- Вот летает, а вы только ушами хлопаете и на него смотрите! - сердито выговаривал брат известного революционера Бонч-Бруевич лётчикам Нестерову и Соколову, указывая на нахальные виражи австрийца Розенталя.
- А что же мы можем сделать? - вспыхнул Нестеров.
- Напасть на него!.. Дать бой!.. Мы на войне, не на маневрах!
- Но у нас нет оружия, что сделаешь с одними пистолетами Маузера?
- Это все отговорки!.. Надо придумать способ атаки. А вы просто боитесь! Не хотите рискнуть!
Удар попал в цель. Обвинений в трусости штабс-капитан Нестеров стерпеть не мог. Едва сохраняя самообладание, пообещал:
- Хорошо! Мы примем меры и остановим полеты австрийца.
- Какие же это вы меры примете? - насмешливо осведомился Бонч, точно задавшийся целью вывести лётчика из себя. - Ведь это одни слова и втирание очков. Так я вам и поверил!
- Я даю вам честное слово русского офицера, Ваше Превосходительство, что этот австриец перестанет летать! - воскликнул глубоко оскорбленный Нестеров.
- Это как же? - продолжал насмехаться генерал. - Что же вы думаете предпринять?.. Помните, капитан, честным словом русского офицера нельзя бросаться легкомысленно!
- Я, Ваше Превосходительство, никогда не давал повода обвинять меня в легкомыслии. Разрешите идти?
- Ну, ну, посмотрим... Хорошо. Можете идти!
Пётр Николаевич Нестеров родился 27 февраля 1887 г. в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н.Ф. Нестерова. Отец умер рано, и семья жила весьма скромно. Из трёх братьев Нестеровых Пётр отличался особой разносторонностью талантов: он знал несколько языков, играл на мандолине, пел, рисовал. Голос его был столь хорош, что композитор А.К. Глазунов прочил ему успешную карьеру на вокальном поприще. Но… мальчика влекла иная стезя. Его вдохновляли подвиги и путешествия и, не раздумывая, он поступил в родной отцовский корпус. Учение давалось юноше легко, и, закончив корпус по 1-му разряду, он продолжил постигать военную науку в Михайловском артиллерийском училище.
Первым местом службы Нестерова стала 9-я Восточно-Сибирская стрелковая артиллерийская бригада, но в ней молодой офицер задержался ненадолго. Однажды его внимание привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Пётр Николаевич сразу задумался об использовании этой новой техники в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Добившись временного прикомандирования к наблюдательной станции воздухоплавательного парка в качестве артиллериста-наблюдателя, он неоднократно поднимался на аэростате, и этот опыт определил его будущее.
Оказавшись по болезни во Владикавказе, Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом, построившим планер собственной конструкции. Пётр Николаевич решил сконструировать свой аппарат. И хотя проект его не был утверждён, охоты к лётному делу это в нём не убавило.
В 1911 г. Нестеров стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В сарае своего друга Соколова он при поддержке матери, сшившей обшивку, построил свой первый планер. После его успешного испытания молодой офицер поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, дабы в дальнейшем заниматься авиационным делом уже профессионально. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы.
Уже во время учёбы лётчик был одержим новаторскими идеями, не находившими отклика ни у педагогов, ни у сослуживцев. Оставалось доказать их жизнеспособность личным примером. 18 августа 1912 г. Нестеров осуществил первый 13-часовой учебный полёт на аэростате. В ноябре того же года, уже получив диплом пилота, во время одного из полётов он набрал рекордную высоту 1600 метров и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над Варшавой. Эта разработанная им система планирования с выключенным мотором помогла ему 25 января 1913 г. избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился.
Эти опыты доказали правоту идей молодого лётчика. «Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие», - так говорилось о нём в служебной характеристике.
Мировая слава пришла к Петру Николаевичу в мае 1913 г. По его проекту 10-11 августа 1913 г. в составе трёх самолётов был осуществлён перелёт по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев, ставший новым словом в военной практике. Нестеров осуществил ещё два длительных перелёта - в частности, рекордный перелёт от Киева до Гатчины за один день.
А затем была «мёртвая петля», осуществлённая им первым в мире и получившая его имя… Восторженные телеграммы приходили в те дни со всех краёв света.
Но лётчик не остановился на достигнутом и уже в сентябре осуществил первую в мире «атаку самолёта противника». Взлёты и посадки в темноте, применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, - все эти новации относятся к заслугам Нестерова. Он мечтал выйти в отставку и посвятить себя конструированию новых самолётов, но грянувшая война распорядилась иначе.
Летом 1914 г. Пётр Николаевич возглавил 11-й корпусный авиаотряд и уже во фронтовых условиях продолжал оттачивать собственные тактические изобретения - в разведке, бомбометании, боевом применении авиации. Действия русского лётчика были столь эффективны, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Воздушные бои были тогда ещё в диковинку, но Пётр Николаевич хорошо понимал, что они станут главной задачей авиации уже в ближайшем будущем. В отсутствии у тогдашних самолётов вооружения Нестеров видел лишь один способ истребления вражеским машин - таран ударом сверху.
Придирки и насмешки генерала Бонч-Бруевича подхлестнули лётчика испытать этот приём на практике.
25 августа 1914 г. он, заметив в воздухе над городом Жолкиев самолёт Розенталя, производивший разведку, по личной инициативе поднял свой аэроплан и протаранил вражеский «Альбатрос». Русский офицер сдержал своё слово и заплатил за это жизнью.
Пётр Нестеров был посмертно награждён орденом Св. Георгия. Его младший брат Михаил пошёл по его стопам и стал лётчиком. Он не раз отличился в ходе разведывательных полётов и погиб в авиационной катастрофе.
Е. Федорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |