Для достижения своих целей, итальянские фашисты нашли соратников в членах Третьего Интернационала (Коминтерна). Вместе они осознали, что более серьезные изменения в Европе не могут произойти без новой великой войны, которая, как и прошлая, будет иметь общий, глобальный характер. »По некоторым данным, первые переговоры на эту тему состоялись весной 1927 года, когда советский военный комиссар Пугачев встретился в Женеве с видным представителем итальянских фашистов. Переговоры, которые затем продолжились на уровне министров иностранных дел в Риме, привели к заключению конвенции, которая установила раздел Балкан на сферы влияния между Италией и Советской Россией. Что касается Югославии, соглашение предусматривало признание безоговорочного интереса Италии в Албании и Далмации и установление особого советского интереса в Хорватии. Затем поддерживалась связь между Итальянским центром по Балканам в Бари и Большевистским центром в Вене» (Архивный фонд Милана Стоядиновича: Коммунистические действия в Югославии, доклад Евгения Жукова, 19 января 1933 г.)
Таким образом, после установления диктатуры в Югославии 6 января, Коммунистическая партия призвала к вооруженному сопротивлению. 1929 год ознаменовался серией вооруженных столкновений между коммунистами и полицией. Во главе партии стоял Йован Малишич, который путешествовал по стране под именем Милан Мартинович. Он и его сторонники тщетно пытались поднять массы на «вооруженное восстание» через отдельные уличные столкновения. Скоевцы в основном были вытеснены в этих уличных беспорядках. Они вступали в вооруженные столкновения с полицией, убивали жандармов, но также погибали сами. Эта тактика КПЮ спровоцировала резкие ответные действия полиции. Последствия были такими, что десятки коммунистов были убиты, в том числе лидеры, среди которых был заместитель Малишича Джуро Джакович. Несколько сотен членов Коммунистической партии Югославии были арестованы.
После убийства в Собрании Королевства сербов, хорватов и словенцев 20 июня 1928 года, когда Пуниша Рачич, депутат радикальной партии из Черногории, убил Джуру Басаричека и Павла Радича и ранил Ивана Пернара, Ивана Гранца и Степана Радича, который умрет от ран 8 августа, в Загребе были организованы жестокие демонстрации. На одной из баррикад жандармы арестовали Иосипа Броза, будущего коммунистического лидера, с пистолетом и двумя отцепленными бомбами. Поэтому, думаю, судебный процесс над ним будет называться «бомбовый процесс».
И из этого примера можно сделать вывод, что основной целью коммунистического восстания было не свержение буржуазии классовой борьбой, а свержение югославского государства. Отправлялись призывы к народам Хорватии, Словении, Черногории и Македонии вооруженным путем бороться за национальную независимость. В прокламации, которую получали хорваты, коммунисты их призывали словами, что «пришло время начать открытую битву против Белграда и власть имущих, чтобы осуществить победу для своей свободы и независимого государства». Были созданы специальные организации для сотрудничества с движением усташей.
Как только король Александр Карагеоргиевич провозгласил Шестиянварскую диктатуру и запретил все политические партий, Анте Павелич, адвокат и политик из рядов хорватской партии права, убегает из страны. Павелич на Венской станции «Зид Бангоф» 14 января 1929 г. вышел из поезда, прибывшего из Загреба. Ему на встречу приехали два хорвата: бывший генерал Степан Саркотич и бывший подполковник Иван фон Перчевич. Оба были памятны огромными преступлениями против сербов в Первой мировой войне.
Через несколько дней после прибытия в Вену, он основал движение «Усташи - Хорватская революционная организация» (UHRO) с единственной целью - распад Югославии. Весной того же года загребский адвокат снова отправился искать союзника. Через Венгрию и Румынию Павелич отправился в Софию к Ивану Ванчу Михайлову, лидеру внутренней македонской революционной организации (VMRO), штаб которой находился в деревне Банка, неподалеку от Софии. Тут создалась основа для совместной борьбы против Югославии.
Михайлов, долгое время сотрудничавший с фашистами Муссолини, дал рекомендацию Павеличу, который поехал в Рим и тут же бросился в объятия итальянцев (Черные рубашки).
«Осенью 1932 года, в момент обострения итало-югославских отношений, грозивших перерасти в военный конфликт, Советское бюро в Вене по согласованию с итальянским центром в Бари, где вооруженные усташи готовились к вторжению в Далмацию, взялось активизировать террористические действия. Для этого в Югославию были отправлены коммунистические агенты с указанием разжигать межнациональные конфликты, демонстрации, не исключая политических убийств».
Так, в апреле 1932 г. была арестована группа офицеров нижнего ранга, которые по приказу коммунистов готовили переворот в 45-м пехотном полку в Мариборе, с целью захвата власти в этом городе. В это время была арестована группа из примерно сорока коммунистов в Бихаче (среди которых был Оскар Давичо), которые готовили нападение на находящийся там гарнизон, с целью завладения оружием. В том же году в Черногории было подготовлено «вооруженное восстание» коммунистов и федералистов, для чего закуплено оружие из Италии. По замыслу главного стратега Адольфа Мука, целью восстания было прямое присоединение Черногории к Советскому Союзу. (Белградская газета «Время» 22 января 1933 года, согласно сообщению корреспондента лондонского Morning Post).
Подготовка к восстанию усташей в Хорватии началась в середине 1931 года. Планировалось начать с Лики, потому что через Велебит было проще доставлять оружие и боеприпасы. Связным в стране был Андрия Артукович, адвокат из Госпича, лидер террористической организации «Хорватская национальная молодежь». В начале 1932 года в Вене Павелич предоставил Артуковичу десять миллионов лир в помощь для организации восстания. Чуть позже, на новой встрече на итальянско-австрийской границе, Артукович сообщил: «Подготовка идет хорошо, ситуация благоприятная, организовано усташское ядро, во главе которого стоит Юрай Юцо Рукавина, бывший австро-венгерский офицер. Можно рассчитывать на 3000 человек, которым нужно только вооружиться».
Восстание началось 7 сентября 1932 года, когда десяток усташей в форме, с оружием были переброшены с итальянской территории через Задар. Их действия сводились к нападению на станцию жандармерии в Брушанам. Однако жандармы отразили атаку и позже, преследуя их, убили одного усташа, а остальные бежали, оставив за собой семь ящиков с итальянской взрывчаткой и боеприпасами. Юца Рукавина, один из зачинщиков, был арестован, а Андрия Артукович сумел убежать из страны. Вся эта попытка, получившая название «личское восстание», потерпела полный провал.
Эта акция усташей не могла пройти без Коммунистической партии Югославии, руководство которой обратилось ко «всему хорватскому народу» с призывом всеми силами поддержать усташей. Призыв коммунистов не нашел отклика. После провала этих запланированных действий большевики в сотрудничестве с Италией стали намного осторожнее.
Перевод Анжелы Шиповац
Русская Стратегия |