Накануне парламентского обсуждения закона о QR-кодах в общественных местах Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции призвал внести дополнительный пункт – об освобождении православных церквей и храмов других конфессий от обязательного предъявления кода верующими. Этот долгожданный пункт, правда, снабжён тревожной оговоркой "если иное решение не принято высшим должностным лицом субъекта России". Однако к прошедшему 16 декабря первому чтению эту поправку не внесли.
Первый русский телеканал Царьград уже сообщал, что многие парламентарии выступают за то, чтобы посещение храмов было свободным, "без предъявления документации". Эта поправка в спорный для многих законопроект о введении QR-кодов в общественных местах как нельзя более актуальна – впереди Рождество Христово, а перед ним у православных наступает активный период церковной подготовки к великому празднику. Но оговорка про возможность глав регионов принять "иное решение" не может не тревожить.
Фактически столь важный и болезненный вердикт отдаётся на откуп губернаторам и санитарным врачам в регионах. А там ведь сидят люди разные – далеко не все православные верующие и Бога боящиеся, что мы помним по печальной эпопее Пасхи в 2020 году, когда многие прихожане оказались на Праздник праздников у закрытых храмовых дверей.
"Первый русский" провёл тогда специальное расследование, составив топ-10 самых "безбожных" и самых "богобоязненных" региональных властей, в зависимости от их "пасхальных" решений. Тройку первого антирейтинга возглавили тогда Алтай, Санкт-Петербург и Ростовская область. До больших народных волнений (отдельные возмущения – не в счёт) тогда дело не дошло не только потому, что люди верующие – мирные, но и из-за крайней растерянности и мирян, и клириков: а что, в "православной России" так вообще возможно?
В личной беседе знакомый настоятель православного храма из Подмосковья рассказал, что накануне той самой Пасхи без прихожан ему позвонили из епархии: приедет "эмиссар" из областного правительства – встретьте, мол, как надо:
Ну, встретили его, стол накрыли, а он привёз строгое предписание на Пасху запускать в храм только клир и "десятку" активных помощников из прихода. Иначе, мол, приедет ОМОН и опечатает храм. Звоним в епархию, а там – молчок, вам, дескать, всё уже сказали. Мы со старостой, честно говоря, сильно растерялись. Ну, закрыли калитку ограды, а когда выходили со службой на улицу – видели, что народ у решётки стоял, молился. Сердце кровью обливалось, а так и не решились открыть. При этом в соседнем селе батюшка за десять минут до полночи, когда самые стойкие у ограды остались, потихоньку отворил калитку – все желающие и зашли внутрь. Так многие мои прихожане обиделись – к нам в храм долго не ходили, в соседнее село ездили. Потом отошли сердцем... Но ничего, теперь-то в подобной ситуации я уж знаю, как буду действовать, несмотря на любые предписания "сверху". У меня есть повыше их "предписание".
Спрашивается: а сколько таких храмов, прихожане которых "не отошли сердцем" и вообще перестали ходить в церковь, раз она "такая несамостоятельная"? Другой достаточно известный московский священник, пускавший в свой небольшой храм прихожан всегда безо всяких перерывов и ограничений (у него никогда не протирали спиртом лжицу и традиционно прикладывались к Чаше к Кресту) печально обронил в откровенном, также частном разговоре:
В ту Пасху наша Церковь потерпела крупное поражение, и оно долго ещё будет аукаться.
Здесь, конечно, иные могут возразить: сейчас речь может даже в худшем варианте пойти не о закрытии храмов вообще, а об ограничении: сделал прививку или анализ, получил пресловутый "код" и заходи в храм, молись на здоровье. Ещё в пример и греческую Элладскую Церковь приведут, где священство и мирян обязали прививаться.
Только у нас ведь не Греция! У многих пожилых людей и смартфонов нет, не говоря уже о проверочной аппаратуре при входе в храмы. Да и что говорить – отнюдь не все верующие, включая священников и архиереев, одинаково покорно-позитивно относятся к модным процедурам. Чуть сильнее надави здесь – и будет раскол. А насильно церкви опечатывать, как во время "красных" гонений, – так и волнений народных не оберёшься. Подгребут тут же и "захожане", кто и в храм-то пару раз в год заходит, и политиканы-крикуны.
Про рейтинг власти в этом случае лучше вообще помолчать. Ну и кому это нужно ныне в России? Разве что её недругам. И никакая "забота о здоровье" как объяснение подобных мер здесь не "прокатит" – слишком разные "гирьки" лежат на весах.
Напомним, в материале "Первого русского" "В храме любые касты упраздняются: Чем QR-кодизация опасна для верующих" митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских) доступно объяснил, почему обязательная QR-кодизация для посещения храмов неприемлема:
Бог повелел нам принимать всех людей в Церкви – независимо от их социального статуса, политических взглядов и образа жизни. Наши храмы открыты даже для самых закоренелых грешников, единственное, что от них требуется, – это желание покаяться, исправить свою жизнь. Но если Госдума примет закон о введении QR-кодов, то региональные власти получат право ограничивать посещение храмов. Есть у тебя код – проходи, нет – останешься без церковных служб, Таинств и главного нашего лекарства – Причастия Святых Христовых Тайн. Но если закон человеческий вступает в конфликт с Божиим законом, то это противоречит нашей христианской совести.
Что с того?
"Разрешить" верующим их неотъемлемые права, перебросив конечное решение на местные власти, – вещь, конечно, удобная. Если что, всегда можно сказать: это "перегибы на местах" и "эксцессы исполнителей". Только это будет хорошей миной при плохой игре: власть в России вроде бы пока едина, а Церковь отделена от государства по Конституции.
И хотя в первом чтении законопроекта о QR-кодизации в общественных местах поправка о свободном посещении храмов в текст вообще не была внесена, хочется надеяться, что это произойдёт ко второму чтению. И что формулировка поправки будет без лазейки для своеволия губернаторов.
Словом, принимая столь сложный закон, нашим депутатам стоит подумать и о его юридической состоятельности, и о практической исполнимости. А также – о возможных последствиях неосторожных "росчерков пера". Чтобы "лекарство" не оказалось опаснее болезни: "И будут последняя человеку тому горша первых", – ведь именно так сказано в Евангелии от Матфея.
источник |