Недавний резонанс вокруг увольнения питерского педагога Серафимы Сапрыкиной вновь заставил меня задуматься о болезненной и очень серьёзной теме – о нашей системе образования, о качестве его и о том, что будет дальше и к чему приведёт нынешняя ситуация. Я, в отличии от многих, задумался вовсе не о реабилитации сталинизма (его и так сейчас хватает вне школьных стен, власть сама активно это поощряет), а о том, чем больная наша система образования. Об этом я уже писал и говорил не раз, но это такая тема, о которой молчать нельзя и нужно говорить постоянно и во весь голос.
Моя поддержка в данном случае на стороне педагога, поскольку меня самого практически так же вышвырнули с любимой работы, заставив написать заявление «по собственному», хотя вот чего-чего, но уходить я не хотел. Однако меня угрозами заставили это сделать. И после того, как я попытался не раз устроиться на новую работу, звонки на прежнее место работы фактически сделали для меня невозможной работу в системе образования. То есть меня фактически уволили с «волчьим билетом». Хорошо, если где-то кому-то удаётся устроиться на новую работу по специальности. Но чаще всего такой возможности попросту не даётся. Администрация усиленно гнобит и изгоняет из школ талантливых, ярких, интересных педагогов, а потом лицемерно жалуется на «нехватку педагогических кадров». Это потому, что им не личности нужны, а те, кто готов покорно за копейки выполнять то, что они скажут, писать кучи бесполезных и никому не нужных отчётов и выражать полный одобрям-с начальству. И это не только в школе. Когда вот власть вместо нормальной и адекватной молодёжной политики создаёт себе систему из послушных по-холуйски кадров, которые любой бред начальства будут оправдывать «государственными интересами», а попытки это всё критиковать – «вражескими выползками». То есть, ресталинизация у нас есть, но тут важнее даже не только статуи и портреты Кобы, а то, что реабилитируется сам принцип – «я начальник, ты дурак» и «начальство всегда право». Вот как раз эту суть и нужно разглядеть. Этот новый сталинизм не обязательно может выражаться в неприятии Хармса, Гумилёва и Мандельштама, а в гноблении любой инициативы, любой деятельности, которая «не по плану», которая для них непонятна и им противоречит.
Из школ по таким методикам увольняют независимо от взглядов – либералов, монархистов и коммунистов, поскольку любая личность, которая хочет что-то делать не по мёртвому и выхолощенному плану, которая не хочет терпеть произвола и самодурства, представляет для начальства неприязнь. Всё это поддерживается таким важным элементом, как старое знакомое детское стукачество имени П. Морозова. Автор этих строчек имел возможность лично наблюдать, как один из двух десятков завучей науськивал детей доносить на учителя. А вот ели учитель напишет жалобу на учеников, то никаких реальных последствий иметь это не будет, а потом его же и обвинят, в конечном итоге. И вот это действительно ужасно. Ученики имеют возможность свободно и безнаказанно на уроке находиться с мобильными телефонами с камерами, провоцировать учителя, снимать на телефон и потом выкладывать в сеть или показывать администрации. Из учеников делают этаких «ленинских стучат». И они охотно готовы ради того, чтобы убрать надоевшего учителя или отдохнуть от нагрузки, пойти на донос. Потом, правда, чехарда из учителей совершенно негативно сказывается на их результатах обучения. Чтобы не было видно этого ужасающего падения успеваемости, учителей заставляют завышать четвертные оценки. За каждую двойку спрашивают не с ученика, а с учителя. Хотя учитель сделал всё, чтобы дать образование, но вот учащиеся попросту не желают учиться. С сознанием того, что у них много прав, они ведут себя дерзко и сделать с ними ничего нельзя, потому что любые попытки их наказать ведут к доносу и увольнению.
При этом от практически никакой борьбы с этим я не вижу. Понятно, что профсоюзы у нас давно уже стали государственными привластными структурами и их деятельность – фикция. Но вот хотелось бы, чтобы учителя, страдающие от самодурства начальства, уже как-то попробовали бы оказать сопротивление этому всему (в максимальном легальном правовом поле, конечно, без экстремизма). Хотелось бы также, чтобы случаи увольнений подобного плана не скрывались и становились доступными широкой общественности. Необходимо делать всё, чтобы общественное мнение было настроено на то, чтобы произвол прекратился, чтобы в школах была дисциплина, и чтобы образование было действительно образованием. Да, ученик – это личность. А учитель разве нет?
Обсуждение дела вокруг увольнения Сапрыкиной – это хороший шанс поднять эту проблему, но вот тут сразу вылезли две стороны одной медали. С одной стороны идут либеральные львырубинштейны, которые сводят всё к формальным сторонам дела, точнее, к Хармсу, а от него ведут к тому, что «путиндолженуйти» и так далее. С другой стороны идут провластные лоялисты, которые говорят, что-де всё в школе хорошо, что это отдельные оппозиционеры-навальнисты вредят нашей школе. Доходило до абсурдных обвинений девушки в том, что она-де якобы «водит детей на митинги навального» - таких фактов за ней не зафиксировано, но только если бы такое было, то данный вопрос должен был разбираться открыто и с обоснованием. Привычка заставлять писать «по собственном» - это желание школы «не иметь скандалов», дескать, пострадает их имя. Ну, знаете, так можно скрывать долго, пока само не рванёт. И, кстати, наличие большого числа таких «уходов по собственному» тоже начнёт вызывать подозрения.
Стараясь изучать те случаи, которые проникают к широкой общественности через прессу, я понимаю, что это абсолютно всеобщая тенденция. Наше образование находится в глубоком кризисе, которое чревато катастрофой. Городское руководство хвастается тем, что одна новая школа строится, а вторая уже в плане. Однако вот я как раз работал в такой новой школе – и понял, что подобная школа будет настоящим адом, какой бы суперсовременной она не было. В новую школу отправят из соседних всех неуспевающих и девиантов, которые у них есть, чтобы остаться только с «хорошими учениками». И при этом начальство станет в обязательном порядке требовать выполнения плана – то есть, всеобщей отличной успеваемости, чтобы «губернатор видел, какая у нас хорошая школа и не зря её строили». Ну вот это разве не самый настоящий сталинизм без имени Пахана? Он и есть. И вот как раз любые наезды на имя Хармса – это производное от этого, причём, необязательное. Они и Пушкина могут заставить любить только по шаблону.
Так что, могу сказать, что система нашего образования сейчас серьёзно больна и нуждается в лечении, поскольку если болезнь и дальше запустить, это чревато гибелью. Уже сейчас из наших школ выходят люди, которые не имеют толком среднего образования, которые пишут с ошибками, ничего длиннее смсок не читают, предпочитают 1 – 3 минутные видео в Тиктоке и не имеют понятия о высокой культуре, об истории, даже вот об основах физики и химии, ботаники и зоологии. К чему это всё приведёт? Уж точно ни к чему хорошему.
У нас тут говорят якобы о «клерикализации» общества и даже школы – при том, что многие имеют понятия о христианском вероучении и жизни Церкви такие дикие представления, что ни о какой «клерикализации» нет и речи. В школе детям о Православии практически ничего не рассказывают. Чаще всего программа предусматривает какую-то неадекватную пургу. Если только повезёт и какой-нибудь яркий учитель успеет до увольнения попытаться дать детям понятие о Православии и его роли в нашей жизни и истории. Когда говорят, что «Церковь нельзя допускать в школу», я вспоминаю, как в моём детстве в школу открыто прямо на урок являлись совершенно свободно сектанты и раздавали Новый Завет в своей версии (по счастью, у меня была одобренная Церковью полная Библия, подаренная бабушкой). Я вспоминаю, как единороссовский кандидат в депутаты Гордумы устраивал сатанинский праздник «холи», специально для детей (почему-то у нас считают это «детским»). Поэтому вот именно нормальное обращение детей к учению Христа могло бы повлиять на их сознание, помочь им не совершать ошибок и не делать зла.
Вообще я очень надеюсь на то, что наше гражданское общество не будет молчать. Я бы хотел, чтобы было больше подобных статей, чтобы были предложения о том, как остановить всё это безумие, чтобы преподаватели боролись против унижения, против произвола. Учитель – это тот человек, который помогает будущим взрослым гражданам найти себя в жизни, обрести основы своего сознания, сформироваться как личность. Без учителей у нас всё погибнет, всё рухнет. Учитель – это не функция, образование – не услуга. Пока мы не изгоним эту разрушительную тенденцию из нашей школы, ничего хорошего нас не ждёт.
С.В. Зеленин
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ САЙТ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |