Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7888]
- Аналитика [7334]
- Разное [3022]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Март » 10 » С.Х. Карпенков Истина – объект познания
    21:22
    С.Х. Карпенков Истина – объект познания

    ...

    Познать многочисленные объекты экологии означает не только изучить и объяснить те или иные природные процессы и явления, но и найти оптимальные условия гармоничного взаимодействия и сочетания неживой материи с живой природой, включая человека. Такую сложную, многоплановую и практически значимую задачу можно решить, опираясь на фундаментальные естественно-научные знания.

    Как же познаются разнообразные объекты природы в современном мире? При решении любой задачи естественно-научного познания с практическим результатом возможны два взаимно дополняющих подхода: эмпирический и теоретический.

    Эмпирический подход познания заключается в установлении и определении фактов посредством эксперимента или опыта с последующим их теоретическим обоснованием, или объяснением, включающим количественное, математическое описание причинно-следственной связи полученных результатов. При теоретическом подходе сначала устанавливается и количественно описывается причинно-следственная связь явлений либо свойств объектов природы, а затем полученные теоретические выводы подтверждаются экспериментом или опытом. Оба подхода вполне приемлемы, равноценны и считаются классическими в научной практике. Они часто переплетаются и завершаются одной и той же важнейшей операцией – оценкой истинности полученных результатов, или определением относительности естественно-научной истины.

    Одна из практических задач естественно-научного познания заключается в исследовании и объяснении природных явлений, процессов и свойств объектов природы. Для объяснения какого-либо свойства познаваемого объекта необходимо, во-первых, понять, что является определяющим и главным в нём, во-вторых, выяснить причину, обусловливающую это свойство, и, в-третьих, определить его следствие.

    Что обычно представляет исследователь, утверждая: «Я понимаю и могу объяснить свойство того или иного объекта»? Как правило, это означает, что он знает, чем оно обусловлено, в чём его сущность и к чему оно приведёт, то есть он может объяснить связь между причиной, сущностью познаваемого объекта и следствием. Количественное описание причинно-следственной связи с помощью математического аппарата составляет основу любой научной теории.

    Такое описание в естественно-научном познании базируется, как правило, на современном математическом представлении с применением общепринятой специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой правилами логики. При этом учитываются известные законы, принципы, определения и проводится строгое логичное доказательство, приводящее к конкретным выводам.

    Если при количественном описании используются не эмпирические факты, характеризующие явления либо свойства объектов природы, а аксиомы – недоказуемые общепринятые положения, то конечные результаты, полученные посредством доказательств в соответствии с правилами логики, составляют сущность математической истины.

    Для познания естественно-научной истины количественного описания причинно-следственной связи с теоретическими утверждениями и выводами недостаточно – необходимо подтвердить их экспериментом или опытом, то есть связать с «действительным ходом вещей». Если эксперимент и опыт подтверждают теоретические результаты, то количественное описание причинно-следственной связи переходит из разряда гипотезы на более высокую ступень познания – научную теорию, а теоретические утверждения, подтверждённые экспериментом или опытом, представляют собой естественно-научную истину.

    При эмпирическом познании результаты эксперимента или опыта вместе с их дальнейшим теоретическим обоснованием также составляют естественно-научную истину.

    Теоретическое описание с выводами, не подтверждёнными экспериментом или опытом, носит гипотетический характер. Только при доказательстве экспериментом или опытом из теоретического описания рождается истинная естественно-научная теория.

    К сожалению, в настоящее время многие научные журналы, особенно отечественные, переполнены статьями с так называемыми теоретическими исследованиями, результаты которых исключительно редко находят экспериментальное или опытное подтверждение. Авторы таких статей считают свои теоретические упражнения научной теорией, и относят их к фундаментальной науке, хотя по своей сути они представляют собой описание гипотез с применением чаще всего сложного математического аппарата с запутанной схемой доказательств, и их вряд ли можно считать серьёзными фундаментальными исследованиями. Практическая значимость и полезность подобных исследований весьма сомнительна.

    Выдающий русский учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов (1711–1765), своими фундаментальными трудами и открытиями выведший отечественную науку на мировой уровень, высоко и с профессиональным знанием дела ценил эксперименты и опыты, в недрах которых рожается истина: «Один опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением».

    С этой высокой оценкой нашего соотечественника перекликается высказывание другого учёного, известного французского философа П. Гольбаха (1723–1789), писателя и просветителя, вполне обоснованно утверждавшего: «Некоторые исследователи предпочитают бредни своего воображения и свои вздорные гипотезы настоящим экспериментам, которые только одни могут вырвать у природы её тайны... Они привыкли считать эти гипотезы священными, общепризнанными истинами, в которых им не дозволено усомниться ни на мгновение. Покидая опыт, мы погружаемся в пустоту, где нас сбивает с пути наше воображение… Будем остерегаться разгула воображения, возьмём в руководители опыт, обратимся к природе, постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в ней предметах».

    В современном научном сообществе подобный разгул воображений, весьма далёкий от подлинного научного познания, в сочетании с математическими, витиеватыми изысками, никак не способствует решению практических задач, становится серьёзным препятствием в развитии естественно-научных отраслей, фундаментальную основу которого составляли и составляют эксперимент или опыт.

    В наше время такой неистовый разгул достиг немыслимых масштабов. Рождаются всевозможные теории ради теорий. Стремительно растёт лукавый рейтинг так называемых теоретических исследований, подтверждённый индексом цитирования, который поднимает до небывалых и в то же время мнимых высот скороспелые работы без каких-либо экспериментальных обоснований. В умах некоторых исследователей, преимущественно «теоретиков-физиков», обладающих немыслимо богатой фантазией, рождаются идеи, например, одна из них, весьма заманчивая и широко распространённая – о существовании неких загадочных частиц, для обнаружения которых в разных странах с подачей влиятельных людей, не обременённых естественно-научными знаниями, строятся ускорители – сооружения гигантских масштабов.

    Экспериментальный поиск гипотетических частиц носит глобальный характер и требует громадных, баснословных затрат финансовых, интеллектуальных, и в конечном итоге природных ресурсов, которые на нашей планете весьма и весьма ограничены. Возникает вполне правомерный вопрос, стоит ли тратить такие немыслимо большие средства ради того, чтобы пересмотреть современные гипотезы мироздания либо узнать, как устроен мир даже в фантастически малых масштабах. Стоит ли игра свеч? Ответ на эти вопросы всем благомыслящим и просвещенным людям очевиден: силами многих государств ускоритель-гигант всё же сооружён, закопаны в землю огромные материальные и финансовые ресурсы, а принципиально новых научных результатов до сих пор нет, хотя проходят годы и десятилетия...

    Так называемые теоретические истины рождаются фантазией человека, которая всегда опережала его объективные и реальные возможности познавать окружающий мир и только таким способом приблизиться к естественно-научной истине. Фантазиям человеческим нет предела. Так, не успев разобраться с элементарными частицами – кирпичиками мироздания, «теоретики», не знакомые с теорией познания, в поисках мнимой истины придумали другую не менее фантастичную гипотезу о существовании якобы нового вида материи – тёмной материи, из которой, по их мнению, в основном состоит Вселенная, и предлагаются способы её экспериментального поиска. Телевидение и интернет устами журналистов, непросвещённых толкователей всего сущего, в погоне за сенсацией возвели эту гипотезу в ранг величайшего открытия. Создаётся такое впечатление, что остаётся всего лишь немного сделать решающий шаг, чтобы её обнаружить, хотя любому благомыслящему и смекалистому человеку понятно и очевидно: обнаружить материю в темноте всё равно, что разглядеть лицо прекрасной незнакомки в потёмках или искать в поле ветра.

    Подобные гипотезы и заведомо безуспешные и провальные попытки их экспериментального подтверждения с напрасной и бесполезной тратой гигантских материальных средств (и только таким единственным способом можно превратить их в естественно-научную истину) отвлекают огромную армию наиболее способных и талантливых исследователей, приводят к неоправданному истощению природных ресурсов и сдерживают поступательное развитие естественных отраслей науки…

    Подлинному познанию истины всегда препятствовали не её принципиальная непостижимость, а заблуждения, от которых иногда трудно избавится, чтобы выбрать правильный путь исследований с практически значимыми результатами. Это касается познания объектов как неживой, так и живой природы, включая постижение сокровенных тайн жизни и её происхождения.

                      Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.       

    Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.

    Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

    Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.

    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.     

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

    Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018.

    Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.

     

    Степан Харланович Карпенков

    Русская Стратегия

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 411 | Добавил: Elena17 | Теги: наука, степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru