Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Статистика


Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Февраль » 11 » «Русская душа носит на себе печать ярко выраженной небесности». Памяти Евгения Поселянина
    22:45
    «Русская душа носит на себе печать ярко выраженной небесности». Памяти Евгения Поселянина

    «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности...», - так писал в одной из своих работ русский писатель, обладавший необыкновенным даром соединять в своём творчестве яркость и образность светской литературы с глубокой церковностью, сопоставимой со святоотеческими письменами. Евгений Николаевич Погожев (Поселянин).

    Он родился в Москве в семье выслужившего личное дворянство врача. Мать писателя происходила из семьи родовитой. Её дед, генерал-майор Михайловский-Данилевский, был сенатором и известным военным историком, братья – статскими советниками, служившими в столице.

    С младенческих лет Евгений Николаевич был приобщен к православной церковности. «Когда я себя еще очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моем семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда…», - вспоминал он.

    Получив благочестивое домашнее воспитание, писатель окончил с золотой медалью гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. К этому периоду относятся его первые литературные опыты. Первая опубликованная работа, «Перед годовщиной 17 октября в Москве», была посвящена им крушению царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению государя Александра III и его семьи.

    По окончании университета Поселянин выпустил книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», которые преподнес Императору-миротворцу. Эти первые работы юноши были высоко оценены Великим князем Константином Константиновичем.

    Но прежде произошла в жизни Евгения Николаевича встреча, определившая всю его дальнейшую жизнь. О ней сохранился рассказ преподобного Варсонофия Оптинского: «Однажды он с тетей собирался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия.

    Приехали. Тетка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет: “Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает текстами”.

    Так и не пошел. Тетка же рассказала о нем отцу Амвросию.

    – А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть-десять минут.

    Он вышел от отца Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил:

    – Нет, сначала надо окончить университет, а там я скажу вам, что делать.

    По окончании университета Евгений Николаевич приехал к отцу Амвросию и спрашивает, что же теперь делать.

    – А теперь, – сказал батюшка, - пишите в защиту веры, Церкви и народности».

    Своему духовному наставнику, старцу Амвросию, Поселянин посвятил отдельный очерк: «Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий» (СПб, 1907). «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати», - вспоминал он. В «Летописи Скита Оптиной пустыни», составленной в 1900 году старцем Варсонофием, 5 июня была сделана запись: «Сегодня прислан отцу Игумену Ксенофонту Троицкий листок об отце Амвросии, составленный одним из духовных сыновей Старца, Евгением Николаевичем Погожевым, помещающим свои статьи в разных духовных журналах под псевдонимом Поселянина. Е. Погожев глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному русскому народу». О Поселянине сделана также запись и 16 июля: «Евгений Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей Старца Амвросия и поместил в Душеполезном Чтении за 1892–1895 годы несколько статей о жизни Старца. Кроме того, Евгений Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину Пустынь с самой лучшей стороны в отношении как внешнего, так особенно внутреннего ее благоустройства».

    Известно, что старец Варсонофий советовал писателю поступить в монастырь и стать уже не внешним, а внутренним художником. Об этом вспоминал он сам: «Вы – идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему, – в миру нет вам места, ступайте в монастырь, все равно в какой, хоть бы в наш, конечно, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет – монахом, пять – иеродиаконом…

    – Ну а потом?

    – Потом вы были бы старцем, как отец Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним».

    Однако Поселянин, хотя и считал, что «монашество есть та отдушина, через которую смотрится в небо жаждущее этого неба человечество», не согласился, сославшись на то, что пользу можно принести и живя в миру.

    Старец Варсонофий видел в Евгении Николаевиче большие духовные дарования. «Нет, непрочно земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает все упование на Христа Спасителя. Он не будет посрамлен. Сегодня как раз у меня человек, которого сильно обмануло счастье, – это Евгений Николаевич Погожев…» - говорил он своим духовным чадам.

    Избрав путь служения в миру, Поселянин твёрдо следовал завету старца Амвросия, посвятив свою жизнь духовному просвещению народа. «Евгений Поселянин, - пишет Е. Коржова, - литературно переложил «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, Киево-Печерский патерик, жития святых отроков («Святая юность») и святых воинов («Сказания о святых вождях Земли Русской»), изображая их прежде всего со стороны внутренней жизни. Глубоко зная духовную литературу и ее жанры, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать древние события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев.

    «Благодарная память о прошлом есть первый признак образованности ума и благородности сердца». Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой посвящено немало произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития русского государства, прежде всего с позиций законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о человеке, писатель раскрывает глубинные причины важнейших исторических событий, их подлинную сущность, оспаривая тем самым многие стереотипы современного взгляда на закономерности общественного развития и создавая величественную панораму славного прошлого нашего православного Отечества».

    Поселянин много публиковался в периодических изданиях, регулярно выходили его новые книги. Активную литературную работу писатель совмещал с государственной службой. Переехав в Петербург и женившись на дочери известного историка Якова Грота, он служил сперва в канцелярии 2‑го (крестьянского) департамента Сената, затем в Комитете по делам печати и Канцелярии Российской Императорской Академии наук. В 1904 году в чине статского советника Евгений Николаевич был призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал.

    В канун Первой мировой войны Погожев служил чиновником особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. За усердную службу он был удостоен потомственного дворянства. С началом войны писатель получил назначение в Чрезвычайную следственную комиссию, расследовавшую немецкие преступления. С фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, составившие книгу «Из жизни наших героев-воинов». Один из самых известных очерков этого цикла был посвящён им судьбе четырёх погибших братьев Панаевых и их матери.

    Между тем, на Россию надвигалась катастрофа, главной причиной которой стало оскудение в русском народе, о особенно в образованной среде, живой Христовой веры. «Религиозные интересы вовсе изгнаны из быта интеллигенции... – писал Поселянин. И если б отношение общества к религии было только индифферентизмом! Нет: в нем прямая враждебность». Ставя диагноз, Евгений Николаевич указывал и средство к излечению: «жизнь в Церкви, воздействие выдающихся произведений русской литературы и соприкосновение с миром простых русских людей». Но «мудрые века сего» предпочитали соприкосновению с миром простых русских людей устремление за химерами европейскими. Высокообразованный русский человек, Погожев и сам хорошо знал и любил Европе культуру, немало путешествовал по западным странам, но это не помешало ему, подобно Достоевскому, также с трепетом относившемуся к «камням Европы», смотреть на западный мир без иллюзий: «Европа перестала быть христианскою. Проповедь «успеха», господство грубой силы, провозглашаемое то робко, между строками, то нагло и прямо (как делал Ницше) сменило... благовещение нищим, утешение сокрушенных сердцем».

    Торжество богоотступничества пришло на Русскую Землю в 1917 году, и с того времени имя Поселянина постепенно исчезает из русской словесности. Его лебединой песней стала вышедшая в 1919 году книга «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон» - лучшая из всех работ, посвященных этой дорогой сердцу православного человека теме. С той поры писатель был лишён возможности печататься, хотя и продолжал работать. «Я за последние годы обратился к исследованию биографии Пушкина, а мой ответ под заглавием «Отравленный Пушкин» заслужил лестный отзыв академика Кони и других известных пушкиноведов», - сообщал он в своём заявлении, написанном уже в ГПУ.

    Первый раз Евгений Николаевич был арестован в 1924 году по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 68 он был выслан на 2 года в д. Гольтявино Приангарского района. Уполномоченный по ссылке Шестаков в «Характеристике на административно-ссыльного Погожева Евгения Николаевича» доносил: «Следуя в ссылку с этапом, последний все время занимался злостной антисоветской агитацией среди ссыльных как в пути следования, а также в пересыльных домах заключения… Злостная агитация Погожевым велась не только среди заключенных, но также были попытки разложить своей агитацией сопровождавший этап конвой. Отбывая ссылку в д. Гольтявино Погожев ведет тесную связь и дружбу с местным попом и населением антисоветского настроения… Одно время, т. е. по прибытии в ссылку в Канский округ, был оставлен для отбытия срока ссылки в городе Канске, проживая в городе Канске. Поведение Погожева сразу стало обнаруживать его активность, выражающуюся в скрытой антисоветской агитации, а также в общении такового с группой местных тихоновцев».

    Возвратившись из ссылки, Поселянин поселился на Моховой улице Петербурга, рядом с Преображенским собора, прихожанином которого он был. На жизнь он зарабатывал частными уроками. Год спустя Русская Церковь была расколота декларацией митрополита Сергия (Страгородского), в которой тот называл радости богоборческой, преступной большевистской власти «нашими радостями». Верное чадо Преподобного Амвросия, Евгений Погожев, оказался в числе тех, кто не пожелал сорадоваться радостям красных сатанистов.

    После закрытия Преображенского собора писатель стал членом общины т.н. Катакомбной Церкви (Истинно-Православной или «тихоновской»), которая проводила тайные богослужения на квартире прихожанки Наталии Михайловны Рынкевич. Общину возглавил бывший настоятель Преображенского собора протоиерей Михаил Тихомиров. В конце декабря 1930 г. члены общины в числе 13 человек были арестованы. Накануне Поселянину приснился сон, будто бы в его квартиру ночью врываются чекисты и арестовывают его. Проснувшись, он позвонил своему духовнику, исповедался и причастился. На другую ночь сон его исполнился…

    Когда-то на отрока Евгения особенное впечатление произвело житие мученика митрополита Филиппа, не убоявшегося обличить беззаконие власти. «Среди объявлений иллюстрированных изданий, рассылаемых перед Рождеством, - вспоминал он, - к нам в дом попал один лист, на котором был изображен митрополит Филипп перед Иоанном Грозным. Доселе еще я живо помню этот несколько размазанный черный рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, все думая о Филиппе».

    В 1931 году настало время самому Поселянину принять мученический венец. На допросе Евгений Николаевич заявил: «Касаясь своих политических воззрений, должен заметить: гонения Советской власти не могли меня как верующего человека радовать. Отсюда и то неприязненное отношение к ней, которое я подчас выражал. Не занимаясь разработкой политическо-экономических дисциплин специально, я преломлял свои политические симпатии сквозь призму религиозных чувствований. Должен заметить, что являюсь большим поклонником митрополита Филарета, а последний говорил, что на земле посланником Бога является царь. Пожалуй, этого заявления достаточно, чтобы определить мое политическое credo».

    10 февраля Особый отдел ОГПУ, применив к арестованным ст. 58–11, направил их дело «для внесудебного разбирательства» и ходатайствовал: к гражданину Погожеву Евгению  Николаевичу «применить высшую меру социальной защиты – расстрелять». В тот же день тройка утвердила приговор, который был приведен в исполнение 13 февраля.

    Сохранилось свидетельство, что неверующая сестра Погожева побоялась его отпевать. Через какое-то время его духовник, о. Борис, служил в храме и, выйдя покадить, вдруг увидел стоящего на клиросе Евгения Николаевича. Когда священник подошёл ближе, тот распахнул свой пиджак, и о. Борис увидел у него на груди рану от пули...

    - Когда это случилось? – спросил пастырь.

    В ответ Поселянин кивнул на икону Трех Святителей.

    В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей Евгений Николаевич Погожев был канонизирован в лике мученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением дня памяти 30 января. Помимо обширного литературного наследия, новомученик Евгений Поселянин оставил нам краткую молитву:

     «Господи, Господи, Ты, Который сказал, что надо стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное, умножь в нас веру до степени бесхитростной и ясной веры детей. Дай нам их незлобивое кроткое сердце, их чистоту и незнание зла, чтобы когда мы говорим Тебе великие слова: «Отче наш», то мы были перед Тобою маленькими, непорочными детьми, беззаботно любящими Тебя, Небесного Отца».

    Святый мучениче Евгений, моли Бога о нас!

    Е. Фёдорова

    Русская Стратегия

    _____________________

    ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?

    ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!

    Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
    Яндекс-деньги: 41001639043436
    Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru

    ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!

    https://bastyon.com/strategiabeloyrossii

    Категория: - Разное | Просмотров: 2289 | Добавил: Elena17 | Теги: книги, РПО им. Александра III, россия без большевизма, вторая мировая война, виктор правдюк
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 pefiv • 14:28, 13.02.2021
    Эволюция оказалась гейволюцией. Хоть нас и не перестают уверять, что со Второй Мировой установились Силы Добра. При этом всё же признаётся, что после Первой Мировой воцарились откровенно людоедские режимы, достигшие их апофеоза во Второй Мировой. В общем, «Катастрофа двадцатого века – расчеловечение человека».

    Его Истинная Церковь крестного хода к Жизни Вечной в Царстве Небесном с обличением недобросовестной власти воссияет в возрождённой первоапостольной общине христиан.

    "С нами Ангелы, никто не причинит нам вреда. Никто и никогда." На самом деле всё крайне просто устроено. Ведь все Ангелы - Христовы, а падшие все бесовы, т. е. бесы. Нету никаких галактик, а из космоса некуда лететь, кроме как на Тот Свет! Ну, полетишь ты в какую-то галактику хоть целую жизнь, а потом бац! - и оказался на Том Свете. А там либо ты с Христовыми Ангелами в Царстве Божием, либо с бесами в преисподней. И всё! Остаются два первичных состояния Бытия, либо Блаженство, либо страдание. //
    "Неважно, что вокруг беснование, разбой , разврат, тотальное поругание всех святынь, мы же православные, посещаем службы, нам ли обличать недобросовестную власть?" Не эти ли "дела Николаитов" Он ненавидит? //
    Без знания потусторонней составляющей нашей жизни (кто мотивирует нашу волю, что там производится нашей земной деятельностью) правилен лишь блаженный. //
    Блаженный интуитивно действует в согласии с потусторонней реальностью Правды Божией, и мы, если стремимся к его состоянию бескорыстия и бесстрашия и всех девяти "блаженств" Нагорнего Завета. "Бомж – Блаженный, отвергший мелочную жизнь." //
    Христос говорил о пламенной любви (или ненависти). Тёплых, кто ни холоден, ни горяч, участь в «озере» «там будет плач и скрежет зубов». Вот почему «один берется, а другой оставляется; Итак, бодрствуйте,» //
    Пора различать Христову русскость и противоположную. //
    Трудолюбивых, степенных русских, чтущих святость и царя от Бога, смело антихристовым мятежом двадцатого столетия. Мы другие. //
    Да, русский этнос сделали красным. (Октябрь) //
    Живших ради Царства Небесного заманили комуняцким земным раем. //
    Христианскую Россию, т.е. чтущую святость, добивал Сталин. Впоследствии и до сегодня - вакханалия на пепелище, затаптывают последние искры //
    Мы сотрудничаем с оккупационным бесовским режимом комуняк уже второе столетие. Господи, помилуй! //
    Митрополиты принимали бесовскую власть при царях, при комуняках, при антихристе. //
    Спасите свою бессмертную душу от вечной жизни в аду для вечной жизни в Раю - вот суть христианства. А мы? (Лк 16:19-31) //
    Мы снисходительны (если не хуже) к тем тихим и безропотным. А это Ангелы! //
    Ангелы рыдают, что творится в преисподней после катастрофы двадцатого столетия! Спасите свои души. //

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru