно связанную со всеми постигшими наш город бедами и волнениями- от революции и Великой Отечественной войны до нынешних боевых действий.
Памятник состоит из нескольких частей: мемориала «героям» революции, погибшим в период Гражданской войны на стороне красных и двух британских танков «Mark V». Чем же знаменит он и почему автор, считающий себя сторонником Белого движения, описывает сейчас мемориальный комплекс, выстроенный коммунистами?
И всё же история памятника настолько поучительна, что я не могу не привести сведения о нём, несмотря на то, что он был возведён для увековечения памяти врагов Белого движения и Империи.
Во-первых, не лишено интереса то, что одна из частей этого памятника, хоть и посвящённого красным, может считаться уникальнейшей реликвией истории Белого движения. Возможно, не все соратники по Белому делу знают об этом вещественном памятнике мужества истинных героев Гражданской войны, хранящемся в нашем городе.
Это- два танка «Mark V», полученные Врангелем от Британии и захваченные красными в боях под Каховкой. Машин этого типа в России(а может, и во всём мире) осталось всего пять. Остальные три танка находятся в Харькове(возможно, враги Отчизны уже «под шумок» сдали его на металл, и танков уже 4), Архангельске и Бронетанковом музее посёлка Кубинка Одинцовского района (Подмосковье).
Что это за машины и как попали они в Луганск?
В 1936 году К.Е.Ворошилов (его имя тесно связано с описываемым памятником Луганска) подарил городу два захваченных танка, дабы воспользоваться ими в качестве памятника победе, к сожалению, доставшейся в Гражданской войне коммунистам.
В Вооружённые силы Юга России машины были поставлены Британией весной 1919 года, а позднее их зачислили в Русскую армию Врангеля в Крыму. Оба танка, как утверждают историки, двигались из Новороссийска в Севастополь, а затем приняли участие в боях у Каховки и на Перекопе. Танк № 9186 в Белой армии имел собственное имя — «Дерзкий», и находился в составе I-го танкового отряда. № 9344, предположительно, является «Атаманом Ермаком» из III-го отряда.
Они принадлежат к модели Mark 5, запущенной в производство в декабре 1917 года и выпускавшейся до конца Первой мировой войны.Существовало две модификации этой модели, которые были прозваны «male» и «female» — «самец» и «самка». Каждая из них существовала в 200 экземплярах. У «самца» было 2 пушки и 4 пулемета, а у «самки»- 6 пулеметов. Луганские танки- модифицированные «самки» с одним пушечным стволом вместо пулемётного. Такие машины известны под названием «комбинированных» и их точное число неизвестно.
Танкам Луганска дважды грозило уничтожение: в 1942 году немецко-фашистские захватчики пытались переплавить их на металл, а в 50-е годы ХХ века во время кампании по критике Ворошилова танки должны были быть переплавлены по указанию власти, но по инициативе рабочих Луганского тепловозостроительного завода оба танка закопали в землю на заводской площадке для хранения металлолома. Остальные подобные машины(кроме вышеуказанных) погибли при схожих обстоятельствах.
В 2008 году украинскими и английскими специалистами было проведена реставрация сильно пострадавших от времени и недолжного ухода танков. «Специалисты –историки по периоду Гражданской войны, историки военной техники, военные специалисты танковой промышленности, конструкторы, финансисты, юристы, музейные работники гг. Луганска, Харькова, Киева, Ростова, Симферополя, Севастополя, Красноперекопска, Донецка, Краматорска» составили группу, привлечённую к реставрации этой уникальной техники. Они были вывезены на ОАО ХК “Лугансктепловоз” для проведения экспертизы и реставрационных работ. Символично, что именно рабочие «Лугансктепловоза» спасли танки в 50-е годы ХХ века от переплавки.
Во-вторых, сама история памятника во многом повторяет историю города (да и всего Донбасса). Поставлен он был коммунистами на площади после сноса Казанского собора( ниже подробнее укажу сведения о нём), открыт был в 1937 году(в разгар репрессий возводились памятники для восхваления построивших революцию своими руками «героев»!), площадь и сам памятник периодически перестраивались вместе с городом согласно веяниям времени.
Среди имён погибших коммунистов бросается в глаза ряд китайских имён: Лю-Фа В., Лю-Ша М., Ван-Ша-Ю И., Ли-Хо-Ю С., Ми-Ша-Ци М. Надо сказать, что Луганск удерживали в руках красных не столько местные идейные большевики, сколько «интернационалисты». (Кроме китайцев, «отличилась» в городе и Инзенская стрелковая дивизия, противостоявшая белым частям во время знаменитых боёв за Острую могилу-курган на окраине города).
Сам памятник советские власти несколько раз реставрировали, в том числе и после ВОВ, не желая оставлять город без разрушенного на тот момент зримого напоминания о «подвиге» революционеров и пользуясь при этом подручными материалами-гипсом и досками.. Во время «разоблачения» приближённых Сталина из сквера на площади был за одну ночь убран памятник Ворошилову. Сейчас мемориал также повреждён- в 2014 году его посекло осколками снаряда.
Эта площадь, переименованная при советской власти в площадь Борцов Революции, в XIX веке имела название «Новобазарная». Прилегающая улица, переименованная позднее в честь Карла Маркса, называлась «Казанская»
Новобазарная площадь застраивалась в конце XIX века и получила такое название от утратившей свои функции площади Старобазарной-торгового центра Луганска(она же Успенская, сейчас- площадь Революции). При застройке её уже учитывался рельеф местности и появилась регламентация строительства- запрещалось самовольно достраивать торговые помещения, лавки должны были иметь определённую высоту. Лавки и магазины шли от патронного завода до пересечения с нынешней улицей Коцюбинского.
В начале ХХ века ежегодно проводились 2 ярмарки: с 7 по 10 мая- в день Св. Николая Мирликийского и с 24 по 31 августа- в день Св. Иоанна Крестителя. Рынок, как и рынок всякого уездного города, делился на Сенной рынок(террасы, на которых торговали сеном, дровами и т. д.), ремесленные ряды и «обжорные» ряды .
Старейшая улица Луганска – Банковская (1913-1917 – Романовская, ныне – Тараса Шевченко) была одной из 4-х улиц, образовывавших площадь.
Она застраивалась на рубеже ХIХ-ХХ века 1- и 2-этажными домами чиновников, на ней, как явствует из названия, располагались банки, конторы юристов и страховых обществ. На ней действовала хоральная синагога. Одним из объектов улицы была частная женская гимназия Р.Н. Воскресенской (затем, с 1916 – Е.К. Локтюшевой. Там же находился известный, но ныне, в начале XXI века, погибший от пожара памятник архитектуры Луганска – знаменитый «Дом Васнёва» - первое четырёхэтажное здание Луганска, в котором размещалось семиклассное коммерческое женское училище.
Также к образовывавшим площадь улицам принадлежала улица Красноармейская (Солдатская, нынешнее название с 1921 г.), которая застраивалась после 1896 г., когда было решено построить паровозостроительный завод и находилась на территории т. н. Гусиновки-участка для бедных рабочих и рабочих среднего достатка (в отличие от населённого инженерами Булацелевского участка). Улица славилась обилием питейных заведений, здесь в начале ХХ века, в доме под номером 7 жила Анна Гущина, державшая в своём доме одну из явок социал-демократов, на которую являлся Ворошилов и где располагалась подпольная типография(какая улица, такие и объекты!). Большая часть исторических зданий улицы утрачена в ходе различных катаклизмов, войн и наводнений.
Действовала на прилегающей улице Казанской (совр. Карла Маркса) с 1864 г. единственная в городе пятикупольная Казанская церковь(точнее, собор), при советской власти закрытая под предлогом «плохого санитарного состояния», и затем, в 1935 г., взорванная, как и все церкви Луганска. Сами коммунисты говорили об этом: «Мы только уничтожили церковь, но нужно ещё очистить площадь, привести всё в должный (!) вид…». Как же должен был быть распропагандирован коммунистами русский народ, чтобы считать снос церкви чем-то должным и даже похвальным! Впрочем, сам памятник, строго говоря, находится не точно на месте собора, скорее всего(я не обнаружила данных в книге Шеремет и соавторов) на его месте сейчас находятся жилые дома или участок сквера.
Храм, построенный в 1861-1864 на средства купцов и мещан, единственный в городе, имевший пять куполов, был снесён в 1935 году до самого фундамента. Но также погибли от рук безбожников и храмы XVIII и начала XIX веков, находившиеся в Луганске и области и имевшие уже на тот момент, кроме религиозной ценности, и историческую.
В одной из книг Олега Форостюка приводится целый «мартиролог» взорванных и разрушенных монастырей и храмов Луганской области- названий их более сотни и многие из них были уже на тот момент историческими памятниками. Николаевская (Соборная) церковь, построенная в 1841 году, Петропавловская, Казанская, Успенская, Преображенская, Воскресенская, Кладбищенская и Алексеевская тюремная церкви, Троицкий мужской монастырь, церковь в Малой Вергунке(недостроенная), Троицкая церковь Луганска, построенная в начале XX века- и это далеко не полный список погибших тогда памятников церковной архитектуры, а сведения только о разрушенных храмах уездного города Луганска…
Источники:
Аношин А. Гроза Первой мировой. В центре Луганска стоят уникальные английские танки, которые красные отбили у белых. Режим доступа: https://ukraina.ru/history/20190602/1023749786.html
Башкина В. Я., Поболелов А.И., Сумишин Ю.С. Привет из Луганска. История Луганска на почтовых открытках и фотографиях.-Луганск: Издательство «Максим», 2007.-128 с.
Город, ставший судьбой.:Сборник/ под общ. ред./Т.А. Шеремет-Луганск:Полиграфический центр «Максим», 2012-576 с., ил.
«Китайская» милиция Луганщины. Что делали «ходя» на Украине в Гражданскую и после . Режим доступа: https://leg0ner.livejournal.com/472727.html
Когда Клима звали Володей. Часть вторая. Режим доступа: https://shusek.livejournal.com/109202.html
Луганск. История ул. Солдатской. Режим доступа: https://shusek.livejournal.com/109202.html
Форостюк, Олег Дмитриевич.Православная Луганщина в годы гонений и трагических испытаний(1917-1988)/Монография- Луганск. Редакционно- издательский отдел ЛИВД, 1999-120 с. + 13 вкл.
Церкви Луганска. Режим доступа: https://shusek.livejournal.com/19488.html
Шевченко П.М., Башкирцева О.С. Реставрация памятников военной техники/ Питання історіі науки і техніки/ № 1, 2010
К. Гронская
Русская Стратегия |