«Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - говорил русский живописец Федот Васильевич Сычков. И, пожалуй, мало найдётся в русской живописи картин, столь переполненный радостью, упоением, любованием жизнью. Эта жизнерадостность буквально выплескивается с холстов, никого не оставляя равнодушным.
Между тем, путь Федота Васильевича был не из лёгких. Не только по жанру его работ, но и по судьбе его можно сравнить с других самородком, жизнелюбцем и певцом русского села – Николаем Богдановым-Бельским.
Как и Бельский, Сычков в ранние годы сполна хлебную сиротской доли. Отец его, Василий Тимофеевич, был бурлаком и рано умер, надорвав силы. Мать осталась с тремя детьми на руках: сыном и двумя дочерями. Осиротевшему семейству пришлось в прямом смысле просить подаяния. Огромную роль в судьбе Федота сыграла его бабушка. Дело в том, что мать не желала, чтобы сын получал образование, считая, что он должен трудиться для пропитания сестёр, а не тратить время на бесполезную в беженском положении грамоту.
Бабушке удалось настоять на противном, она добилась, чтобы Федот поступил в земскую трёхлетнюю школу родного села Кочелаева Пензенской губернии и закончил её. Учился мальчик прилежно и, кроме изучения грамоты и арифметики, проявил талант к рисованию. Его тотчас заметил учитель П.Е. Дюмаев и стал заниматься с подающим надежды учеником. Благодаря Дюмаеву, Федот поступил в иконописную мастерскую и с 15 лет к радости родительницы стал зарабатывать на хлеб – и не тяжким трудом, сведшим в могилу ее мужа, а собственным талантом. Сычков стал подмастерьем в артели, занимавшейся росписью церквей, а также рисовал на заказ портреты – по фотографиям. С 1885 по 1887 год юноша работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова, а затем, вернувшись в родное село, вновь занимался иконописью и рисованием портретов на заказ. Здесь на самородка обратил внимание местный помещик, генерал Иван Андреевич Арапов, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева. По его заказу Сычков написал картину «Закладка станции Арапово». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Евгению Александровичу Сабанееву, картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев, действительный член Императорской Академии художеств, посоветовал привезти юношу в Петербург. Средства на поездку выделил Арапов, не оставлявший «юное дарование» поддержкой и в дальнейшем.
В 1892 году Федот приехал в столицу и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Окончив её, он стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. Молодой человек мечтал учиться у своего любимого художника Репина, но, когда он обратился к мэтру с этой просьбой напрямую, то Илья Ефимович ответил, что у него «просто нет ни одного сидячего места» и направил соискателя в мастерскую баталистов к профессору Николаю Кузнецову. Сычков поступил к Кузнецову, но на занятия Репина приходил всё равно. Мэтр разрешил ему делать копии своих картин, и в дальнейшем Федот Васильевич особенно гордился признанием Ильи Ефимовича, выраженном в краткой записке: «Сычков хороший живописец».
В 1900 году Федоту Васильевичу было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Тогда же он был избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.
В 1908 году Федот Васильевич первый и единственный раз посетил Европу, изучая западное искусство и совершенствуя собственное мастерство – в традиции тогдашних русских живописцев. На этом образование художника было завершено. Побывав в Италии, Франции, Германии, он привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов. Баталистом же он не стал, предпочтя всем иным темам, бытописание родной деревни и её людей.
В 1909 году Сычков навсегда вернулся в Кочелаево, привезя с собой из столицы молодую жену, с которым сочетался браком ещё в 1903 году. Её называли «утонченной питерской барышней», восхищаясь, что она ради мужа уехала в глубинку и всю жизнь прожила в деревне, держала скотину, возделывала огород. При этом продолжая одеваться по-городскому и тем отличаясь от местных жительниц. На самом деле «барышней» Лидия Васильевна Анкудинова не была. Это была простая девушка крестьянского происхождения из села Тосно Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии.
На этом сходства судеб Сычкова и Богданова-Бельского заканчиваются. Бельский был привечен Царской Семьей и, сохранив верность ей, уехал в эмиграцию. Сычков остался на своей малой родине и, хотя был чужд политики, но отметился парой-тройкой заказных работ на тему «торжества коммунизма». Впрочем, эти типовые плакатные заказы вспомнят теперь лишь специалисты по творчеству живописца. А, вот, сотни дивных работ, сохранивших для нас красоту, бодрость, изобилие русской деревни и её жителей, весёлость и добродушие людей, нарядность и непосредственность девушек, незамутненное счастье детства, остаются с нами и заряжают нас своей добротой и жизнерадостностью.
Перешагнув 85-летний рубеж Федот Васильевич перебрался из деревни в город, поселившись в Саранске. «Не хочется быть старым, - писал он. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». Работы Сычкова, творившего до последний дней, оставались именно таковыми, как и душа мастера, над которой было не властно время.
Е. Фёдорова
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |