Когда-то давным-давно в Подмосковье в имении князей Мещерских варили отменный сыр, названный в честь хозяев – Мещерским. Что осталось от этого образцового хозяйства после большевистского погрома? Как водится, ничего, даже памяти. Неподалеку от усадьбы Мещерских располагалось другое имение – князей Гагариных. Ныне в нем расположена психиатрическая больница. А в прошлые века славилось оно несметными стадами коров… А ещё здесь, неподалеку жил Николая Васильевич Верещагин – один из первых русских сыроваров…
Ещё в 1795 году князья Мещерские пригласили к себе в Лотошино швейцарского сыродела Иоганна Мюллера. Он-то и создал здесь первую в России школу сыроварения. Налаженное им производство успешно существовало до 1917 года, и потомки Мюллера работали на нём. Обрусевшие щвейцарцы были вынуждены вернуться на историческую родину после того, как одного из них новоявленные «гегемоны» без всякой причины убили прямо на пороге сыроварни. Видимо, как эксплуататора-кровопийцу…
Прошёл без малого век и в прежних владениях князей Мещерских, в селе Никольское-Гагарино, обосновались фермеры Дербеневы. Наталья Ивановна и Владимир Николаевич. Наталья Ивановна по профессии биотехнолог, училась сыроделию на Кавказе, а в 1976 году окончила Технологический институт, 40 лет проработала в молочной промышленности. Чтобы помогать мужу-фермеру, она уволилась с московского завода и полностью посвятила себя собственному делу. Наталья Ивановна узнала, что в этих краях прежде успешно занимались молочным животноводством и поставляли творог к столу Его Императорского Величества. Знакомый итальянец подал фермерам идею возобновить производство забытого Мещерского сыра. Местные жители, конечно, уже ничего не помнили о том, что было в их краях до революции, но… В Швейцарии Дербеневым удалось найти потомков Иоганна Мюллера, которые, как и их далекие предки мирно пасут скот и варят сыр по старинному рецепту. Им принадлежит гора в Швейцарии, которую семья купила в собственность на деньги, полученные за работу в России.
Добрые швейцарцы очень обрадовались, что об их трудах вспомнили в их втором Отечестве, младшие Мюллеры приезжали погостить у Дербеневых, и рецепт своего сыра они вновь передали русским – для возрождения разорённого хозяйства. «Нам нужно производить отечественный сыр, - убеждена Наталья Ивановна. - Сейчас к нам едут из Франции, Италии, Израиля со своим оборудованием, технологиями, кадрами и даже коровами. Власти предоставляют им землю и все условия, чтобы они производили у нас свой продукт. Но зачем нам французский сыр в таком количестве? Его можно, конечно, держать для сырной тарелки. Я и сама люблю иногда поесть сыр с плесенью, но каждый день есть его не станешь. Наш сыр не надоедает, поэтому он пользуется большим спросом. Надо пропагандировать русский сыр».
Но не сыром единым… Была и иная, главная, причина, которая заставила Дербеневу остаться в Никольском. Был момент, когда супруги колебались, продолжать ли трудное фермерское дело, и даже думали оставить его. Но Господь направил иначе. С 1999 года в Никольском начал работу детский реабилитационный центр «Вдохновение», основанный настоятелем церкви Николая Чудотворца отцом Ильёй. Побывав в детской психиатрической больнице, расположенной в бывшей усадьбе Гагариных, батюшка понял, что запертые там несчастные пациенты отнюдь не все по-настоящему больны. Неправильное воспитание, педагогика, тяжёлые жизненные обстоятельства – и ребёнка списали, словно наши вымирающие, а, вернее, выморенные, доведенные до такого плачевного состояния деревни, как «неперспективного». Проще избавиться от проблемного ребёнка, чем пытаться исправить те душевные увечья, которые сами же взрослые и нанесли ему своим равнодушием, жестокостью… Батюшка понял, что по крайней мере часть из этих списанных ребят можно вернуть к нормальной жизни – любовью, заботой, воспитанием, приобщением к труду. Он добился, чтобы ему разрешили заниматься с детьми – лепить, рисовать, беседовать о вере… Но вскоре сотрудничество было прекращено. Списать проблемных детей снова оказалось проще, чем помогать священнику-энтузиасту.
Тогда о. Илья построил в Никольском дом, чтобы заниматься с детьми за пределами больницы. Этот дом получил название центр «Вдохновение». И именно на помощь ему, батюшке, взявшему на себя столь трудный подвиг, пришла Наталья Ивановна. Детям нужно молоко – это всем нам известно с детства. А, значит, нужна ферма, и не может быть речи об отказе от неё. Напротив, надо развивать её. Ферма Дербеневых отныне стала работать при центре «Вдохновение». Коровы, козы, собственное производство… И огромный труд – не только на ферме, но в самом центре. Детей нужно не только накормить, важно приучить их к труду, дать необходимые жизненные навыки, которых лишены детдомовцы, не говоря уже о пациентах коррекционных заведений. Когда детей привозят на ферму, то хозяева стремятся понять, к какому делу у какого ребёнка есть склонности, и есть ли вообще. Ребятам предлагаются разные занятия – животноводство, огородничество, сыроделие - осваивая которые они могли бы приобрести профессию. Помогают и кадеты из соседнего поселка Брикет, приучая «трудных» сверстников к лошадям.
«Отец Илья сразу набрал 17 человек детдомовцев, - вспоминает Наталья Ивановна. - Это была настоящая «Республика ШКИД». Он стал делать вместе с ними уроки, учил забивать гвозди и так далее. Толпа детей и четыре человека персонала каким-то образом помещались тогда в одном домике. Храм, где служил батюшка, стоял в руинах. Возвышались только стены, а крыши не было. Помню, как он служил в холод под -30 в одиночестве, а я мерзла в пустом храме без крыши вместо прихожан.
Со временем появились друзья и жертвователи, и удалось отстроить весь комплекс. После этого направление нашей работы изменилось. Батюшка всегда откликался на больные и насущные проблемы. В то время в России женщины стали бросать детей в роддомах. Если детей от 3 лет брали хотя бы в детский дом, то младенцев не брал никто. Малыши лежали в больнице как куклы. Отец Илья сказал, что раз никому до них нет дела, значит они наши. С тех пор в центр стали попадать не только трудные детдомовцы, но и маленькие дети. Набралось 46 малышей.
Позже направление работы вновь поменялась. С младенцами ситуация улучшилась, но приемные родители стали массово отказываться от подростков. Видимо, влияла новая программа государства. Стали выплачивать деньги на детей: берешь ребенка, а органы опеки платят зарплату. Люди стали разбирать маленьких детей, но, «наигравшись», возвращали обратно. Когда ребенка бросают приемные родители, это вдвойне тяжело для него. Даже маленький ребенок понимает, что его оставили настоящие родители. Потом малыша берут в новую семью и отказываются от него во второй раз».
Отец Илья возглавлял центр без малого 20 лет, но, в конце концов, силы батюшки иссякли и он был вынужден уйти за штат и уехать на юг для поправки здоровья. Тем не менее батюшка остаётся в числе учредителей центра и несколько раз в год навещает своих подопечных. С его уходом центр возглавил другой подвижник - Владимир Купавский. Как и прежде, центр работает за счёт пожертвований и альтруизма его трудников.
Ныне к постояльцам «Вдохновения» прибавилась ещё одна сложная категория. «Малыши и взрослые дети остались, но прибавились инвалиды, - поясняет Наталья Ивановна. - Хотя процент возвращения детей в детские дома остается большим, ситуация уже не такая страшная, как раньше. Остаются дети с заболеваниями, которые точно никому не нужны. Мы стали заниматься инвалидами.
Изначально комплекс строился под тех трудных ребят, которые ходили на головах. Мы ставили крутые лестницы, проектировали узкие проходы, чтобы не дать мальчишке развернуться и набрать скорость. Теперь нам, наоборот, нужны широкие коридоры, плавные подъемы, чтобы проехать в коляске.
Много детей-инвалидов привозят летом. К нам приезжают дети, которых нельзя вывезти в летний лагерь. Мы можем предоставить индивидуальный уход за больным ребенком. Здесь домашняя, семейная обстановка. Дети могут пообщаться с животными: у нас есть лошади, коровы, козы, цыплята. Сейчас наше направление – это дети-инвалиды и создание доступной среды для них».
Планы у сыроваров-доброделов огромны: это и возрождение качественного отечественного молочного производства – хотя бы в регионе Москвы и области, и создание доступной среды для больных детей, и реабилитация к дальнейшей самостоятельной жизни тех «списанных», кому в нашем жестоком мире просто не хватило любви. Возможно ли объять необъятное столь малому числу людей? Но мы знаем, что невозможное людям возможно Богу. И центр «Вдохновение» с прилежащей к ней фермой есть воистину Божие дело, которое не оскудеет помощниками, коими в меру своих скромных возможностей можем стать и все мы.
Источники:
https://mosregtoday.ru/geroi-podmoskov-ya/aleksandr-ladonin-bratina-proishodit-ot-slova-bratstvo/
http://inruza.ru/novosti/proisshestviya/33-korovy-natali-derbenevoy
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |