Известный английский астрофизик Фред Хойл (1915–2001), наш современник, в результате математического анализа и сложнейших расчётов пришёл к однозначному выводу: вероятность случайного зарождения жизни примерно такая же, как и вероятность того, что в результате сильного урагана, пронёсшегося на мусорной свалке, будет собран и произведён сверхзвуковой самолёт, способный взлететь. По мнению другого выдающегося учёного, английского биофизика и генетика Френсиса Крика (1916–2004), одного из авторов модели молекулы ДНК (двойной спирали), лауреата Нобелевской премии 1962 года, «происхождение жизни кажется чудом, и с её зарождением связано слишком много сложностей».
Современные естественно-научные работы по расшифровке генома человека и многочисленные опыты по клонированию животных никак не раскрывают механизм происхождения генетического кода. Вполне возможно, некоторые естествоиспытатели, как и французский учёный Пьер-Симон Лаплас, объяснявший законы мироздания Наполеону, не нуждаются в гипотезе о существовании Бога для описания функционирования генетического кода и даже его понимания, хотя при этом без Создателя они не могут определённо и однозначно ответить, как и откуда он взялся.
Вместе с тем, несмотря на разные представления и толкования естественно-научной и божественной истины, мы обязаны помнить, что современное многоотраслевое естествознание постепенно вырастало на научных трудах всемирно известных учёных-естествоиспытателей: Кеплера, Паскаля, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Менделеева, Павлова, Попова, Фарадея, Максвелла, Пастера, Беккереля, Планка, Гёте, Дарвина, Линнея и многих других, – чья вера в Бога подвигала их на глубокое и всестороннее познание окружающего мира не только материального, но и духовного. Все эти выдающиеся учёные жили в разные времена и в разных странах, трудились в разных отраслях науки, но их объединяло весьма важное обстоятельство – никто из них не отрицал божественную истину, которая никогда не противоречила и не противоречит естественно-научному познанию.
Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший фундаментальные законы природы – законы движения планет (законы Кеплера), восклицал: «О, велик Господь наш и велико его могущество, и мудрости его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь».
Выдающийся французский математик и физик, философ и литератор Блез Паскаль (1623–1662), обладавший уникальной способностью удачно сочетать абстрактное и конкретное в познании окружающего мира, был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Как разносторонний и талантливый учёный, своими научными трудами он обогатил многие отрасли науки практически значимыми знаниями.
Блез Паскаль – один из основателей математического анализа, теории вероятности, автор основного закона гидростатики (закона Паскаля), создатель уникального образца счётной машины, своеобразного прототипа современного компьютера. Его литературные произведения: «Мысли», «Письма к провинциалу» и другие – стали классическими, их принято считать настоящими шедеврами не только французской, но и мировой литературы.
Блез Паскаль утверждал:
– «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего привели меня к ней».
– «Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её».
– «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
– «Не только невозможно и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа» …
Научные труды Паскаля, отличающиеся уникальной логикой обобщения, актуальны и сегодня. Они широко востребованы и вырастают в наукоёмкие современные технологии. Их изучали и изучают многие учёные во всём мире.
Литературные произведения Паскаля с глубоким философским содержанием читали с великим вниманием известные писатели и высоко оценивали его писательский талант. В частности, наш соотечественник, русский писатель и мыслитель Лев Толстой, искавший свою истину, с восторгом сказал: «Читал чудного Паскаля… человека великого ума и великого сердца… не мог не умилиться до слёз, читая его и сознавая своё полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком». Не менее восторженны и слова другого русского писателя Ивана Тургенева: «Какая глубина, какая ясность – какое величие!.. Какой свободный, сильный, дерзкий и могучий язык!».
Понимали толк в великих трудах и вечных мыслях Паскаля и правители, не лишённые дара здраво мыслить и вполне обоснованно считавшие, что благомыслящие и духовно одарённые люди достойны представлять власть на самом высоком уровне. Так, Французский император Бонапарт Наполеон, достигший небывалых высот властных полномочий и знавший, каким трудом это даётся, выразил вполне определённо своё благое намерение: «Я бы сделал Паскаля сенатором» … Наполеон был верующим человеком. Ему принадлежат слова: «Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью» ...
Итальянский физик и математик, астроном и философ Галилео Галилей (1564–1642), основатель классической механики, с высоты познания небесных тел со знанием дела поведал всему миру своё понимание божественной истины: «Священное Писание не может ни в коем случае ни говорить лжи, ни ошибаться; изречения его абсолютно и неприкосновенно истинны».
Другой выдающийся учёный, английский математик и физик Исаак Ньютон (1643–1727), открывший фундаментальные законы природы, законы классической механики (законы Ньютона) и приблизивший человечество в тайне мироздания, был глубоко верующим человеком и занимался богословием. Широко известны в православном мире его труды о Святой Троице и толкование книги пророка Даниила. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу.
Первый великий русский учёный-естествоиспытатель М.В. Ломоносов (1711–1765) своими трудами, основанными на экспериментах и опытах, вывел отечественную науку на мировой уровень. В то же время, осознавая божественную силу познания, он писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
Эту глубокую мысль Михайло Ломоносова дополняет высказывание выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881): «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его Слова и всякого прекрасного восприятия» …
Основываясь на своём богатом опыте экспериментальных исследований во многих отраслях науки, выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев (1834– 1905), разработавший Периодическую систему элементов и сделавший другие практически значимые научные открытия, выделял три фундаментальных понятия: «вещество (или материю), силу (или энергию) и дух. Он утверждал: «… Одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи».
Православным христианином был наш соотечественник, академик И.П. Павлов (1849–1936), выдающийся русский учёный-физиолог, лауреат Нобелевской премии. Со знанием своего профессионального дела он утверждал: «… Когда тело перестаёт жить, тогда все мысли и чувства человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно, и составляют ту душу, которую исповедует христианская вера». Он был прихожанином Знаменской церкви в Петербурге. При партийном самовластии в период жестоких гонений на Церковь на дверях лаборатории Павлова в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи».
Исповедовал православную веру и выдающийся русский учёный А.С. Попов (1859–1905), физик, профессор, электротехник, изобретатель радио и первого в мире радиоприёмника. Он родился в семье священника, окончил духовное училище и семинарию. После окончания с отличием общеобразовательных классов семинарии был зачислен без экзаменов на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
Английский физик Майкл Фарадей (1791–1867), разработал учение об электромагнитном поле, нашедшее развитие в теоретических трудах Джеймса Максвелла. Открытая им электромагнитная индукция послужила основой для промышленного производства многих технических устройств разного назначения. Он служил дьяконом и церковным старостой. Испытывал сильное чувство согласия между Богом и природой, которое пропитывало всю его жизнь и научную работу, связанную с проведением сложнейших экспериментов.
Христианином евангельской веры был английский учёный Джеймс Клерк Максвелл (1831–1879), физик, математик, профессор, автор классической теории электромагнетизма, которая широко используется и в наше время. Научные результаты Максвелла по своей практической значимости сравнимы с достижениями Исаака Ньютона, открывшего законы классической механики.
Французский химик и микробиолог Луи Пастер (1822–1895) вполне определённо и однозначно выразил своё мнение о вере и своё отношение к материалистам: «Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делом Создателя. Я молюсь во время работ своих в лаборатории». Луи Пастер – основоположник современной микробиологии, всемирно известный учёный. Его славное имя носят более ста научных учреждений во всем мире.
Антуан Беккерель (1852–1908), французский физик, один из первооткрывателей радиоактивности, лауреат Нобелевской премии, говорил: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».
Немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858–1947), основоположник современной квантовой физики, лауреат Нобелевской премии, писал:
– «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».
– «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая в – в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга».
Немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) высоко ценил Библию: «Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она – основа всякого образования и всякого развития!».
«Я верю в Бога как в Личность и по совести моей могу сказать, что ни одной минуты моей жизни не был атеистом» – эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну (1879–1955), нашему современнику, лауреату Нобелевской премии.
В наше время для некоторых людей, мыслящих, но не знакомых с азами теории познания и с духовной литературой, по-прежнему основным аргументом в рассуждениях и в научном поиске остаётся другая вера, вера в творческую силу разума. Речь идёт о вере, а не о научно обоснованном понимании явлений и свойств объектов природы. О ней, в частности, известный учёный Л.Х. Мэтьюз в предисловии книги Чарлза Дарвина «Происхождение видов», изданной в 1971 году, писал так: «Вера в эволюцию в точности соответствует вере в божественное сотворение мира – обе являются убеждениями, в верности которых верующие не сомневаются, хотя и не могут привести доказательства своей правоты».
Такая точка зрения не противоречит мировоззрению Чарлза Дарвина (1731–1802), английского учёного, основоположника эволюционного учения. Он был верующим человеком и много лет служил церковным старостой в своём приходе. На вопрос, где начало цепи развития животного мира и где первое его звено, Дарвин ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего». Ему принадлежат слова: «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указывает на его Творца». Когда известный естествоиспытатель Уоллес посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приёма, так его сын сказал: «Теперь мой отец молится».
Учитель Дарвина, геолог Чарлз Лайель (1797–1875), писал: «При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога».
Известный шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778), творец зоологи и ботаники, автор единой системы классификации растительного и животного мира, в своём выдающемся сочинении «Система природы» писал: «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошёл мимо меня. Я не видел его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в его творениях; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство!». Свою книгу о растениях, где изложен богатейший опыт многолетних научных наблюдений живой природы, Карл Линней закончил словами: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать» …
При ответе на сложнейший вопрос о вечной жизни могут быть разные подходы, один из которых универсальный французский учёный Блез Паскаль изложил следующим образом. Существуют две возможности: либо предсказания по поводу жизни после смерти верны, либо они ошибочны. Следовательно, в соответствии с верой или неверием в предсказания Библии можно разделить всех людей на две группы. Если вечной жизни нет, то в проигрыше оказываются те, кто верил в неё. Они живут с неоправданной надеждой на вечный мир, в то время как правыми оказываются неверующие, и они лучше распоряжаются своей жизнью в этом мире. Если же, напротив, предсказания Библии о вечной жизни верны, то вера в неё оказывается поддержкой в самых безнадёжных ситуациях и тем самым оказывается полезной уже в течение этой жизни, к чему добавляются неизмеримые преимущества в вечности. Ошибка неверующего ведёт к вечным потерям. Библия описывает вечность для обеих групп так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление».
«Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединённых, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находит народа, совершенно лишённого понятия о Божестве», – так оценивал истоки Веры, необходимой для человека и общества, Н.М. Карамзин (1841–1911), выдающийся русский историк, автор классического труда «История государства Российского».
В современном естественно-научном познании всё чаще учёный сталкивается с ситуацией, когда поиск истины оказывается тесно связанным с нравственными проблемами. «Цель науки и главный долг учёного – поиск истины, поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармонического устроения жизни, а частным, корыстным интересам, в первую очередь господства и наживы», – так с высокой нравственной позиции Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929–2008) охарактеризовал долг истинного учёного.
Стремясь познать божественную истину, человек поднимается на более высокий уровень познания естественно-научной истины. «Истина истине не противоречит» – эта глубокая мысль принадлежит Джордано Бруно (1548–1600), итальянскому естествоиспытателю и философу, пострадавшему за собственные убеждения.
Иными словами, основным ориентиром деятельности учёного-естествоиспытателя, да и любого человека должны быть те нравственные нормы и принципы, которые вырабатывались и проверялись жизнью в течение многих веков. Главные из них – Заповеди Божии, сформулированные ещё в древние времена в Нагорной проповеди. Сегодня, как и раньше, весьма актуально мудрое напоминание преподобного Серафима Саровского о необходимости избегать рассеяния ума, но пробуждать у людей голос совести, сердечное сокрушение и желание перемен к лучшему.
«Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь», – утверждал Георг Гегель (1770–1831), немецкий философ, автор теории диалектики, которая не утратила своей практической значимости и в наше время и которую изучают во многих лучших университетах мира. Не менее актуальны слова Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа». Научные знания не могут уничтожить веру и заменить её, но и вера не в состоянии заменить науку.
«Чем раньше человечество поймёт, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей цивилизации, тем лучше. Если это поймёт наша молодёжь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа», – сказал в одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (р. 1946). Нравственное оздоровление общества особенно актуально сегодня, если учесть, что на современном этапе развития человечества выживание выливается в глобальную проблему спасения жизни на нашей планете. Эту мысль можно продолжить словами Ф.М. Достоевского, поднявшего русскую литературу на небывалую ранее нравственную высоту. Он сказал: «Самые серьёзные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества».
Духовно-нравственное начало познания природы и человека играет исключительно важную роль в наше время, когда повсеместно наблюдается деградация природы. Деградация и разрушение природы начинается с деградации души человека. Оживляя души, мы оживим и природу и, следовательно, спасём жизнь не только нынешних, но и грядущих поколений.
В последнее время в странах бывшего Советского Союза, включая Россию, для науки и религии открылась возможность совместной работы по сохранению живой природы с соблюдением нравственного закона, который совсем недавно отвергался государством при «торжественном шествии народа в светлое будущее». Важна и другая созидательная работа – преодоление общими усилиями магии, колдовства, сектантства, религиозного экстремизма – обретённых духовных недугов, приводящих к разным печальным и трагическим последствиям.
В результате всестороннего анализа развития различных отраслей современной науки и её взаимосвязи с религией академик Ю.С. Осипов, будучи Президентом Российской академии наук, в одном из своих выступлений сделал обобщающий вывод: «В настоящее время в отношениях религии и науки набирают силу процессы явного сближения. Если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и вытеснить её с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентированной на человека».
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |