Доносчик - явление вечное. С тех пор, как существуют человеческие низость и жажда делать пакости, существуют и доносчики. Среди них встречаются авторы анонимных доносов, но есть и такие, кто строчит кляузы открыто, видимо, находя в этом своего рода способ самоутверждения, удовлетворения собственного тщеславия. Впрочем, наверно, могут быть и другие мотивы, чужая душа, а тем более, душа доносчика, - потемки...
Как недавно выяснилось, к последнему типу доносчика, пожалуй, можно отнести и в прошлом известного в Нижнем Новгороде журналиста Валерия Киселева. В прошлом мы были с ним близко знакомы. Валерий был неплохим репортером, а кроме того, любителем военной истории, поисковиком, автором ряда книг о боевом пути полков и дивизий.
Но, увы, профессиональные качества, похоже, далеко не всегда соответствуют моральным.
На днях мне позвонила одна коллега (имя не называю) и сообщила, что некая общественная организация "Ветераны России" обратилась аж к Генеральному прокурору РФ с требованием проверить на соответствие закону некую мою публикацию, содержащую призывы "к амнистии совершавших военные преступления предателей Родины власовцев". Инициатором же обращения выступил нижегородец, член союзов журналистов и писателей, а ныне всеми забытый пенсионер Валерий Киселев.
Тов. Киселева, видимо, так возмутило подобное мнение, что он, если верить пресс-релизу названных "Ветеранов России"
https://vk.com/doc72895691_629616821...
даже пригрозил выходом из областной организации Союза писателей, где ваш покорный слуга состоит руководителем пресс-службы, если к последнему не будут принят самые суровые меры.
Древние в таких случаях восклицали: "О времена! О нравы!" Вслед за ними посетуем на времена и мы.
Действительно, низость и подлость сегодня все более входят в норму. И вот уже не считается для кого-то зазорным писать доносы на коллег-журналистов, требовать их увольнения и даже привлечения к уголовной ответственности как идеологически неблагонадежных.
К сожалению, ссылка с моей цитатой, где я "призываю к амнистии", в релизе "ВР" не работает. Но, честно говоря, это и не обязательно. Я и сам могу сообщить, что считал бы гуманным, человечным, давно назревшим простить всех советских граждан, по воле истории, в силу самых разных причин в годы Великой Отечественной войны оказавшихся, как тогда говорили, "пособниками врага". И шире – амнистировать, а вернее, даже реабилитировать всех участников антибольшевистского сопротивления (Белого движения), боровшихся за честь и свободу России и нашего народа с красным интернационалом в период Гражданской войны. Нет никаких сомнений, что, к примеру, адмирал А.В. Колчак был патриотом своего Отечества и боролся с большевиками из самых высоких побуждений, однако, современные органы юстиции отказываются его реабилитировать, а любые, даже самые скромные попытки увековечить память о Колчаке, хотя бы как о выдающемся российском ученом и флотоводце, наталкиваются на жесткое противодействие официальных инстанций.
В то же время такой, по меньшей мере, спорной исторической личности, как лидер партии большевиков В.И. Ленин, государство по-прежнему оказывает величайшие по своей незаслуженности почести. Сохраняются тысячи и тысячи памятников, топонимов в честь вождя компартии, его мумия, несмотря на нескончаемые протесты общественности, лежит в мавзолее в сердце российской столицы. А ведь Ленин – прямой и главный виновник разрушения российской государственности, сознательный организатор гражданской войны, а значит, и гибели миллионов наших сограждан. Вспомним и то, что во время войны с Германией 1914 г. Ленин призывал к поражению России и ее армии, называя вторгшегося в наше Отечество и оккупировавшего 15 его губерний врага «наименьшим злом».
Увы, в оценках исторических событий и их действующих лиц у нас даже на официальном уровне царят двойные стандарты, а по сути, - оставшиеся от советских времен партийные подходы. Чего уж говорить о разного рода лево-радикальных группах и активистах (к которым принадлежат и авторы упомянутого выше доноса). Они спят и видят демонтаж исторической правды, проявлений человечности, достигнутых в последние четверть века. Дай волю этим товарищам, и запылают костры из книг памяти жертв репрессий, произойдет отмена законов и других актов, осудивших ленинско-сталинский террор и восстановивших доброе имя миллионов его жертв.
Это относится и ко многим фактам Второй мировой войны. В Нижнем Новгороде уже имели место спекуляции в отношении изданной в 1997-2006 гг. многотомной Книги памяти жертв репрессий, попытки выдать ее за «фальшивку», будто бы нашпигованную «военными преступниками» и «пособниками врага». Благо, такие мнения были и остаются маргинальными, и в тесном взаимодействии с органами прокуратуры общественные организации (включая и автора этих строк) продолжают дело восстановления исторической справедливости, реабилитации жертв беззаконий.
Оказавшись не в силах воспрепятствовать этим гуманным процессам, лево-радикальные деятели пытаются шельмовать своих идейных оппонентов, приписывая им всяческие идеологические грехи и тенденциозно трактуя их слова (или случайные и единичные комментарии в соцсетях).
В частности, это относится к оценкам событий и участников Второй мировой войны. Это самая большая трагедия в человеческой истории и самая большая – в истории нашего Отечества. По минимальным оценкам, в Великую Отечественную погибло 27 млн наших сограждан. Естественно, пытливая человеческая мысль стремилась и стремится дать объяснение причин той трагедии. Объяснить и колоссальные потери, и отступление до Москвы и Волги, и сознательный переход на сторону врага чуть ли не миллиона граждан СССР.
Добросовестного объяснения требуют и факты службы советских людей, в том числе добровольной, в рядах вермахта. И если кое-кто склонен оправдывать сотрудничество с врагом большевиков и их лидера Ленина в годы первой мировой войны, то закономерен такой же подход и к схожим событиям и поступкам периода войны второй мировой. Вывод здесь один: все те события носили сложный, неоднозначный, противоречивый характер, и трактовать их с помощью набора примитивных пропагандистских ярлыков не приблизит к истине, а наоборот, отдалит от нее.
Разумеется, есть истины бесспорные, незыблемые. К таковым относятся осуждение внешней агрессии, измена Родине, в каких бы исторических условиях они ни происходили.
Применительно ко Второй мировой речь, конечно же, не идет об оправдании нацизма, отрицании факта германской агрессии против СССР или отрицании характера войны 1941-1945 гг. как Отечественной. Все это аксиомы. Не может быть речи и об оправдании и прощении всякого рода карателей, совершивших преступления против человечности, в том числе из числа советских граждан.
Отдельный вопрос – участие в войне части русской эмиграции, для нее те события были продолжением гражданской войны. Оправдать такое поведение с позиций сегодняшнего дня невозможно, но дать ему добросовестное объяснение, если для нас важна истина, необходимо.
Как известно, на сторону врага в 1941-1945 гг. переходили сотни тысяч наших сограждан. Историки называют цифру от 1,2 до 1,5 млн человек. И в этом были виноваты не только они, но и правящий коммунистический режим. Вспомним преступно-насильственную коллективизацию, огульный политический террор 1920-30-х гг. Вспомним заявление Сталина о том, что у нас нет пленных, а есть предатели, заявление, обрекшее на гибель от голода и зверств миллионы советских военнопленных. Вспомним поток этих пленных, шедший из немецких лагерей прямиком в советские после Победы 1945 г. А остарбайтеры, перемещенные лица? А "пособники", работавшие на немцев в оккупационных зонах? Разве их вина, что Красная армия за считанные месяцы позволила занять пол-европейской части страны? И все из-за бездарного сталинского командования.
Все эти вопросы по меньшей мере дискуссионные, споры о них идут в нашем обществе не одно десятилетие. Что же, журналист Киселев хочет решить их с помощью прокурора? Или, может быть, нового Гулага? Флаг, как говорится, ему в руки. А также указанным выше самозванным "ветеранам России".
Впрочем, немного запоздал Киселев со своим ура-патриотизмом в духе Ежова и Берии. Этак на три четверти века. Специально для него, а заодно и для так называемых "ветеранов", проведу небольшой исторический ликбез.
Дело в том, что амнистия "пособникам врага власовцам" состоялась давным-давно, задолго до моего комментария в сети фейсбук. Не далее, как 17 сентября 1955 года, Президиум Верховного Совета СССР издал указ, в котором освобождались от наказания по амнистии не только те, кто сотрудничал с оккупантами в годы войны, но даже и те, кто "служил в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях". Их выпустили из тюрем и лагерей, с них сняли судимость.
Вот и подумалось: а не написать ли, товарищ Киселев, прокурору о том, чтобы немедленно отменить тот указ?
А может, стоит разыскать остающихся в живых "власовцев", амнистированных в 1955 г., и повторно совершить над ними акт сурового правосудия? Как говорится, со всей пролетарской прямотой.
Вообще говоря, еще будучи журналистом, я не раз писал, что наше общество после 1917 г. было заражено бациллами ненависти, жестокости, социальной розни, страха и их проявлениями в виде нетерпимости и доносительства. Кто не в курсе, - полистайте подшивки советских газет за тридцатые годы. Тех, что не советовал читать перед обедом герой Булгакова.
Похоже, рецидив такого же идеологического кликушества мы и наблюдаем в случае с доносом верного то ли ленинца, то ли сталинца В. Киселева.
Увы, обществу нашему предстоит еще долго лечиться. Слишком сильна та прививка идеологического бешенства, впрыснутая ему в кровь посредством десятилетий большевистской пропаганды. Пожелаем же этому обществу, а в особенности больным указанным недугом в наиболее острой его форме, скорейшего исцеления.
На снимке: Указ об амнистии 1955 года
Станислав Смирнов
для русской Стратегии |