Кремль, называвший еще в пятницу похищение жены бывшего судьи Верховного суды Чечни Сайди Янгулбаева "фантастической историей", был вынужден поверить в ее реальность. Дмитрий Песков считает, что жесткость суждений Рамзана Кадырова объясняется "богатым и печальным опытом борьбы Чечни с террористами". Так представитель Кремля ответил на просьбу журналистов прокомментировать заявления главы Чечни относительно ситуации с Сайди Янгулбаевым, а также высказывания о юристе, члене СПЧ Игоре Каляпине и об обозревателе "Новой газеты" Елене Милашиной.
"Смотрите, действительно Чеченская Республика в этом плане это особенный регион. Вы знаете, что это регион, который больше всех остальных столкнулся с террористами, с международными террористами, и эту борьбу регион ведет и весьма успешно по сей день, и руководство региона весьма эффективно в плане борьбы с террористами... Этим, кстати, обуславливается и жесткость действий представителей этого региона. Они имеют богатый опыт, и они, главное, имеют печальный опыт борьбы с террористами, собственно, как и вся наша страна", — сказал Песков (цитата по РИА "Новости").
Впрочем, ситуация не новая — в марте прошлого года после публикаций "Новой газеты", в которых местные силовики обвинялись во внесудебных убийствах, в Чечне прошёл массовый митинг, а бойцы полка Кадырова записали видеобращение к президенту РФ Владимиру Путину. И теперь Кадыров выступает в свойственной ему манере.
"Правоохранительные органы на совесть выполняют свою работу, а кучка, именуемая себя "правозащитниками", скулит о нарушении закона. На этот раз уже второй день пишут о случае в Нижнем Новгороде. Все тиражируют одну и ту же информацию, не зная на самом деле фактов", — пишет Кадыров.
По его словам, семье Янгулбаевых трижды отправляли повестку, оперативное мероприятие полицейских из Чеченской Республики было согласовано с коллегами на местах, а все их действия проводились в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Однако интересен сам повод для задержания жены экс-судьи. Агентство Infox сообщает, что Зарема Мусаева является лишь свидетелем, тогда как основные вопросы силовиков к её сыну — Абубакару Янгулбаеву, который подозревается в администрировании интернет-ресурса экстремистской направленности. Причем тут тогда Зарема, почему силовики выводили ее на мороз без обуви и не взяли из дома необходимые лекарства, остается непонятным. В конце концов, а как же любимая отговорка властей на все случаи жизни — "во всем разберется суд"? Тут суд не должен разбираться?
Глава Чеченской республики считает, что "каждый из Янгулбаевых замарал руки в гнусных публикациях телеграм-канала. У всей семьи нет понятия чести и достоинства. Ни один уважающий себя человек не будет сидеть в канале и покорно слушать, как отборными проклятиями и оскорблениями унижают всю его нацию и тем более не будет помогать этим мерзавцам зарабатывать деньги на донатах". В этой связи он предложил Верховному суду РФ "принять меры по исключению Янгулбаева из рядов судей, выгнать пинком из резерва и стереть напрочь его имя из истории судебного органа, дабы не порочить его", а также сообщил о том, что "пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа".
Повторимся, все эти обвинения звучат до каких-либо судебных решений, исходя из "богатого опыта Кадырова".
Глава Чечни отметил, что "не угрожает, а лишь констатирует факты". Однако Сайди Янгулбаев покинул страну. Где он находится сейчас — неизвестно, однако двое его сыновей в данный момент живут в Вильнюсе. Там они пикетировали посольство России с призывом освободить их мать. Более того, Абубакар Янгулбаев в эфире телеканала "Дождь" (признанного в РФ иноагентом) открыто призывает "сменить главу Чечни".
Позже стало известно и название телеграм-канала, вызвавшего недовольство главы Чечни — "1Адат", в нем республика неоднократно называется "оккупированной", а кадыровцев там называют "наместниками оккупантов" и "террористами", осуждаются рейды по выявлению символики дудаевских времён с волком. Сам канал называет себя "народным движением". По своей риторике он, на самом деле, мало отличается от ресурсов сепаратистов времён Чеченских войн.
В итоге глава региона заявил, что считает террористами журналиста "Новой газеты" Елену Милашину и главу Комитета против пыток Игоря Калягина. "Террористами для меня являются и Каляпин с Милашиной, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев, разрабатывая сценарии и нашептывая на ухо своим персонажам тексты и поведение. Если есть в России закон и правоохранительные органы, то обращаюсь к ним: задержите этих пособников террористов", — полагает он.
В Кремле в очередной раз предпочли дистанцироваться от скандала, но, по сути, встали на сторону Кадырова. Между тем, новость о задержании Заремы Мусаевой стала очень резонансной в российском обществе. И повестка о том, что чеченские силовики действую вдали от Северного Кавказа, была воспринята с особой тревогой — практически как то, что эхо войны с терроризмом в Чечне продолжает расходиться по всей стране.
"Сейчас федеральным властям нужно это урегулировать, есть один человек, которого слушает Рамзан Кадыров — это Владимир Путин, — отметил в беседе с Накануне.RU социотехнолог Роман Алехин. — Потому что то, что происходит последние полгода, население России воспринимает как происходящее за гранью возможного. Такие вещи, когда они происходят на словах, народом быстро забываются. Главное одёрнуть сейчас Рамзана Кадырова, чтобы подобного больше не происходило, и чтобы он на какое-то время исчез из повестки. Если Владимир Путин этого добьётся, то уже через два месяца всё, что сейчас происходило, народ не вспомнит, и СМИ не вспомнят. Будет другая повестка, Украина, например. Сейчас повесткой легко играть, да и есть, чем играть".
Но пока с этим получается не очень хорошо, Кадыров, например, уже взорвал повестку тем, что федерация тратит на содержание республики 300 млрд руб. в год, что в разы превышает бюджеты многих регионов.