Современное образование в мире. В связи с усиливающимся в последнее время антропогенным воздействием на биосферу в глобальных, планетарных масштабах и обострением экологических проблем современное образование становится действенным средством обретения фундаментальных и профессиональных знаний не только для решения многих научных и технологических задач, важных и практически значимых, но и для защиты окружающей среды и спасения жизни на нашей планете.
На протяжении многих столетий система образования постоянно совершенствовалась, и в наше время оно позволяет за относительно меньший срок получить больший объём знаний, который постоянно и стремительно растёт. Если в 1970-е годы объём знаний всего человечества увеличивался примерно вдвое за 10 лет, в 1980-е – за 5 лет, в 1990-е – каждый год, то в начале нынешнего века такой срок сократился до нескольких месяцев.
Развитие образования и науки – важнейшая стратегическая задача любого государства и человечества в целом. Подлинная наука вырастает на благодатной почве образования. Во многих цивилизованных странах осознают: вложение финансовых средств в образование, повышающее интеллектуальный потенциал общества, – благородное и в тоже время доходное дело, которое окупается, но не всегда сразу. Тем не менее отношение к системе образования во многих странах разное, и оно финансируется всё же по-разному. Например, ежегодные расходы на обучение одного студента в среднем составляют в США 18,57 тысяч долларов, Дании – 11,60, Испании – 6,03, а в Мексике – всего 5,30 тысяч долларов.
Стремительный рост объёма получаемых новых знаний подчиняется не линейной, а более сильной, экспоненциальной закономерности, и достигается благодаря повышению эффективности обучения и увеличению его продолжительности. В настоящее время средняя продолжительность обучения составляет в Европе 15 лет, Северной Америке – 14 лет, Южной Америке – 13 лет, Азии – 9,2 года, Африке – 7 лет и во всем мире – 10 лет. Предполагается, что в ближайшие десятилетия продолжительность обучения, необходимого для высококвалифицированного специалиста, заметно увеличится и приблизится к 18 годам.
В широком распространении образования, доступного всем слоям населения, заинтересованы все государства. Однако в нашем цивилизованном мире в эпоху наукоёмких технологий оно охватывает далеко не всё население земного шара даже на начальном уровне. Согласно статистике ООН, в последнее время только около 3,5 миллиарда человек умеют читать и писать, что примерно в 3 раза больше, чем 40 лет назад. В то же время приблизительно 900 миллионов взрослых не умеют ни читать, ни писать, причём две трети из них – женщины. Уровень неграмотности населения во многих развивающихся странах чрезмерно высок и составляет более 50 %: в Нигерии – 80 %, в Мали – 73 %, в Ираке, Эфиопии и Бангладеше – 60 %, в Пакистане – 58 %.
Ежегодно, начиная с 1990 года, общее число детей в мире, обучающихся в школе, увеличивается примерно на 10 миллионов, и сегодня их – около 800 миллионов. В то же время более 100 миллионов детей школьного возраста в силу разных причин не могут сесть за школьную парту. Обеспечение всеобщего начального образования – одна из важнейших и приоритетных задач, сформулированная в Декларации тысячелетия ООН.
Проблемы образования обсуждались в разное время, включая 2006 год, на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, где приняты решения по международному сотрудничеству, нацеленные на повышение уровня национального образования и на его широкую доступность всем слоям населения. В дальнейшем вопросы образования прямо или косвенно затрагивались на других международных саммитах и конференциях.
Только через современную и доступную систему образования, включающую духовно-нравственное воспитание, как начальную его стадию, современное общество сможет решить важнейшие для всего человечества задачи дальнейшего развития цивилизации и сохранения природной среды в естественном состоянии.
Особенности отечественного образования. Не погружаясь в дебри многовековой истории российского образования, можно безошибочно и однозначно утверждать, что систему образования пытались реформировать во все времена, хотя и далеко не всегда была в этом разумная целесообразность. Не было крайней и объективной необходимости реформировать образование в последние десятилетия. Ведь при всех изъянах прежнего социального устройства и коммунистической, утопической идеологии в недалёком прошлом в нашей стране была налажена бесплатная и доступная система образования, позволявшая получать хорошие знания всем желающим из разных слоёв населения вне зависимости от их материального положения.
Поспешные, провальные реформы, начатые в нашей стране в 1990-х годах под лукавым лозунгом демократизации, либерализации и прочей модернизации, закончились полным разрушением отечественного образования. Самозваные реформаторы, не владевшие фундаментальными и профессиональными знаниями, не сохранили всё лучшее из прежней системы управления во всех властных структурах, а привели не только к массовой безработице, но и к обнищанию российского народа и обогащению за счёт бедных небольшой кучки дельцов и проходимцев, свободных от стыда и совести.
Произошло резкое падение уровня образования, который непросвещённые чиновники предписали называть качеством образования – термином, изобретённым реформаторами, едва овладевшими устным счётом, и который раньше применялся преимущественно для оценки произведённой продукции либо товаров. При этом безумная политика качественного образования превратилась в политику системных ошибок и глубоких заблуждений, приведших к полному разрушению отечественного образования. Вследствие таких безумных «инноваций» резко обесценились знания. Учителя и преподаватели утратили уважение и почёт. Резко уменьшилась их заработная плата. Ученики, витающие в виртуальном компьютерном пространстве, перестали слушать учителей и родителей, а студенты – преподавателей, которым вопреки здравому смыслу навязывают дистанционную систему общения через компьютер, сводящуюся к механическому нажатию кнопок, что никак не способствует развитию логического мышления, весьма важной составляющей умственного процесса обучения. При таком компьютерном, цифровом одурманивании иногда совершаются страшные преступления: учитель, стремящийся дать самое дорогое – знания, становится жертвой агрессии своего ученика, не по своей воле оказавшегося в губительном виртуальном омуте.
Вне учебных занятий драгоценное время молодёжи стали поглощать различные фильмы и постановки с показом интимных отношений, завлекательные компьютерные игры, а ныне и вездесущий интернет с неисчерпаемыми соблазнительными и развратными услугами. У детей стали активнее проявляться скрытые «творческие» способности писать и рисовать на фасадах домов, на стенах школ и на партах. Некоторые школы и вузы стали притонами наркоманов, где к губительным наркотикам, курению и даже алкоголю приобщаются дети в самом раннем детстве. И плачевный результат, как говорится, не замедлил ждать: для детей и подростков стало доступным множество развлечений, где под видом культурного отдыха происходит одурманивание молодёжи, и в такой губительной среде хорошо наживаются многие проходимцы, устраивая сборища, где все средства хороши: и мощная аудио- и видеотехника с чрезмерно большим звуковым и световым облучением, и наркотики, и алкоголь, – которые неизбежно приводят к полной деградации человека.
Плоды образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» дано определение: образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Это означает: процесс образования включает важнейшую составляющую – воспитание. Хорошее образование может вырасти только на благодатной почве духовно-нравственного воспитания, которое начинается в семье и продолжается в школе, где оно сочетается с обучением. Совершенно очевидно, плохо воспитанного ребёнка трудно научить грамоте, а иногда и невозможно, если такая попытка предпринимается слишком рано.
В последнее время чиновники от образования, едва овладевшие устным счётом, предписывают родителям научить ребёнка многому и всему в самом раннем возрасте: дети, поступающие в первый класс, в дошкольном возрасте должны уметь читать, писать, считать, чему в добрые времена учили только в первом классе. Таким образом, ставится заведомо практически неразрешимая задача научить всех и сразу всему без учёта реальных возможностей каждого подрастающего ребёнка и его физиологических способностей.
Казалось бы, что плохого в том, что ребёнок научится писать, считать, пересказывать в дошкольном возрасте, до семи лет. И чем раньше он это сделает, тем лучше для него. В действительности же, решение такой несложной, на первый взгляд, задачи вполне под силу лишь немногим, наиболее способным и одарённым детям. А подавляющее большинство детей, не обладающих уникальными способностями развития, физиологически не готово к её решению при всем желании их самих, их учителей, родителей и некоторых министерских чиновников, и об этом свидетельствует богатый опыт и педагогическая практика, которые вырабатывались в течение многих столетий.
Не следует забывать, что открытая душа ребёнка легко ранима. Если попытка научить его читать и писать в слишком раннем возрасте кончится неудачей, то он потеряет уверенность в собственных силах, а учитель может ошибочно отнести его к разряду неспособных учиться, к умственно отсталым, или к олигофренам, как это сейчас говорят «эрудированные» учителя, вообразившие, что они что-то понимают в педагогике. Школьнику тем самым будет нанесена тяжёлая душевная травма, излечить которую очень трудно, а в ряде случаев и невозможно. И такой несчастный ребёнок в течение всей учёбы всеми возможными способами будет уклоняться от занятий, и не испытав радости познания, придёт к печальному выводу о том, что он способен писать только лишь на заборах и партах, и ему интересны разве что компьютерные, соблазнительные и развлекательные игры. Подобные глубоко несчастные школьники вступают в конфликт с родителями и учителями, который завершается иногда трагическим исходом. Чаще всего такие неудачники не по своей воле пополняют многомиллионную армию беспризорных детей, число которых от 730 тысяч (по сведениям «Российской газеты») до 6 миллионов, как это следует из других источников.
Многие выпускники школ, не обременённые элементарными знаниями о природе и человек, попадают без всяких проблем в вузы и новоявленные, платные «университеты», которые готовы выдать всем желающим дипломы государственного образца, но не готовы дать самые минимальные знания, необходимые высококвалифицированному специалисту, так как они не обладают ни материально-технической базой, ни качественным учебно-методическим обеспечением. Большинство таких «вузов», открывшихся на каждом перекрёстке больших и малых городов, готовит якобы менеджеров, экономистов и других «специалистов». А будут ли они востребованы и найдут ли они себе работу по специальности, вузы не интересует. Для ректората вузов важнее всего деньги, которые платят родители студентов за эфемерные образовательные услуги. При поступлении конкурс, как естественный процесс отбора наиболее способных, подготовленных и знающих абитуриентов, вытесняется искусственной процедурой сдачи пресловутого ЕГЭ и составлением договора, некой формальной бумаги, в которой прописываются обязательства регулярной платы за «образовательные услуги».
На платной основе принимают и в государственные вузы, где конкурс также уступает свои права коммерческому подходу. И ректораты вынуждены мириться с этим: на совсем небольшие бюджетные деньги, выделяемые государством для оплаты труда преподавателей, трудно обеспечить им более или менее достойную жизнь.
Некоторые нерадивые студенты, за обучение которых заплатили родители, нередко вступают в конфликт с преподавателями, пытающимися по старой доброй традиции дать самое дорогое – знания. И таких добросовестных, высококвалифицированных преподавателей с учёными степенями и званиями немало. Хотя очевидно: научить студента, не владеющего школьными знаниями, да ещё невоспитанного, невозможно при всем желании и всех стараниях преподавателей. Воспитывать его – всё равно, что злить проголодавшуюся собаку, а перевоспитывать – задача неодолимая. Некоторые из них не могут и не хотят учиться. Поэтому они, проявляя безмерную наглость, пытаются сорвать занятия, а иногда организовывают ложные телефонные звонки о террористических актах.
Любому преподавателю, как и любому студенту понятно, что на всех стадиях обучения, начиная со средней школы, надзор, или правильнее сказать контроль, играет второстепенную роль. Очевидно, уровень образования зависит, прежде всего, от того, насколько совершенно и современно учебно-методическое обеспечение: учебники и учебные пособия, методические разработки, техническая база обучения – и вовсе не зависят от того, сколько и какие бумаги должен составить преподаватель для так называемой отчётности, отнимающей много времени. Очевидно и другое: любая хорошая работа, в том числе творческая работа преподавателя, требует и хорошей оплаты, а чиновники образовательных структур своим директивным бумаготворчеством должны способствовать развитию образования, а не его деградации.
Система образования будет развиваться и принесёт свои драгоценные плоды только тогда, когда каждый человек: и тот, кто учится, и тот, кто учит и воспитывает, и тот, кто руководит образованием – осознает известную с древних времён истину: научиться можно, помня о ближнем своём, а научить нельзя даже под пристальным и унизительным надзором непросвещённых чиновников от образования, пытающихся навязать безумный способ научить из-под палки.
От образования к действиям. Любая система образования, какой бы современной и совершенной она не была, любые знания, какими бы практически значимыми и ценными они не были, окажутся бесполезными и невостребованными, если не превратятся в действия и реальные дела. В конкретные действия и благородные дела каждого человека, причём без промедления. Практические дела должны быть направлены, в конечном итоге, на создание условий устойчивого состояния окружающего нас мира. Для чего всему человечеству предстоит сделать многое и решить многие практические задачи:
– разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие технологии промышленного производства с полностью замкнутым циклом и минимальным воздействием на окружающую среду;
– широко использовать новые способы ведения сельского хозяйства с сохранением плодородия почвы;
– модернизировать промышленные и энергетические предприятия, повышая эффективность производства;
– способствовать развитию всех отраслей промышленного производства, сокращая потоки потребляемых материальных и энергетических ресурсов;
– строить жилые дома, здания и объекты другого назначения, применяя новые ресурсосберегающие технологии и максимально используя естественные источники тепла и энергии;
– прокладывать современные дороги и магистрали при бережном отношении к живой природе;
– постоянно и регулярно совершенствовать систему международных отношений, направленную на защиту окружающей среды;
– с учётом сохранения окружающей среды регулярно обновлять законодательную базу, принимая и утверждая действенные законы и отменяя потерявшие свою юридическую силу;
– совершенствовать всю систему образования, чтобы воспитанные, просвещённые и образованные люди в совершенстве владели фундаментальными знаниями о природе и человеке;
– налаживать непрерывное образование, нацеленное на обретение профессиональных знаний, необходимых для трудовой деятельности;
– содействовать творческой работе писателей и композиторов, художников и скульпторов, чтобы их произведения способствовали культурному просвещению общества и его духовному оздоровлению;
– начиная с раннего возраста, восстанавливать духовно-нравственное начало помыслов и действий каждого человека.
Перечень конкретных дел и действий обширен. И каждый человек свободен в осознанном выборе своего дела при решении той или иной практически значимой задачи. Конечный результат в большей степени зависит не от того, чем заниматься, а от того, как заниматься. Добросовестное отношение к своему делу – залог успеха. Всякое полезное дело всегда чему-нибудь учит. Учиться никогда не поздно, но учёба наиболее плодотворна в раннем возрасте.
Невежество – гораздо опаснее, чем может показаться на первый взгляд. В наше время, когда в природе наблюдаются сложнейшие явления, когда стремительно меняется отношение человека к природе, без фундаментальных знаний трудно, а иногда и невозможно понять, осознать всё происходящее в этом мире. Поэтому нужна усердная и кропотливая работа, чтобы получить всесторонние знания, необходимые не только для своей работы, но и для дальнейшего развития общества и человечества. Такие знания особенно важны на всех ступенях государственного управления для принятия объективных решений, глубоко продуманных, с пользой для дела и без ущерба для живой природы.
Учиться – значит продвигаться вперёд. Нельзя чему-нибудь научиться, не совершая ошибок, не признавая их. Как говорят, на ошибках учатся. Гораздо легче видеть и замечать чужие ошибки, чем свои. Ошибки показывают, что плохо усвоен чужой опыт, которым иногда пренебрегают, и что есть иной путь достижения поставленной цели.
В наше время некоторые чиновники, оказавшиеся у горнила власти, утратили естественное желание учиться и свободу учиться. Во многих случаях система взаимоотношений людей на работе выстраивается таким образом, что большинство выполняющих роль исполнителей верят в то, что их руководители способны дать ответы на все вопросы, а сами они претендуют на знание всех ответов. Такая искажённая система не способствует совершенствованию системы управления и не стимулирует стремление к профессиональным знаниям.
Многие руководители, обретшие бразды управления по протекции либо по отмашке сверху, как и большинство людей, в силу свей дремучести не знают, какой путь ведёт к устойчивому состоянию общества. А некоторые из них даже не осознают необходимости таких знаний. Успешное решение проблемы устойчивого состояния заключается в том, чтобы каждый человек поднялся до уровня обучаемого во всех объединениях общества, начиная от семьи, кончая государством и человечеством в целом. Для этого необходимо решить стратегически важную задачу – организовать многоступенчатую систему образования, нацеленную на обретение фундаментальных и профессиональных знаний.
В современном мире в условиях наблюдаемых признаков экологической катастрофы всесторонние знания о природе и человеке должны воплощаться в решительные и смелые действия. Такое воплощение станет вполне возможным только тогда, когда каждый человек осознает, что в основе всякого благородного дела лежит не стремление стать богаче других, приобретая всё больше и больше материальных ценностей, не желание возвыситься над другим, а духовно-нравственные начало бытия: любовь в ближнему своему, добросовестность, смирение, сострадание – эти и другие благородные качества, которые выковывались в течение всей длительной истории и направлены на спасение человека от духовного падения.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |