И даже если мы погибнем, это нисколько не остановит других, но будет лишь вдохновлять.
И.В. Огурцов
Более оскорбительного слова, чем «революционер», для нас, членов организации в бытность ее, не существовало. Мы были всего-навсего обычными русскими людьми, всерьез озабоченными судьбой будущего страны и изъявившими готовность действовать во спасение тысячелетнего государства средствами, предложенными программой И. Огурцова. Слово «революционер» для нас было равнозначно слову «бес», и никак иначе. Русские революционеры начала XX века были для нас бесами, одержимыми сатанинской идеей воплощения Царства Небесного на Земле исконно сатанинскими средствами.
Л.И. Бородин
В 2022 году исполняется 55 лет разгрома Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН) и 85 лет его главе И.В. Огурцову. Судьба ВСХСОН до сих пор остается старательно преданной забвенью страницей истории русского антикоммунистического движения. Ещё в 1960-е годы члены ВСХСОН предвидели скорый крах Советского Союза, однако, как истинные патриоты России, они вовсе не видели в этом своей победы. Целью ВСХСОН было не ускорить крах, который и без них был неизбежен, но не допустить последующего захвата власти в России наследниками большевиков. Члены ВСХСОН думали о спасении России, единственный способ которого видели в том, чтобы создать к «часу икс» такую силу, которая в условиях падения коммунистического строя, сможет взять власть и начать русское возрождение страны. Поскольку в 1991 году силы, подобной ВСХСОН, в России не оказалось, то её дальнейшая судьба складывается именно по тому сценарию, которого они хотели избежать. И сегодня русские вновь находятся в том же отчаянном положении, как и полвека назад, и стоят перед той же задачей. В этих условиях программа ВСХСОН полностью актуальна и нисколько не устарела для наших дней. Но дело не только в программе. Еще более важен жизненный и нравственный подвиг людей, создавших ВСХСОН. Родившиеся в СССР, они собственными силами избавились от порабощения советской идеологией и сами открыли истину Православия и подлинной России – Святой Руси. Их подвиг стал тем великим символом возрождения России, который останется навсегда.
Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа был основан 2 февраля 1964 г., когда 4 русских патриота-«почвенника» Игорь Огурцов, Михаил Садо, Евгений Вагин и Борис Аверичкин основали Союз, нацеленный на будущее возрождение русского народа и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций – после неизбежного саморазрушения коммунистической диктатуры. Основатели и первые его члены – выпускники ЛГУ. К моменту ареста 15 февраля 1967 г. большинства состава ВСХСОН организация насчитывала 28 членов и более 30 кандидатов в разных городах СССР. ВСХСОН представлял собой уникальное явление в политически жизни подсоветской России 1960-1980 гг. Во-первых, это было движение христианское, основанное на идее духовного сопротивления безбожной власти и возрождения православной России. Во-вторых, это было движение, организованное для взятия власти и создания новой освобожденной России. При этом взятие власти предполагалось не в виде кровавого восстания, а наоборот, в виде противостояния хаосу, который возникнет при неизбежном саморазрушении ССССР. В-третьих, это было интеллектуальное движение, основатели которого сделали научный прогноз о неизбежности скорого краха коммунистического режима вследствие его внутреннего вырождения. Мировоззренческие позиции и главные принципы ВСХСОН были сформулированы его основателями во многом благодаря знакомству с трудами мыслителей русского Зарубежья. Ими осознавался бесчеловечный и антинародный характер коммунистической доктрины, разрушившей устои русской православной цивилизации и подрывающей основы существования человеческой личности и целых народов.
Оценка членами ВСХСОН коммунизма как обезбоженной религии, создающей свою тоталитарную анти-церковь, делает их позицию по отношению к коммунистической власти в первую очередь не политической, а религиозной. Это роднит социал-христианство ВСХСОН с Белой идеей. «По глубокому смыслу Белая идея, – писал И.А. Ильин, – выношенная и созревшая в духе русского Православия, есть идея религиозная. Эта идея борьбы за дело Божие на земле, идея борьбы с сатанинским началом в его личной и в его общественной форме. Борьба, в которой человек, мужаясь, ищет опоры в своём религиозном опыте». Такой же по своему духовному смыслу была и борьба ВСХСОН. Естественно, что восприятие ВСХСОН в кругах русофобской «третьей волны» эмиграции было негативным.
Программа ВСХСОН характеризует капитализм и «его болезненное порождение – коммунизм» как явления, в основе которых лежит общая антихристианская концепция человека. Их следствия – растворение личности в стихийных силах, рабство у материи, и вырождение личности как результат потери истинных целей и смысла жизни. Главой Союза И.В. Огурцовым было сформулировано емкое и точное определение тоталитаризма как системы тотального насилия над всеми сферами жизни общества и личности со стороны замкнутого класса-касты, организованного как партия-секта. В духовном плане этот класс-каста представляет собой псевдорелигиозную (идеологическую) секту, имеющую непререкаемую «догматику» и культ с ритуалом – сочинения «классиков», директивы партии, почитание вождей, героев и т.д. В экономическом отношении это собственник всех средств производства и рабочей силы. В политическом отношении это всевластная партийная бюрократия мафиозно-террористичекого типа.
Предполагалось, что Союз, постепенно возрастая в численности, сумеет подготовить кадры для периода перемен и не только возглавит антикоммунистическое движение в России, но и предложит народу социал-христианский образ бытия. Никаких внешних акций не планировалось вплоть до начала саморазрушения СССР. Главное внимание было сосредоточено на росте организации и духовном воспитании её членов. Вовлечение новых членов осуществлялось в несколько этапов. В ходе этого процесса человек, приходящий из атеистического общества, должен был реализоваться как духовная личность. В каждом подразделении организации были созданы библиотеки религиозной, философской, политической литературы, размноженной фотокопировальным и машинописным способом.
Членами организации стали многие студенты вузов Ленинграда, которые, получив распределение на работу в различные города СССР, создавали на местах группы ВСХСОН. Согласно материалам следствия, подразделения и группы Союза существовали кроме Ленинграда в Москве, Краснодаре, Волгограде, Томске, Иркутске, Шауляе, Петрозаводске, на острове Валаам. Как вспоминал И.В. Огурцов, «Половина – преподаватели гуманитарных институтов. Центром у нас, да, был университет. Шесть факультетов. Хотя и другие вузы были… Потом они разъезжались по разным городам, куда получали назначения. Организация разрослась от Шауляя до Иркутска и от Валаама до Краснодара. Вот такой крест. Практически охват всей страны по границам. И все были очень молоды. Когда нас арестовали, никому не было тридцати лет. Все были люди состоявшиеся, определившие свой жизненный путь. В 25 лет старшие научные сотрудники, преподаватели… Потом, техническая интеллигенция. По документам все – старшие инженеры, сотрудники министерств. И очень небольшой на тот момент процент студентов и рабочих. Крестьян не было, потому что тогда не было уже и крестьянства… Наша деятельность была нацелена на города, в основном на города крупные. На вузы, на крупные предприятия, в чем мы и преуспели. Если полистать мое дело от ареста до суда – полтора года допросов, то оно о многом говорит».
Причиной раскрытия организации было предательство. В феврале 1967 г. в ряде городов СССР прошли аресты членов ВСХСОН. В поле зрения КГБ попало около ста лиц, причастных к организации. Обнаружение столь многочисленной антисоветской группы вызвало в политбюро ЦК КПСС тревогу, граничащую с паникой. Доклад по делу ВСХСОН на заседании политбюро ЦК КПСС представил председатель КГБ СССР Андропов, в нем, в частности, он охарактеризовал идеологию организации как «русизм». Через следствие прошло около ста человек. Но не все получили срок. Некоторые шли как свидетели. Но административные наказания – ссылка, увольнение с работы, это коснулось очень многих, почти всех. Срок получил 21 человек. Те, в отношении кого, с точки зрения следствия, было доказано, что эти люди не только были членами организации, но и принимали какое-то активное участие в ее работе. Были приняты чрезвычайные меры для того, чтобы факт существования Союза не получил огласки в стране и за рубежом. По словам И.В. Огурцова, «было принято решение – убить нас молчанием. Тем более, и я об этом уже говорил, поначалу отмалчивался и Запад. Если в отношении какого-нибудь Быковского они могли выливать ушаты грязи, то о нас почти не упоминали. А в Советском Союзе в отношении нас было табу. Ведь такое дело – заговор с целью захвата власти! И ни звука!.. Нам говорили: “Вы что? Чем-то обижены? В детстве в рваных ботинках ходили? Или у вас отцов расстреляли?” Кстати, кое у кого расстреляли! Например, Бородин только на следствии узнал, что его отец был расстрелян». Как видим, для советского мышления действия людей определялись только материальными причинами – борьба против режима по нравственным и религиозным соображениям для такого «животного» мышления не понятна. Однако, говорит И.В. Огурцов, «коммунистам было страшно делать из нас великомучеников. А так они решили, – дадим двадцать лет, поставим их на колени!».
Следствие по делу ВСХСОН продолжалось 14 месяцев, в нем участвовали эксперты по социологии, юриспруденции, экономике и религиоведению: академики Чагин и Харчев, привлечены как эксперты по религиозной литературе академик Кон и профессора Тюльпанов и Шахнович. Они квалифицировали взгляды участников ВСХСОН как «буржуазно-монархический христианский фундаментализм». Суд над руководителями Союза И.В. Огурцовым, М.Ю. Садо, Е.А. Вагиным и Б.А. Аверикиным был закрытым. Доступ на него получали по особым билетам представители КПСС и КГБ. Подсудимым инкриминировалась ст. 64 УК РСФСР «Измена Родине», «Заговор с целью захвата власти». 5 апреля 1968 г. в Ленинграде завершился судебный процесс: 29 членов организации предстали перед судом, 21 был приговорен к лишению свободы на сроки от 10 месяцев до 15 лет. Глава организации Огурцов был приговорён к 15 годам заключения и к 5 годам ссылки, Садо, Вагин, Аверичкин к 13, 8 и 8 годам соответственно. Позже состоялся суд над 17 рядовыми членами ВСХСОН, которые были осуждены по ст. 70 УК РСФСР – «Антисоветская агитации и пропаганда» на сроки до 7 лет лишения свободы. Во время следствия и суда многие члены ВСХСОН вели себя достойно и мужественно. Огурцов, Садо, Иванов, Бородин, Платонов, Ивойлов, Веретёнов с презрением отвергли обвинение и остались на своей идейной позиции. Тяжёлые условия заключения во Владимирской и Чистопольской тюрьмах, в Пермских и Мордовских лагерях не сломили их верности своим убеждениям. «предлагали написать какую-нибудь покаянную бумажку, чтобы они меня освободили. Я отказался».
Ленинградский городской суд дважды судил членов ВСХСОН. В декабре 1967 г. были осуждены руководители Огурцов, Садо, Вагин и Аверичкин. Они получили соответственно: 20 лет (тюрьма, лагерь и ссылка), 13 лет (тюрьма и лагерь), 8 и 8 лет лагеря по 64-й статье УК РСФСР «Измена Родине». Пламенных патриотов Родины судили якобы «за измену Родине», а на самом деле за «измену» коммунистическому режиму и марксистской идеологии. Им приписали «заговор с целью захвата власти». Остальных «рядовых» 17 членов ВСХСОН Ленгорсуд судил с 14 марта по 5 апреля 1968 г. по ст. 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»). За чтение и распространение книг философов Ильина, Бердяева, Федотова и других авторов были осуждены: Вячеслав Платонов, Леонид Бородин, Владимир Ивойлов, Николай Иванов, Михаил Коносов, Сергей Устинович, Юрий Бузин, Юрий Баранов, Валерий Нагорный, Александр Миклашевич, Георгий Бочеваров, Владимир Веретенов, Анатолий Ивлев, Анатолий Сударев, Ольгерт Забак, Олег Шувалов, Станислав Константинов.
Хотя восстание социал-христиан предполагалось лишь в отдаленной перспективе, на случай Смуты и угрозы гибели самого государства. Тем не менее, 4 руководителя ВСХСОН (двое из них почили) до сих пор НЕ реабилитированы. Сначала было решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 1992 г. о том, что руководители ВСХСОН «осуждены обоснованно и не подлежат реабилитации». Только в начале 1994 г. рядовых членов ВСХСОН «реабилитировали». Но четверых лидеров эта реабилитация не коснулась. 20 ноября 1996 г. Президиум Верховного Суда РФ во второй раз постановил приговор 1967 г. по делу Огурцова, Садо, Вагина и Аверичкина «оставить без изменений». Суд снял с них обвинения в чтении и распространении книг русских мыслителей, но заговор против незаконного безбожного режима счел «преступлением». Это стало откровенным САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕМ власти нынешней РФ: этим явно не правовым, а политическим решением суда, она открыто признала себя наследницей большевистского режима и всех его преступлений.
В.Н. Осипов вспоминал, как в 1962 г., когда он прибыл в один из политлагерей Мордовии (п. Озерный), а политзаключенные прибывали тогда еженедельно, и там сидели ревизионисты, «улучшавшие» марксистско-ленинизм, и приверженцы западной демократии. Только три политзека (В.Л. Солонев, В.С. Поленов и Ю.А. Пирогов) изначально выступали с русских национальных позиций. И только с появлением членов ВСХСОН в зоне появляется национально и православно ориентированные люди.
Глава ВСХСОН Огурцов Игорь Вячеславович родился 22 августа 1937 года в Волгограде, в 1966 г. окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета. Кроме восточных языков, увлекался йогой и фехтованием. После университета работал старшим техником в ЦНИИ информации и технико-экономических исследований, переводчиком в Ленинградском кораблестроительном институте. По свидетельству И.В. Огурцова, в его семье 22 человека погибли за Россию в период с Первой Мировой войны. Его род идет от Запорожской Сечи: единственным из старшин Украины, кто не изменил Петру в Полтавской битве, был Андрей Кандыба – дальний предок И.В. Огурцова. И в 1710 году он был назначен вторым лицом после гетмана – Генеральным судьей Малороссии. Дед И.В. Огурцова строил «Аврору», а один из родственников, Михаил Петербургский – священномученик, известный богослов, был расстрелян в 1932 году и канонизирован. Есть его икона. До революции у него было много работ на тему «церковь и политика», а на Поместном соборе 1918 года он даже был среди кандидатов на Патриаршество. Отец И.В. Огурцова во время войны стал командиром дивизии, но остался в звании полковника. Это говорит, с одной стороны, о его военном таланте, а с другой – об отсутствии карьеризма. И среди основателей ВСХСОН были и другие сыновья военных – выходцев из народа, отличившихся на войне. В России таким людям давали дворянство, а в СССР они возродили тот дворянский дух, который так явно был явлен и в их потомках – сыне начальника политуправления Военно-морского флота вице-адмирала Кулакова, внуке первого командующего Балтийским флотом адмирала Аверичкина (как раз в дни суда над ВСХСОН в Кронштадте его именем была названа улица) и зяте начальника Военно-медицинской академии СССР генерал-полковника Гончарова. Тем самым, основатели и активные члены ВСХСОН могли бы стать так называемой «золотой молодежью», живущей в привилегированных условиях, но вместо этого сознательно стали героями и мучениками за свой народ.
По признанию И.В. Огурцова, к созданию ВСХСОН его привело что-то «очень личное, очень сложное». Этими кроткими словами он очень скромно обозначил тот поистине титанический труд ума и души, который нужно было пройти для обретения того русского мировоззрения, которое полностью противоречило общеобязательным догмам советского человека и возвращало человека к истинной истории и к Богу. В интервью, озаглавленном «В ХХ веке мы пережили геноцид», он напомнил: «Огромный процент населения – крестьянство, и рабочий класс, и интеллигенция – был просто физически уничтожен советами. За весь период правления Сталина физически было уничтожено почти столько же людей, сколько во время Второй мировой войны, – десятки миллионов. Ещё больше было затравлено. Так что наша судьба в XX веке не просто трагична, мы претерпели геноцид после революции – если события октября 1917 года можно так называть… Страна была подвержена геноциду – и физическому, и духовному, морально-нравственному». И это – не результат какой-то исторической случайности или чьей-то ошибки. Нет, геноцид России заранее планировался и это хорошо известно: «Энгельс говорил, что Россия стоит на пути захвата пролетариатом мировой власти. Поэтому ей надо навязать… цитирую: “истребительную войну и безудержный террор”». У человека, который уже знает эту реальную историю ХХ века, остается два пути: либо струсить и закрыть глаза – либо пойти на подвиг спасения России от окончательного уничтожения. Третьего не дано, и И.В. Огурцов свой выбор сделал.
В 1963 году он написал «10 тезисов социал-христианства», а в 1964 г. – программу «военно-политической организации «Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН)», затем – «Народную хартию» из 36 пунктов. 15 февраля 1967 года И.В. Огурцов был арестован и 3 декабря 1967 приговорен Ленинградским городским судом по ст. 64 и 72 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы (7 лет тюрьмы и 8 лет лагерей) плюс 5 лет ссылки. По его воспоминаниям, «гэбистская публика нас стращала. Говорили: “Вы знаете, вас всех надо в психиатрические лечебницы! Что это у вас за христианство такое?!”». Духовное одичание этих советских людей дошло уже до того, что христианскую веру они считали сумасшествием. Тюремный срок И. В. Огурцов отбывал во Владимире, затем лагерный – в Пермской обл. В заключении получил инвалидность 2-й группы.
И. В. Огурцов так описывает свое состояние духа в письме к матери от 22 марта 1977 г. «Моя уверенность в себе и ровное расположение духа зависит от того, что я с самого начала, зная в чьи руки я попал, был готов на все, на любой исход и полностью отрекся от всякой жажды жизни. Эта определенная степень отрешенности дает мне возможность хладнокровно, со значительной объективностью оценить многие события... В нашем случае суд задался целью продемонстрировать, что ни здравый смысл, ни законы не послужат препятствием для самой жестокой кары. Желая парализовать ужасом всякую оппозицию, они пустили в ход самое страшное оружие, и убедили людей в том, что оно может быть встречено без страха. И даже если мы погибнем, это нисколько не остановит других, но будет лишь вдохновлять... Итак, желая нас ликвидировать – укрепили, желая сделать ничтожными – возвысили». Таков главный – Евангельский закон жизни.
Судебные процессы над руководителями и членами ВСХСОН проводились в условиях секретности. Внутри СССР сведения о них не получили никакой официальной огласки, в отличие, например, от дела А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. «Вы же помните: если какого-нибудь еврейского правозащитника на пятнадцать суток сажали, поднимался немыслимый шум. А нас стали поддерживать, когда мы уже по тринадцать-пятнадцать лет отсидели. Когда увидели, что мы все же живые после пятнадцати лет, посчитали, что нужно подключиться. И, правду сказать, действительно помогли в последний момент», была даже «резолюция Сената и конгресса Соединенных Штатов в нашу поддержку».
И. В. Огурцов в одном из своих интервью рассказывал: «В эмиграции с 1976 года знали о нас довольно подробно и были весьма воодушевлены наличием такой организации. Потом, когда мы уже туда приехали в 1988 году, о нас знала вся эмиграция. Ещё и в период моей ссылки было много публикаций в Америке, Германии. Даже фильмы были сняты эмигрантские и проходили показы, в частности в Штатах. Эти фильмы все есть в интернете… в ссылке, как это ни странно, была возможность получать письма и даже отвечать на некоторые из них. Я получил около 10 тысяч писем за пять лет ссылки из разных западных стран. Причём писали все – от сенаторов до безработных, написал даже президент США Рональд Рейган. Ещё будучи в ссылке, я получил почётное французское гражданство. Но писала в то время всё-таки молодёжь – люди от 25 до 40 лет. А вот из советского блока никто не писал: там: вероятно ничего и не знали. Несколько книг было издано и на английском, и на русском ещё в период, когда я находился в ссылке. Один из нас – Вагин Евгений Александрович – жил и работал в Италии и Франции. Он много материалов передал на Запад».
Н.А. Струве, руководитель парижского «Вестника РХД» и фактический глава издательства ИМКА-Пресс, получил текст Программы ВСХСОН, вывезенный в 1966 году из Москвы находившейся там эмигранткой из Франции Е. Львовой, т.е. незадолго до разгрома организации, но Струве и после состоявшегося суда долго не публиковал эту программу ‒ даже несмотря на то, что ВСХСОН сформировался на основе философской литературы, в том числе изданной этим издательством. Лишь в 1975 году ИМКА-Пресс опубликовала программу, и только после этого она переиздана в 1976 году издательством Народно-Трудового Союза «Посев». Н.А. Струве текст Программы ВСХСОН почему-то держал под спудом девять лет. «Посеву» удалось позже сделать известным имя заключенного члена ВСХСОН, ставшего писателем ‒ Леонида Ивановича Бородина, которого удалось принять в члены ПЕН-клуба (в этом очень помог глава французского ПЕН-клуба внук российского премьер-министра П.А. Столыпина Дмитрий Столыпин). Почти одновременно со вторым арестом Л.И. Бородину была присуждена французским ПЕН-клубом литературная «Премия Свободы» – за мужество. Выйдя на свободу в 1987 г., В.И. Огурцов был вынужден эмигрировать за пределы СССР. В Вене самолет из Ленинграда 29 ноября 1987 встречало около 50 человек из разных стран и прошла его первая пресс-конференция для иностранных СМИ, затем и вторая уже в Мюнхене 2 декабря. Обе они были организованы Франкфуртским Обществом прав человека. В.И. Огурцов упоминает «сто пятьдесят выдающихся людей Франции, которые меня удостоили почетного французского гражданства», а также «афиши моих выступлений в разных городах Италии. Темы: “Куда идет СССР Горбачева?”, “Советский Союз сегодня”, “Кризис тоталитаризма и христианская альтернатива”. Афиши висели на тумбах, на стенах».
Возвратившись из эмиграции в 1992 г., Огурцов участвовал в попытке объединения патриотических сил (конгресс 8 февраля 1992 г.), которая окончилась безрезультатно. В настоящее время Огурцов возглавляет благотворительную организацию «Милосердие». Вагин, оставаясь в эмиграции (Италия), издаёт журнал «Вече». Л.И. Бородин, после отбытия второго срока за публикацию своих сочинений за рубежом, занимается литературной и издательской деятельностью (был главным редактором журнала «Москва»). В.М. Платонов продолжает научную работу в области эфиопистики. Садо с 1980 по 2001 гг. преподавал в СПб Духовной Академии, в настоящее время продолжает заниматься общественно-политической деятельностью. Поддерживал тесные связи с монархическими и национал-патриотическими организациями в России, вступил в 1988 в Христианско-Патриотический Союз, в 1989 г. – в Союз «Христианское Возрождение». 9 февраля 1992 года участвовал в организованном В. Аксючицем Конгрессе гражданских и патриотических сил и был избран членом Центральной думы учрежденного на конгрессе Российского Народного Собрания.
Однако, как отметил В.И. Огурцов, «Не было такой ситуации, которая включила бы нас в этот процесс [строительства новой России]. И процесс сам по себе был не тот, в котором нам хотелось участвовать… Потому что не в ту сторону пошло. Конечно, единственное, что мы могли бы одобрить и считать достижением, – это конец тоталитарной системы. Это единственный плюс огромный. Но и конец тоталитарной системы не тем завершился. А сейчас мы – половина уже в мире ином, а остальным уже за 80 лет». В.И. Огурцов говорит и том, что развал СССР непосредственно осуществлялся под руководством КГБ как целенаправленный процесс: «Поддерживали всеми силами все сепаратистские движения: “Саюдисы”, “Рухи”, то есть просто контора гэбистская поддерживала. Малейшие русские патриотические всплески сразу давились! Я, будучи в Мюнхене, имел очень большую информацию об этом. Провоцировали, давили, не давали даже голову поднять. Стимулируя и чуть ли не создавая на окраинах сепаратистские движения. Курс на распад, на разделение был заложен с самого начала». Тем самым, не уже вызывают удивления и все последующие процессы.
Программа ВСХСОН («Народно-революционная хартия»), принятая 2 февраля 1964 года – это не только исторический памятник, но нисколько не утратила своей актуальности. Более того, можно сказать, что за прошедшие уже почти 60 лет она только доказала свою правоту на фоне всего того, что произошло за это время. Поэтому справедливо утверждение В.И. Огурцова: «Такой программы не имеет ни одна партия на сегодня, я уж не говорю о партии правящей, у которой вся программа сводится к пяти буквам: “Путин”… Эта программа – безо всякой дерзости, безо всякой скромности, то, что написано там, это – единственный выход для России».
Стоит кратко рассмотреть основные её тезисы, важные и для нашего времени. Во «Введении» авторы пишут: «Миру необходимо духовное возрождение… Социальная катастрофа, в которую была ввергнута Россия в результате коммунистической революции, явилась тяжелым историческим уроком для всего мира. На протяжении своего полувекового существования коммунистическая система являла полную противоположность тем идеалам, к которым стремится человечество. Коммунистический опыт построения нового мира и попытка воспитать нового человека привели лишь к созданию бесчеловечного мира. Будучи болезненным детищем материалистического капитализма, коммунизм развил и завершил все вредные тенденции, которые имелись в буржуазной экономике, политике, идеологии. В этом – источник поразительного сходства коммунизма с фашизмом. Составные части марксистско-ленинского учения заимствованы из западных буржуазных теорий. Новым в марксистско-ленинской “науке” являются программа обобществления, то есть захвата принадлежащих народу средств производства классом партийной бюрократии и руководство к установлению диктатуры этого класса над народом».
Таков подлинный смысл так называемой «советской цивилизации», которую в наше время пытаются реабилитировать, представляя её «частью русской истории». СССР, конечно, можно считать «частью русской истории» – в то же смысле, в каком частью русской истории было татаро-монгольское иго. Эпоха физического и духовного геноцида народа вообще не может быть частью истории – это антиистория. Манкурты, воспитанные на советском беспамятстве, сейчас устраивают пляски на костях своих предков, похваляясь «великими достижениями советской эпохи». Этим «шариковым», лишенным памяти и совести, даже в голову не приходит, что при любом другом строе эти достижения были бы намного большими уже хотя бы потому, что не была бы уничтожена лучшая часть народа, а рабский труд на государство всегда намного менее производителен, чем труд свободный. Если бы не катастрофа 1917 года, сейчас население России было бы, как минимум, в два раза больше. И это было бы именно русское население, а не бессмысленная масса людей, лишенных национального сознания и понятия о высшей цели жизни – после того, как их лишили и Бога, и национальности.
Духовная катастрофа советского периода намного страшнее любых материальных потерь, поскольку её результаты в полной мере начали действовать только сейчас. Большевики паразитировали на лучших качествах русского народа, доставшихся им от царской России, но сами эти качества уничтожали. Когда паразитировать стало уже не на чем, и народ выродился в массу «субпассионариев», советский строй рухнул, как карточный домик. В советский период были уничтожены духовные основания семьи, трудовой и социальной этики – и теперь происходит вымирание народа, начавшееся еще в 1960-х годах (население позднего СССР росло уже только за счет азиатских республик). В Программе ВСХСОН говорится именно об этих главных – духовных – основаниях русской катастрофы: «Поверхностный буржуазный материализм превратился в фанатический атеизм, который стал почвой страшного антигуманизма, отрицанием человеческой личности. Отступив от Бога, коммунизм тем самым обезличил человека, превратил его в объект, в средство. Не только хозяйство было отчуждено от человека, но отчуждены его воля, его ум, его сердце… закономерно возник и развился до патологических форм культ лжеспасителей человечества». Коммунизм лишь для поверхностного взгляда кажется противоположностью капитализма, а на самом деле является порождением его худших тенденций – материализма и лишения собственности основной массы населения.
«Коммунизм довел до предела начатую капитализмом пролетаризацию масс. Принудительный труд сменил относительную свободу труда, которая характерна для капиталистических отношений… Индустриальное строительство в коммунистических странах велось более бесчеловечными методами, чем где бы то ни было и когда бы то ни было… По своей природе коммунизм не смог выйти из противоречий капитализма, он обострил их до последней степени и стал худшим, нетерпимым злом», – совершенно точно формулирует Программа ВСХСОН смысл исторической катастрофы.
В качестве примера позитивного решения социальных проблем в Программе ВСХСОН приводится «социальная доктрина католической церкви, обращенная к народам и христианско-демократическим партиям, указывает на необходимость окончательно изменить такое положение, при котором трудящиеся не участвуют в собственности на средства производства, провозглашает всеобщие и вечные моральные законы, следование которым спасает человека и общество из образовавшегося тупика». И наоборот: «В то же время коммунистический мир разлагается. Народы в тяжелом опыте познали, что он несет нищету и угнетение, ложь и моральное вырождение. Природа этой системы такова, что она не может улучшаться, не подрывая тем самым своих основ. Всякое улучшение её означало бы лишение господствующего класса его права, незаконно присвоенного, монопольно владычествовать в экономике, политике или идеологии. Любая из этих отдельных свобод неизбежно вела бы к свободе полной, к ликвидации тоталитарной системы. Поэтому добровольно, без борьбы, этот класс не уступит ничего. Освобождение народов от коммунистического ига может быть достигнуто только вооруженной борьбой… Народная освободительная революция, направленная на свержение диктатуры коммунистической бюрократии… Для полной победы народу необходима своя подпольная армия освобождения, которая свергнет диктатуру и разгромит охранные отряды олигархии». Показательно, что конец СССР видится авторам Программы именно как борьба с «охранными отрядами олигархии», а не теми, кто пытался сохранить советский строй. Это означает, что конец СССР ими был предсказан очень точно, а также и то, кто на самом деле придет ему на смену. Именно этому процессу и рассчитывал помешать ВСХСОН, но в 1991 году такой организации не было.
Главный тезис Программы ВСХСОН оптимистичен: «Завтрашний мир будет основан на христианских идеалах. Социальное христианство утверждает свободу человека, святость семьи, братские отношения между людьми, единство всех наций. Социал-христианство – это персоналистическая экономика, политика, культура, в основу которых положены законные права и интересы человеческой личности».
Концептуальную ценность имеет исторический анализ событий ХХ века, представленный в Программе. Однако он начинается с сомнительного тезиса: «Единодушная оппозиция огромного большинства народа обеспечила бескровную победу революции в феврале 1917 года, в результате которой самодержавие пало». Выражения здесь почти дословно повторяют советский учебник, однако на самом деле это не более чем «дань времени». Авторы не только не выступают против самодержавия, но и сожалеют о его падении. Большевистский переворот «спровоцировал гражданскую войну, в процессе которой лихорадочно создавало тоталитарную систему, отбросившую народ назад, к эпохе крепостного права». В результате этого коммунистического переворота была предана «великая народная революция», ибо «российскому революционному движению XIX–XX веков, поскольку оно выражало общенародные интересы, прямо противоположен марксизм-ленинизм по своей идейной сущности, методам и целям, который выступил как течение глубоко антиморальное, антигуманное, антикультурное, антинародное».
Однако фразы о «великой народной революции» и о «революционном движении» здесь больше рассчитаны на широкого читателя и имеют целью противопоставить советский тоталитаризм «революционным идеалам». Хотя, возможно, авторы еще в какой-то степени продолжали считать эти «идеалы» чем-то позитивным. Однако в дальнейшем это мнение было пересмотрено. Как писал позднее Л.И. Бородин, «Более оскорбительного слова, чем “революционер”, для нас, членов организации в бытность ее, не существовало. Мы были всего-навсего обычными русскими людьми, всерьез озабоченными судьбой будущего страны и изъявившими готовность действовать во спасение тысячелетнего государства средствами, предложенными программой И. Огурцова. Слово “революционер” для нас было равнозначно слову “бес”, и никак иначе. Русские революционеры начала XX века были для нас бесами, одержимыми сатанинской идеей воплощения Царства Небесного на Земле исконно сатанинскими средствами. Безусловно, мы понимали, что бесы без причины в том или ином народе не объявляются, что именно глубокий кризис Православия, начавшийся в предыдущем веке, одна из главнейших причин русской революции. Но... проклятие тому, через кого зло приходит в мир, вне зависимости от объективности причин» (Бородин Л.И. Без выбора // Собр. Соч. Т. 6. С. 184).
Основа противостояния советскому режиму – не в так называемых «материальных интересах» (у членов организации их вообще не было, а была лишь жертва собой ради спасения России), но в первую очередь – в спасении человека от безбожия и вечной смерти: «Сущность марксизма-ленинизма как философского учения – в отрицании божественной основы мира, в отрицании надматериальных ценностей, в отрицании духовной свободы человека. Поскольку экспериментальная наука не подтверждает и не может подтвердить эти положения, они покоятся на произвольном догматическом фундаменте и представляют собой в конечном счете метафизический материализм – самое безнадежное и ложное философское учение. Это есть культ бессмысленности бытия и абсолютной смерти».
Однако и «материальный фактор» также был чрезвычайно важен – поскольку экономическое порабощение народа также было одним из главных факторов его деградации в советский период. Это закономерно, поскольку «марксистско-ленинское положение об антагонизме классовых интересов в органической хозяйственной системе и в необходимости вооруженного классового столкновения приводит к самоубийственной для нации гражданской войне и к диктатуре коммунистической олигархии, при которой впервые в истории государство становится главным образом органом непрерывного насилия над народом, а интересы нового господствующего класса – действительно непримиримыми с интересами угнетенного народа… Марксистско-ленинское требование принудительно обобществить народное хозяйство ведет к хозяйственной тирании, к абсолютной, рабской зависимости народа от правителей, к резкому падению производительности и низкому качеству товаров, к нищенскому уровню жизни для трудящихся». В нравственном отношении к деградации народа приводит то, что «марксистско-ленинское требование идеологического единства и тотального коммунистического воспитания народа вызывает жесточайшее моральное угнетение всего общества, развращает людей в атмосфере всеобщего лицемерия… Это учение, приведшее к необъятной власти новый господствующий класс – коммунистическую бюрократию, враждебно человечеству. Объективно служит оно только этому классу в деле ограбления, обмана и подавления народов».
Как это ни парадоксально, но марксистская теория о так называемых «классах», будучи крайней примитивизацией по отношению к мировой истории в целом, именно по отношению к СССР приобретает вполне реальный смысл. Программа ВСХСОН дает классовый анализ советского режима: «Рабочий класс, закрепощенный на государственных предприятиях, ставших коллективной собственностью бюрократии, стал еще более неимущим и бесправным… Коммунистическое обобществление хозяйства есть экспроприация народа в целом, превращение его в народ-пролетарий… создавались условия для возникновения нового эксплуататорского класса, превзошедшего силой все господствующие классы прежних социальных систем и отличающегося от них своей абсолютно паразитической природой. Этот класс превзошел их силой потому, что милитаристски организован и обладает большими навыками в демагогии и терроре; он превзошел их потому, что стал монопольным собственником всего народного хозяйства и тем самым – собственником рабочей силы… Этот тоталитарный класс коммунистической бюрократии растоптал человека и общество… Вся история коммунистического господства представляет непрекращающуюся – то скрытую, то открытую – войну между диктатурой бюрократов и народом».
После захвата власти в 1917 г. «коммунистические диктаторы ответили на требования рабочего класса, который они якобы представляли, свирепым террором», а затем «преодолевая трудности коллективизации, партийное руководство организовало в 30-х годах великий голод, чтобы окончательно сломить крестьянское сопротивление. Вооруженные отряды были отправлены в деревни, чтобы силой забрать не только так называемые излишки, но и жизненно необходимые для крестьян продукты. Страшные последствия этой меры, в результате которой десять миллионов человек погибли голодной смертью, тщательно скрывались от всего мира за железным занавесом. Одновременно преследовалась и вторая цель – согнать миллионы крестьян с земли, чтобы использовать их в качестве дополнительной рабочей силы для социалистической индустриализации».
Наконец, уже сформировавшемуся «классу партийного чиновничества, который превратил всю страну в трудовой концентрационный лагерь, уже было нетрудно расправиться со своими вчерашними товарищами, и к 1938 году тысячи и тысячи свободомыслящих членов партии стали жертвами коммунистической системы… класс партийной бюрократии истребил десятки тысяч командиров Красной Армии, что явилось продолжением террора против народа, в целях сохранения коммунистической диктатуры».
Вообще можно с полным основанием утверждать, что концепция русской истории ХХ века, кратко изложенная в Программе ВСХСОН, и наше время может служить настоящим образцом научно обоснованного видения истории, основанного на высоких нравственных принципах.
В частности, точной, объективной и взвешенной является следующая формулировка: «Великая Отечественная война была национальной, и только так она была осознана народом. Не рискуя призывать народ на борьбу под коммунистическими лозунгами, партийное руководство пошло даже на некоторое оживление национальной традиции и проявило более терпимое отношение к церкви. Только после победы была предпринята попытка придать войне идеологический характер. Между тем даже фашизм, являющийся разновидностью тоталитарной системы, не представляет собой столь всеобъемлющей тирании, как коммунизм. Если коммунистическая диктатура сосредоточивает в руках класса партийной бюрократии все три сферы общественной жизни, то фашистская диктатура захватывает только политическую и идеологическую монополию. Отсутствие главного, экономического, рычага в распоряжении партии ослабляет политический и идеологический гнет. Вместе с тем фашистская диктатура не возникает сама собою, а вызывается угрозой коммунизма и, как правило, жизнеспособна только до тех пор, пока эта угроза остается. Но основное отличие фашизма от коммунизма заключается в том, что фашистская партия не образовывает, наподобие коммунистической бюрократии, паразитического, всемогущего класса эксплуататоров. В борьбе с Германией народ защищал свою Родину, а не коммунистический класс и его страшную систему».
Совершенно точно указано и негативное последствие советского «освобождения Европы», которое породило там всеобщую русофобию в наше время: «Коммунистическая олигархия, используя победоносный исход войны, навязала ряду стран коммунистический режим и поддерживает его вооруженной силой. Подавляя оружием национальную свободу и социальные права народов, коммунистическое правительство вызывает ненависть к России, которая может стать тяжелым наследием для вашей страны». Самым подлым образом ненависть народов к СССР теперь уже «автоматически» переносится ими и на современную Россию.
Применение «классового подхода» к советскому строю дает его весьма точную характеристику: «Установление власти тоталитарной партии и превращение частной собственности в государственную стали условиями зарождения всемогущего эксплуататорского класса. Так как почти все принадлежит государству, а коммунистическое государство есть не что иное, как монопольная власть партии… образуются два новых класса со своими особенными взаимоотношениями. С одной стороны, класс всесильных монополистов, с другой – класс неимущих, охватывающий всех остальных, народ, спрессованный в безличную крепостную массу… Крестьянство, составляющее половину населения страны, за пользование ничтожным приусадебным участком вынуждено отрабатывать советскую барщину на государственных латифундиях… Наконец, ни в одной стране мира женский труд не эксплуатируется так широко, как в коммунистических странах».
Эта «отгороженная от всего мира, коммунистическая каста создала замкнутую систему хозяйства, которая нужна олигархии для сохранения ее собственности и власти, но которая очень дорого обходится народу… Эта хозяйственная тирания создается и поддерживается особым политическим режимом, который до поры до времени подавляет стремление народа к экономическому, политическому и духовному освобождению. Если с экономической точки зрения коммунистическая система есть разновидность государственно-монополистического капитализма, то с политической – представляет собой крайний тоталитаризм, вырождающийся в деспотию».
Глубоко вскрыта и квазирелигиозная сущность советской идеологии: «Марксизм-ленинизм враждебен религии не потому, что это учение атеистическое, а потому, что оно само есть лжерелигия… Однако ее нельзя привить, прежде чем будет искоренена национальная традиция – живая душа народа… Все искреннее, самобытное, талантливое, благородное, что есть в народе, подавлено, вынуждено жить в глухом сопротивлении».
И вот, наконец, итоговая формулировка, объясняющая неизбежность краха всей коммунистической системы: «Никакие доведенные агитаторами коммунизма до виртуозности меры маскировки не могут скрыть, что дело идет именно к разрушению личности, семьи, народа… Внутренняя война против народа, вследствие нового углубления коммунистической революции, достигает на современном этапе предельного напряжения… Бредовая утопия как будто близка к полному претворению в жизнь. Но, несмотря на то, что история довела эксперимент почти до предельно уродливой формы, конечные цели коммунистического класса неосуществимы. И мировой крах наступит для этого класса именно тогда, когда ему будет казаться, что он стал всесильным на земле и на небе». Последний тезис кажется парадоксом, но, как мы знаем, именно так и всё и произошло в реальности.
Виталий Даренский
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |