Радуйся, Владимире, княже и мучениче, своя страдания и смерть предуведевый!
Из Акафиста святым Алапаевским мученикам
Духовность… Как ее понять и чем ее измерить?.. Что она означает для человека?.. Если мы скажем, что это внутреннее устремление человека к Святому Духу, то ничем не погрешим. Бог показал нам на земле, что Он есть Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Стремление к Святому Духу означает стремление и к Отцу Небесному и к Сыну Божьему – Христу, которое невозможно без посредства Духа.
Поэт-мученик нашего времени оптинский иеромонах Василий Росляков пишет: «Духовность России - это Христос. Он говорит нам: «Я есть Истина, Путь и Жизнь». А постольку поскольку духовность не может быть вне Христа, поэтому для России духовность одним словом выражается – Христос».
И, правда, всего дороже нам нам единственный наш Спаситель – Христос, вне Которого нет ничего, потому что все Им пришло в бытие, кроме отступничества ангелов и греха людей. Поэтому и в самой России дороже нам всего Святая Русь во главе с Христом, Матерью Божией, Ангелами и святыми, что и составляют Вечную Небесную Церковь, которой не будет конца. Россия – это Церковь! Вне Церкви нет и не может быть никакой такой Руси и никакого такого народа.
В эту Русскую Церковь постоянно входят наиболее достойные христиане, пополняющие число ангелов, не устоявших в Правде и Истине. Теперь среди них и святой мученик Князь Владимир Палей.
-------------------------------
Накануне Русской Голгофы и страданий других народов России засияла Русская Поэзия новым Евангельским светом. Вопреки грубому, чувственному и упадочному декаденсу с его явным поклонением лукавому негасимым огнем пламенели стихи истинных рыцарей Поэзии Руси – А.Фета, К.Р., А.Блока, С.Есенина. И среди этого огня пламенеют строки начинающих поэтов, за которыми угадывалась великая будущность – это Князь Олег Романов и Князь Владимир Палей.
И вовсе не случайно, что звезды этих двух последних поэтов вспыхнули в Царской Династии Романовых. Царская Россия словно бы прощалась с миром их стихами в надежде, что Святая Русь победит проходимцев и временщиков, обретет свободу во Христе и поможет другим спастись от власти тьмы и злобы. Мы знаем, что в последние месяцы до жуткой и безпощадной казни Царская Семья духовно питалась молитвами и молитвенными стихами классических русских поэтов, о чем свидетельствуют их записи в заточении. А это значит, что Поэзия России помогает жить и оставаться человеком до конца!
Не количество годов определяет истинную духовную мудрость, а состояние добродетельного ума и души, целиком принадлежащей Богу. Вот источник немеркнущей Поэзии внутри каждого человека! Великому поэту М.Ю.Лермонтову дали на земле прожить всего 25 лет, а попробуйте-ка обозреть его безсмертную поэзию и неисчерпаемую прозу!!
Так и Князь Владимир Палей, проживший на свете всего 21 год, но оставивший глубокий след в отечественной истории и в Русской Поэзии. Но даже не это самое главное, а то, что сегодня Князь Палей является русским святым мучеником-поэтом! Мы можем молиться мученику Владимиру (Палей) и просить у него помощи и заступления в нашей жизни!! Произошло самое настоящее чудо, когда первым русским поэтом, причисленным к лику святых Православной Церкви стал представитель Царского Дома Романовых!!! Это ли не укор тем, кто до сих пор игнорирует роль Романовых в русской истории и в русской культуре. Ведь кто игнорирует святых Церкви, тот явно от лукавого.
Таким образом, когда мы читаем строки святого мученика за Христа Владимира Палей, мы читаем не просто взволнованные стихи, но святые стихи-молитвы, помогающие нам жить достойно в жетоком и злобном мире, живущем не по заповедям от Бога, но по своим прихотям и грехам.
------------------------------
Двоюродный брат Великого Князя Павла Романова – Великий Князь Константин, он же поэт К.Р., имел очень большое влияние на развитие поэтического творчества Владимира Палей. Он перевел на французский язык известный поэтический труд Великого Князя Константина Константиновича - «Царь Иудейский». К.Р. пожелал услышать перевод своего произведения, и в апреле 1915 г., когда Палей прибыл домой на побывку, К.Р. пригласил его к себе в Павловск. Великий Князь был уже сильно болен, и красота перевода тронула его до глубины души. Со слезами на глазах он сказал: «Я пережил одно из самых сильных чувств моей жизни, и обязан этим Володе. Больше я ничего не могу сказать. Я умираю. Я передаю ему свою лиру. Я завещаю ему в наследство, как сыну, мой дар поэта» Преемственность в поэзии состоялась!
Владимир также был знаком по Пажескому Корпусу с двумя из сыновей К.Р., князьями Константином и Игорем, которые впоследствии разделили его последние дни и мученический венец. «Душа его на крыльях утомленных к Создателю, убитая, взлетит» (Владимир Палей). Все трое ныне почитаются святыми мучениками за веру.
1 ноября 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей прославила Царя Николая Второго и его семью, вместе со всеми Новомучениками, которые были убиты во время революции или за время советской власти, включая и жертв алапаевского злодеяния. На Иконе святых Новомучеников Российских, написанной в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, Нью-Йорк, в числе других изображен и князь Владимир Палей. Он стоит с левого края Императорской Семьи, рядом с Князьями Константиновичами, в военной форме и со списком в руке.
------------------------
Князь Палей родился в святочные дни по великому празднику Рождества Христова в 1896 году, что было своего рода знамением, что родился человек необычный, неординарный, мужественный и одаренный. Так и произошло. Трудами отца – Великого Князя Павла Александровича Романова, младшего из сыновей Императора Александра Второго, убитого террористами, и матери - Ольги Валериановны Карнович, их сын «был необычайным существом, живым инструментом редкой чуткости, который сам мог производить звуки поразительной мелодичности и чистоты, и создавать мир ярких образов и гармоний. По годам и опыту он еще был ребенком, но дух его проник в области достигаемые немногими. Он был гением...» (Вел. Княжна Мария Павловна, дочь Великого Князя Павла Александровича и его первой жены, греческой принцессы Александры, из автобиографии «Воспитание принцессы»).
Владимир Палей родился среди святых мучеников за Святую Русь и святую Православную веру. Его отец Великий Князь Павел Романов, неповинный ни в каких преступлениях, будет также казнен безбожниками без суда и следствия за одно то, что он Романов. 9 января 1919 г. состоялось заседание ВЧК: «Протокол заседания Президиума от 9 января. На заседании присутств. т.т. ПЕТЕРС, ЛАЦИС, КСЕНОФОНТОВ, секретарь МУРНЕК. СЛУШАЛИ: Об утверждении высшей меры наказания чл. быв. императорск. – Романовск. своры. ПОСТАНОВИЛИ: 8/ Приговор ВЧК к лицам, быв. имп. своры – утвердить, сообщив при этом в ЦИК. СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА /МУРНЕК/» За миг до выстрелов служитель слышал, как Великий Князь Павел произнес громко: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Великий князь Павел Александрович был очень верующим и церковным человеком. Состоял в Свято-Князь-Владимирском братстве. Часто посещал Богослужения в братском храме в Бад-Киссингене (Германия, Бавария). Первой женой Князя Павла была греческая принцесса Александра, старшая дочь от брака сестры поэта К.Р. Ольги с греческим королем эллинов Георгом Первым. Александра Георгиевна умерла 12 сентября 1891 года вследствие преждевременных родов в возрасте 20 лет. Дети воспитывались в бездетной семье брата Павла Александровича, Великого Князя-Мученика Сергея Александровича, и его супруги - Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Великий Князь Павел Романов канонизирован Русской Православной Церковью за границей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года. В России он пока лишь реабилитирован постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации 9 июня 1999 года.
Святая Православная Церковь отмечает 10 января память мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Заметим, что на следующий день 11 января Церковь празднует память 14 тысяч младенцев, убиенных по приказу Ирода в Вифлееме. Возможно, сразу никто и не мог думать, что жизнь Владимира Палей завершится мученическим концом. Ведь он рос во вполне благополучной и состоятельной семье, в родстве с Царским Домом. Но Промысел Божий неисповедим. Внук казненного революционерами Государя Императора Российского должен был получить от самого Господа неувядаемый мученический венец. Напомним, что в праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, нечестивый император Максимиан послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Таин. Все 20 000 молящихся скончались в огне.
Судьба самого Владимира Палей очень схожа с мучениями этих христиан, жизнь положивших за веру и любовь.
В этот же день 10 января Церковь чтит память Сщмч. Александра пресвитера (1920), Сщмчч. Феоктиста, Леонида пресвитеров (1937), Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938).
С самого начала создания Христом Святой Церкви, Она немедленно подверглась нападению бесов и подчиненных им людей, особенно язычников. Внутри самой Церкви развернулась борьба между теми, кто по-разному воспринимал Слово Божие и впадал в различные ереси, терзавшие Ее Живое Тело. Поэтому все то Святое, что мы находим в Церкви Христовой, завоевано и утверждено большой ценой и основано на крови мучеников вплоть до сегодняшнего дня. Вот почему в недрах Вселенского Православия всегда были, есть и будут до скончания века мужественные защитники веры и любви, особенно добрым и утешительным словом, помогающим подвизающимся во Христе преодлевать уныние, скорби и страдания.
С течение времени стало ясно, что Алапаевские Мученики – это не просто казненные представители Царского «режима», но святые благоверные праведники, принявшие смерть за одно то, что они имели отношение к Романовым и были глубоко верующими людьми. Безбожная власть не нуждалась ни в офицерах, ни в монахах – они были для них идейные враги, а не защитники Святой Руси. За Алапаевскими Мучениками последовали тысячи и тысячи других казненных христиан. Врагов Христа страшило, что такие подвижники Церкви, как настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елисавета Федоровна могли остаться на свободе. Словно Мать для самых близких своих детей святая преподобномученица Елисавета довела до мученического венца других казненных, молилась за них и поддерживала всеми силами. Поэтому палачи были удивлены стойкости и безстрашию всех мучеников.
Сводная сестра Князя Владимира Палей - Мария Павловна писала о нем: «Когда он еще был ребенком, было в нем что-то неуловимое, что отличало его от других. Родители видели как он отличался от других, и очень мудро не старались подгонять его под одну гребенку, как это делали с нами. Они давали ему сравнительную свободу для развития его необычайных способностей». Мать Князя писала: «С 13-летнего возраста Владимир писал очаровательные стихи... Каждый раз когда он возвращался домой, его талант к поэзии проявлялся все сильней и сильней... Он пользовался каждой свободной минутой, чтобы отдавать свой ум своей возлюбленный поэзии. Обладая темпераментом мечтателя, он обозревал все вокруг себя, и ничто не ускользало от его чуткого, настороженного внимания... Он страстно любил природу. Он приходил в восторг от всего, что сотворил Господь Бог. Лунный луч вдохновлял его, аромат цветка подсказывал ему новые стихи. У него была невероятная память. Все то, что он знал, все то, что он сумел прочесть за свою короткую жизнь, было поистине изумительным».
Игумен Серафим о Князе Владимире Палей: «…статная фигура, прекрасные задумчивые глаза, детское простодушие и редкая учтивость». Достаточно посмотреть на фотографии Князя, чтобы убедиться в этом.
Володя Палей выучился читать и писать по-французски, по-английски и по-немецки, а позже и по-русски, играл на фортепиано и других инструментах, рисовал. С годами он становился все более преданным поклонником Пушкина, о чьем трагическом конце даже написал драму в стихах «Смерть Пушкина»
С ранних лет Владимир Палей чувствовал свое призвание быть духовным стихотворцем, духовным воином. Он продолжил линию русских поэтов, тесно сочетавших исполнение воинского долга с поэтическим творчеством.
Разве не узник и ты, Поэт?
Ты телесно Жизнью прикован к земному понятью о ней,
Вечно ты слышишь душой словно хор поднебесный,
Вечно ты должен томиться со скорбью своей...
Эти строки прекрасно сочетаются с пушкинскими размышлениями: «Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой…» Человек собственной плотью, тленной и временной после грехопадения, скован, словно узник в темнице, дух его томится по свободе от всего, что мешает ему соединиться с Вечной Любовью – Христом. Кажется, что эти страданиям не будет конца, настолько глубока и сильна бывает скорбь человека-творца на земле плача и бед.
В декабре 1914 г. князь Владимир поступил в императорский гусарский полк, а в феврале 1915 г. он уже отправился на фронт. В день своего отъезда он присутствовал на ранней Литургии со своей матерью и сестрами. Кроме них и двух сестер милосердия в церкви никого не было. Каково же было удивление Владимира и его семьи, когда они обнаружили, что эти сестры милосердия был не кто иной как Императрица Александра Федоровна и ее ближайшая фрейлина, Анна Вырубова. Императрица пожелала проститься с Владимиром, и подарила ему на путь маленькую иконку и молитвенник. Факт этот достоин духовного внимания, поскольку в мучениях за Святую Русь и веру они уже навсегда соединяться в Царствии Небесном и теперь ходатайствуют перед Престолом Божьим о помощи сильно бедствующим и скорбящим.
Положение сына Великого Князя не ограждало Владимира от опасностей и жестокости войны. Несколько раз его посылали в опасные разведки, а пули и снаряды постоянно сыпались вокруг него. За храбрость он был пожалован военным орденом Анны 4-ой степени. Кроме того, ему было присвоено звание поручика, и он был очень любим своими соратниками.
Нередко люди не понимают, почему же Господь допускает гибель лучших сынов России, когда бы они могли сделать на земле еще немало добрых дел во Славу Божию. Но воззрим на Самого Господа – Его казнили безчинствующие в полном расцвете человеческих сил, казнили самым страшным способом без установления вины. И что же, Господу надо было действовать по-другому? Но тогда, как бы Христос спас от зла и ада людей, как бы Он открыл для спасающихся двери Царства Небесного? Неужели бы не послушался воли Отца Небесного?! Да не будет этого. Так и мученики за Христа – они идут за Вечной Любовью, не взирая ни на кого и ни на что, чтобы попрать силу дьявольскую, чтобы торжествовала одна Любовь. Христос – это не только Путь, Истина и Жизнь, но и Мир. Очень часто Господь, являясь людям, произносит: «Мир вам» И Спаситель дарует нам не войну и страдания, как утверждают нечестивые, а Свой Вечный Мир не от мира сего, лежащего во зле грехов людских. Призови Царь Николай Второй защищать трон и власть верных Ему, тут же бы пролилась кровь. Призови Христос в Гефсиманском саду полки Ангелов, и Они бы вмиг разобрались с нечестивцами. Так и наш Царь предпочел не служить причиной кровопролития, но мира. Возможно, он желал, чтобы и другие оценили мир, а не надвигающуюся на Россию катастрофу, но тех уже ничем нельзя было остановить.. Царь-Мученик со своим святым народом всходил добровольно на Голгофу, чтобы Любовью и Миром попрать ненависть и злобу.
И князь Палей мог бы свободно уехать из России или подписать предложенный ему палачами отказ от своего родного отца, но он не пошел на сделку ни со своей совестью, ни, тем более, с палачами. Он смерть ради Христа предпочел всему остальному – это самый настоящий святой великий подвиг.
Поэтому о Владимире Палей еще будут писать и писать, составлять житие, акафист, канон и т.д.. В нем одном отразилась слава Святой Руси, Сам Господь. Иначе бы он не написал вдохновительного следующего:
Господь во всем, Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано...
Господь в рыданьи наших мук,
В безмолвной горечи разлук,
В безверных поисках умом –
Господь в страдании самом.
Мы этой жизнию должны
Достичь неведомой страны,
Где алым следом от гвоздей
Христос коснется ран людей...
И оттого так бренна плоть,
И оттого во всем – Господь
Какое прекрасное духовное стихотворение совсем юного русского офицера! Господь явно был до конца с ним, с его мучеником-отцом и со всеми святыми мучениками Алапаевска. Ведь заживо погребенные, они умирали под песнопения Богу!.. Они презрели последнего врага – смерть и перешли в Вечную Нестареющую Жизнь.
Нет ничего выше быть мучеником за Христа, разделить с Господом не только поэзию веры, но и страдания.
…О, как прекрасна смерть!
Не смутное забвенье
И не покой один могильный без конца
Сулит она в тиши, но – духа возрожденье...
И это не слова, а вера в то, что когда закроются наши телесные очи, откроются тут же очи духовные, и мы станем видет и слышать то, что раньше только предчувствовали и любили издалека в земной скорбной юдоли.
Владимир Палей посвящает стих Наследнику Престола – будущему святому страстотерпцу Алексию, словно предчувствуя его мученическую кончину по образу Царевича Димитрия Угличского, убитого в результате Смуты на Руси
Тебе, вдохновенный Царевич,
Божественной позе твоей,
Склонясь пред тобой на колени,
Играю на лире своей.
Если ищешь ты в мире добра,
Если хочешь ты ласки народной,
Чтоб народ полюбил бы тебя
И гордился бы вечно тобою.
Не забудь, о любимый мой Князь,
Ты так ласков и кроток душою,
Приласкать наш унылый народ,
Заглянуть ему в душу с любовью
И это сбылось с Божественной дивной силой! Наш народ не только любит Святого Царевича Алексия, но и молится ему усердно, ибо детские святые прошения мученика за Христа многое могут.
Тяжела миссия поэта, особенно в России, но и всерадостна. Как пишет Владимир Палей:
И вышел я на улицу... И вдруг,
Среди толпы, спешащей и шумливой,
Поверила взалкавшая душа,
Что будет мир наполнен чудесами,
Что мертвые сердца не перестанут
На голос Иисуса откликаться,
Пока в очах скитальцев исхудалых
Не потускнеет звездный свет, зажженный
Святыми недосказками Христа
И сразу вспомнился Николай Рубцов и его скитания по родной земле, в которых только и могли родиться такие светлые стихи-молитвы, исполненные веры и нескончаемой любви: «И надо мной - безсмертных звезд Руси, Высоких звезд покойное мерцанье...» И звезды эти – не материальные космические тела, равнодушно посылающие нам свет, но святые Церкви, сияющие Благодатью Божией на радость всем, кто ее душою способен откликаться на доброе и светлое.
По прошествию многих лет мы понимаем, что именно Династия Романовых вырастила и дала России и миру целую плеяду гениальных народных поэтов, которым была суждена великая будущность и слава. Итак, оно и произошло на самомом деле! Вся классическая Русская Поэзия – это заслуга не только одних поэтов, но Правящего Царского Дома. Не зря Пушкин гордился, что в его роду есть русские святые.
Андрей Башкиров
Русская Статегия |