Поздравляем вас, возлюбленные чада Русской Зарубежной Церкви Канадской епархии с началом Святыя Четыредесятницы Великого Поста. Настало для всех нас особое время усиленной молитвы и воздержания. Да не дерзнем уклониться от этого подвига. Все физически здоровые люди должны поститься и пусть никто под предлогом тяжелого труда не оскверняет себя скоромной пищей. Никто не умер от того, что послушался Церковь Христову и постился так, как это предписывают святые отцы, то-есть, за всю святую Четыредесятницу не вкушать ни мяса, ничего молочного и даже никакой рыбы. Последняя разрешается только на Благовещение Пресв. Богородицы и на Вход Господень во Иерусалим. Кто будет смиренно и скромно поститься так, как повелевает Церковь, тот восприимет сугубую Божию благодать и узрит Пасху во всей Ея неизъяснимой красоте, увидит воочию солнце играющее, а сердце его будет преисполнено такой сладости, такого ликования и такой радости, что еще здесь на земле он приобщится частично к блаженству святых, к жизни Царствия Небесного.
Рассмотрим, однако, самую сущность поста. Господь всякую душу христианскую украсил дарами Святого Духа, но дарами этими мы или совсем не пользуемся по притче евангельской, возвращая как рабы лукавые Господу Его талант без прибыли, или неправильно пользуемся этими дарами для своего самоугождения, для своей самости. По учению святых отцов, в душу человеческую Господь вложил естественный раздражитель — силу гнева, для того чтобы мы гневались на себя, на свои грехи, на диавола по слову прор. Давида: «гневайтесь и не согрешайте», а мы обращаем эту силу против ближнего своего и ропщем на Бога. Господь нас украсил рассудительностью, некоей святой хитростью для того, чтобы мы распознавали добро от зла, чтобы черное называли черным, а белое — белым, мы же эту тонкую умную способность употребляем для всякого рода корысти, обмана, присвоения и просто воровства.
Нам дана вера, чтобы мы препобеждали ею невидимость Бога и на молитве своей молились бы Невидимому, как Видимому, а мы обращаем этот драгоценный дар на суетные вещи, сами связывая себя бесчисленными суевериями и вместо благословения сами себя как бы проклинаем и сеем вокруг себя духовное разрушение и пустоту.
Наконец Господь, создавший нас по образу Своему и подобию, наделил нас самым драгоценнейшим даром любви, чтобы мы любили Бога и ближнего своего, а мы обращаем весь этот дар на самих себя и превращается он в блуд, нечистоту и похоть.
И вот на фоне такого искажения нами даров Божиих пост и воздержание являются не только простым голодом, стеснением своей плоти, но добровольным актом нелюбви к себе, актом очень чувствительным, потому что он полностью обращен против нашего тела, которое мы холим, любим и ласкаем. Поститься, — это значит уже не мечтать о православной вере, поститься — это уже не парить в облаках отвлеченных богословских формул. Кто постится, тот богословствует своей жизнью и своими делами. А проявляя в посте нелюбовь к себе, мы тем самым освобождаем дар Божий любви и способны любить Бога и ближнего своего, потому что невозможно одновременно угождать себе и Богу, как невозможно служить двум господам — Богу и маммоне. Значит пост тесно связан с возможностью стяжать самый большой дар Святаго Духа — дар любви, истинной, чистой, святой, бескорыстной любви.
Тучное, упитанное и удовлетворенное тело непременно посягает на душу, влеча ее на нечистоту, на нездоровую мечтательность, на грех. Пост освобождает душу от тирании тела, соделывает свободными от телесных миазм все силы души — ум, сердце и волю. Человек делается нормальным в полном смысле этого слова; ум его ясно рассуждает и видит вещи без обмана и прикрас, вещи в их настоящем виде, чувствует без эмоции, истерики, без болезненного энтузиазма, без сентиментальной плаксивости. Воля в посте укрепляется, потому что нет более верного способа закалить свою волю, как заставлять себя делать то, что не нравится. Мы все так нуждаемся в сильной воле и нет более грустного зрелища, как человека культурного, образованного, воспитанного, но безвольного. Таковой похож на корабль без руля, все в нем красиво, все блестит, но плывет он сам не знает куда или туда, куда занесут его морские течения или случайные ветры. На такового нельзя положиться в обществе, ему опасно что-либо поручить.
Видите, возлюбленные братья и сестры, сколько добра проистекает от поста, Воистину стоит попоститься. Не пожалеем себя, закроем наш внутренний слух от воплей нашего тела, которое будет непременно кричать в душе нашей: хочу есть, пить, спать, и тогда Сам Господь нам поможет и превратит пост в сладостный, приятный подвиг, так что, когда настанет снова скоромное время, мы со святой грустью расстанемся с ним и тогда поймем всю глубину подвига, всю философию страдания на земле ради Христа, страдание, через которое преподается нам истинное блаженство.
+ Архиепископ Виталий
1983 г. |