Внушительный пакет антироссийских санкций вновь наглядно показал уязвимость росcийской экономики. После начала спецоперации на Украине целые отрасли в одночасье, без единого выстрела оказались на грани выживания. "Суверенная демократия" предстала не такой уж суверенной, а полностью зависимой от долларовой кредитной системы. Одним из вариантов спасения может стать давно разрекламированный "поворот на Восток". Однако всё сильнее зазвучали опасения по поводу окончательного превращения России в сырьевой придаток Китая. О том, как украинский кризис скажется на экономических отношениях КНР и РФ, читайте в материале Накануне.RU.
Китай старается держаться в стороне от событий на Украине, но, тем не менее, позиция Пекина играет очень важную роль в происходящем. КНР является важным торговым партнёром и для Киева, и для Москвы, и больше всё-таки для Вашингтона и Брюсселя. Экономическое же сотрудничество РФ с КНР — один из важнейших каналов для обхода западных санкций. Военное сотрудничество, которое даже называют союзом нового типа, тоже значимый фактор, удерживающий НАТО от военного нападения на наши страны. Тем не менее, всё чаще звучат и панические доводы о том, что КНР может воспользоваться изоляцией России и стать безальтернативным покупателем наших природных ресурсов.
"По итогам этой войны Китай бескровно "захватит" всю Россию. Сначала за копейки заберет собственность западных компаний, которые в спешке эвакуируются из России. Потом будет диктовать условия обмена для своей новой колонии. За копеечные бусы приберет к себе все природные ресурсы", — лаконично сформулировал эту точку зрения экономист Максим Миронов.
Но стоит отметить, что и положение Китая сейчас довольно неустойчиво. Поднебесную открыто обвиняют в геноциде уйгуров, а на основании этих обвинений вводятся санкции — достаточно вспомнить отказ ведущих западных брендов одежды от работы с хлопком, выращенным в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Теперь проблемы возникли и у китайских брендов. Вчера фонд национального благосостояния Норвегии заявил, что продаёт свою долю в китайской компании Li Ning, обвинив производителя одежды в использовании принудительного труда в Синьцзяне. Китай опровергает нарушения прав человека, но это практически не останавливает поток санкций. И Синьцзян — только один из сюжетов. У опасной черты находится ситуация на Тайване, где также есть риск начала военной операции и введения санкций по типу российских.
Пока же, как сообщает Bloomberg, Китай ведет переговоры с госкомпаниями о потенциальных инвестициях в российские компании или активы. Pассматривается возможность покупок долей в таких компаниях как Газпром, Русал. Официальных подтверждений пока нет, но подобный сценарий волне возможен, считает член генерального совета Русско-Азиатского союза промышленников и производителей Максим Спасский.
"Торги на биржах закрыты, но они, конечно, постараются всё скупить. Впрочем, какая разница? Просто произойдёт замещение европейских и американских инвесторов на китайских. Здесь нет ничего страшного. Это как нам не принадлежало, так и не будет принадлежать", — рассказал он Накануне.RU.
В то же время определённые перспективы открываются перед малым и средним бизнесом, причём именно с точки зрения продажи товаров, а не активов. Подешевевший рубль сделал российские товары в Китае очень привлекательными. Китайский юань достаточно жёстко завязан на американский доллар, поэтому падение рубля относительно курса доллара привело и к падению рубля относительно курса юаня. У многих предпринимателей из России это вызывает удивление, но это так. Для китайцев российские товары сразу стали полтора-два раза дешевле.
"Мне постоянно звонят китайцы, спрашивают, как купить, что купить в России. Хотят купить молоко, масло, зерно и всё это они хотят в огромных количествах. Они хотят воспользоваться моментом. Понятно, что товар скоро подорожает и он будет не так интересен. Снова начинается эра российского подсолнечного масла, тем более, что посевная на Украине под большим вопросом. А Украина занимала большую долю рынка в подсолнечнике и вообще в масляных культурах. Поэтому открывается окно возможностей у наших сельхозпроизводителей. Ничего удивительного в том, что китайцы пользуются моментом, нет. С другой стороны, с рынка уходит достаточно большой игрок и это место остаётся вакантным, это создаёт точку давления на Китай. У Китая сейчас вопрос продовольственной безопасности стоит очень остро, партия неоднократно поднимала вопрос рационального потребления, бережного отношения к еде, поэтому Россия сейчас будет занимать место, которое освободила Украина", — отмечает Максим Спасский.
Что касается опасений по превращению в сырьевой придаток Китая, то это лишь неизбежное следствие курса на создание "сырьевой сверхдержавы". Сейчас только сменится основной покупатель. В структуре российского экспорта сырьё занимает львиную долю, около 80%. Примером выхода из этой ситуации может быть то, что происходит сейчас с лесом. Закрытием заградительными пошлинами поставок кругляка создаётся мотивация китайских предпринимателей размещать переработку на территории России.
По мнению эксперта, сейчас уже невозможно просто бестолково продавать нефть, газ, металлы, надо переработку оставлять у себя. В идеале должна возникнуть промышленная кооперация стран, стремящихся уйти от долларовой финансовой системы, примерный аналог Совета экономической взаимопомощи советских времён. Причём в подобном развитии событий заинтересована не только Россия, но и Китай. Цены на сырьё растут, и можно организовать более справедливое распределение этих доходов.
"Вы же продаёте нам телефоны и делаете это не себе в убыток. Давайте и мы будем делать где-то глубокую переработку. Такая кооперация возникнет, страны найдут своё место, и мне кажется очень важным, чтобы распределение стало более справедливым, чем оно было до недавнего времени. И Украину в эту историю включат, и Казахстан", — подытожил член генерального совета РАСПП.