Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [6551]
- Аналитика [6082]
- Разное [2374]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Март » 17 » Строительное лобби сносит историко-культурную экспертизу. Вместе с ней – снесут все наследие
    22:37
    Строительное лобби сносит историко-культурную экспертизу. Вместе с ней – снесут все наследие

    12 марта 2022 года на госпортале проектов нормативных актов закончилось публичное обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

    Необходимо это обсуждение продолжить – гораздо более широко и публично.  

     

    Президент Минстрою не указ?

     

    Законопроект, разработанный Минстроем РФ, можно и нужно разбирать с точки зрения юриспруденции и охраны памятников, которую он непосредственно затрагивает, а лучше сказать, на которую он непосредственно покушается.

     

    Но первым делом этому законопроекту необходимо дать политическую оценку.

     

    А она очень проста. Пользуясь тем, что в эти дни и недели Президент России Владимир Путин занят известным всему миру делом высшей государственной важности, строительное лобби проталкивает законопроект, напрямую противоречащий публично высказанному распоряжению Президента РФ.

     

    Напомню, что не далее как 9 декабря 2021 года на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в числе обсуждалась тема покушения на государственную историко-культурную экспертизу объектов культурного наследия. Автор этих строк, будучи членом президентского Совета, поднял в числе прочих вопрос о предлагаемом заклятыми друзьями наследия фактическом слиянии государственной историко-культурной экспертизы с общестроительной. 

    Себя цитировать грех, но делать нечего: «Это специализированная экспертиза, и проводить ее должны специально обучавшиеся и знающие этот предмет люди. Слияние ее с экспертизой общей, как предлагается, – я боюсь, что, простите, мы наломаем не только дров, но и кирпичей, и белых камней, и всего прочего, и от многих памятников останутся одни воспоминания».

     

    Президент России ответил совершенно недвусмысленно: «Теперь по поводу экспертизы. Да, Вы правы, здесь не буду повторять то, что Вы сказали, но я думаю, что надо к Вам прислушаться».

     

    И вот несколько месяцев спустя Минстрой России запускает законопроект, предлагающий то самое поглощение историко-культурной экспертизы общестроительной, против которого публично высказался Владимир Путин. Видимо, Президент Минстрою не указ.

     

    Более того, в развитие этой, с позволения сказать, законодательной инициативы в Госдуму уже был внесен законопроект, позволяющий Правительству РФ установить уже в 2022 году особые случаи проведения госэкспертизы проектной документации «без дополнительного проведения государственной историко-культурной экспертизы» – «в качестве мер противодействия санкционному давлению» (!).

     

    Намечающийся погром культурного наследия выдают еще и за борьбу с западными санкциями. Окститесь, господа, любые наши недруги таким нововведениям только порадуются.

     

    Лукавая экспертиза

     

    Законопроект Минстроя указывает на некоторый дуализм в нынешнем законодательстве: проектная документация работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают его конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, подлежит с одной стороны, экспертизе историко-культурной, с другой – госэкспертизе общестроительной. Эта норма была введена несколько лет назад – отнюдь не по инициативе культурного сообщества. Теперь выясняется, что делалось это, похоже, с далеко идущими целями. По алгоритму кукушонка в чужом гнезде.

     

    Пояснительная записка к законопроекту Минстроя гласит, что разработан он «в целях оптимизации услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации (далее – градостроительная экспертиза), предусматривающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и государственной историко-культурной экспертизы в отношении такой проектной документации в части исключения необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении проектной документации, предусматривающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия».

     

    Фразу эту не представляется возможным перевести на человеческий русский язык, поэтому обратим внимание на ключевые слова – «в целях оптимизации» и «в части исключения необходимости».

     

    Исключать необходимость историко-культурной экспертизы предлагается ради принципа «одного окна», поскольку «в случаях, когда проектная документация подлежит градостроительной экспертизе, проведение историко-культурной экспертизы является дополнительным административным барьером».

     

    То есть там, где реставрация затрагивает конструктивные особенности и характеристики безопасности памятника архитектуры, общестроительная экспертиза должна поглотить историко-культурную. Меньше бумаг, сокращение сроков и т.п. Заодно предлагается отменить историко-культурную экспертизу при получении разрешения на строительство.

     

    Можно не сомневаться, что в случае принятия такого закона все случаи реставрации памятников архитектуры тут же станут особыми. Поскольку, как правило, любая реставрация затрагивает несущие конструкции (стены, перекрытия), а любое приспособление объекта культурного наследия к современному использованию учитывает характеристики надежности и безопасности.

     

    То есть вместо разумной реформы института историко-культурной экспертизы (к которой на самом деле есть масса претензий экспертов и общественников) и возвращения подлинного смысла ее титулу государственной – эту экспертизу предлагается попросту снести.

    Покушение на традицию

     

    Вместе с ней будет неизбежно снесено и само культурное наследие. Историко-культурная экспертиза придумана не любителями административных барьеров. Более ста лет она служит (в разных формах и под разными вывесками) русской реставрации и заведена была государством как важнейший, базовый институт и инструмент защиты национального культурного наследия. В разные эпохи ее выполняли профессиональные корпорации и научные общества, реставрационные мастерские, госорганы охраны памятников, теперь – увы – частнопрактикующие эксперты. Но всегда эта экспертиза была специализированной, всегда ее доверяли – хотя бы в теории и по закону – людям мира наследия, имеющим профессиональный опыт, реставрационные заслуги и репутацию или хотя бы соответствующую лицензию либо аттестацию. То есть тем, для кого сохранение наследия является целью, а не формальностью.

     

    А теперь эту вековую традицию, этот опыт нескольких поколений экспертов и реставраторов – предлагают спустить в «одно окно». В целях оптимизации строительных процессов.

     

    В отличие от историко-культурной госэкспертизы, общестроительная госэкспертиза не является специализированной, ее эксперты не имеют аттестатов или лицензий от госорганов охраны памятников.

    И, кстати, органы охраны памятников, которые сейчас по закону могут не согласиться с выводами историко-культурной госэкспертизы и не согласовать опасный для памятника проект, при новом порядке, получив из "черного ящика" ("одного окна") общестроительной госэкспертизы проштампованный ею проект, будут иметь только одно право. Взять под козырек.

    Что приведет к фактической потере контроля госорганов охраны наследия над происходящим с памятниками. То есть к ликвидации системы охраны наследия как таковой.

     

    И еще один важнейший аспект – общестроительная госэкспертиза не публична, она не предполагает общественных или иных экспертных обсуждений. Акты государственной историко-культурной экспертизы по закону публикуются, проходят такие обсуждения, и по их итогам удается нейтрализовать многие угрозы для памятников. Эта публичная процедура, доставляющая, конечно, застройщикам и прикормленным архитекторам и «черным экспертам» немало неприятных хлопот – важнейшее завоевание нашего историко-культурного сообщества последних лет. Теперь его тоже хотят «оптимизировать».

     

    За спиной у Президента.

     

    Для «Хранителей Наследия» – комментарий Сергея Куликова, главного архитектора ФГУП ЦНРПМ, председателя Технического совета по нормированию и научно-методическому регулированию в сфере сохранения объектов культурного наследия при Минкультуры РФ:

     

    – Передача полномочий по оценке соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия градостроительной экспертизе, при отсутствии определения в Градостроительном кодексе понятий «сохранение объектов культурного наследия» и «объект культурного наследия», нормативно закрепленного порядка проведения данного вида экспертизы, исключения применения действующих документов по стандартизации в сфере сохранения культурного наследия, принятых во исполнение поручений Президента Российской Федерации, а также исключения особого порядка выдачи разрешения на строительство при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, создает риски потери контроля со стороны органов государственной охраны памятников истории и культуры за сохранением объектов культурного наследия и в конечном итоге приведет к постепенной утрате культурного наследия как такового, в основе базовых признаков которого лежит сохранение всей полноты подлинности, как облика памятника, так и его материальной составляющей.

     

    Решение проблемы, на которую направлен данный законопроект, в части оптимизации услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, устранение дополнительных административных барьеров, сокращение сроков проведения государственной экспертизы, должно решаться путем внесения необходимых изменений в Градостроительный кодекс РФ и в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», но с учетом требований, предъявляемых законодательством в части сохранения объектов культурного наследия, с учетом их специфических особенностей. Оптимизация сроков проведения государственной экспертизы научно-проектной документации по объектам культурного наследия должна проводиться за счет гармонизации с действующими нормативно-техническими документами в сфере культурного наследия и признания возможности их рассмотрения в особом порядке при проведении градостроительной экспертизы.

     

    Так, предлагается рассмотреть возможность внесения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» и статью 3 «Законодательство о градостроительной деятельности» поправок, связанных с определением понятия «сохранение объектов культурного наследия» как особого вида градостроительных отношений и их исключительного регулирования законодательством об охране культурного наследия. А также путем дополнения статьи 48 («Архитектурно-строительное проектирование») ч.13.1 в следующей формулировке: «Требования к составу и содержанию разделов проектной документации применительно к объектам культурного наследия, а также требования к составу и содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации, устанавливаются Правительством Российской Федерации путем включения в действующие постановления». Это позволит градостроительной экспертизе получить необходимое основание для оценки научно-проектной документации без нарушения базовых принципов государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, закрепленного в действующем законодательстве».

     

    Из заявления Координационного совета градозащитных организаций России

     

    (имеется в распоряжении редакции)

     

    «Внесение предложенных изменений представляется особенно опасным в сложившихся условиях большого количества объектов культурного наследия России, находящихся в неудовлетворительном состоянии…

     

    Согласно действующим положениям Федерального закона № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия…”, одной из основных целей государственной охраны памятников является обеспечение физической сохранности памятника и его ценных элементов. В этих условиях отказ от оценки работ подобного масштаба аттестованными Министерством культуры экспертами является необоснованным риском для сохранности памятника.

     

    Институт историко-культурной экспертизы призван обеспечить экспертную оценку производимых строительных работ с точки зрения историко-культурной ценности объекта наследия, сохранности его отдельных элементов. Экспертизу проводят аттестованные Министерством культуры эксперты с профильным образованием в области архитектуры и проектирования, большим стажем работы в области сохранения наследия, в большинстве случаев признанные мастера своей профессии.

     

    Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, поэтому работы по их сохранению требуют оценки экспертов, которые имеют соответствующую подготовку и аттестацию. Историко-культурную экспертизу при всем желании нельзя заменить государственной строительной экспертизой без ущерба для наследия.

     

    Одним из принципов проведения государственной историко-культурной экспертизы является гласность, которая необходима для обеспечения права граждан на получение информации об объектах культурного наследия, работах по сохранению объектов культурного наследия, в то время как строительная экспертиза проводится без публичного обсуждения.

     

    Для получения разрешения на строительство историко-культурная экспертиза проводится также в случаях:

     

    - при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;

     

    - при проведении строительных работ на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, если указанные земли расположены в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

     

    Историко-культурная экспертиза в этих случаях подтверждает возможность строительства вблизи объекта культурного наследия, уточняет наличие либо отсутствие объектов археологического наследия на участке, являясь важным механизмом сохранения исторической среды объекта наследия и его физической безопасности.

     

    Считаем, что внесение поправок в Градостроительный кодекс в предложенной редакции катастрофически скажется на сохранности объектов культурного наследия России и создаст угрозу их существованию.

     

    3 марта 2022 г. в Государственную Думу был внесен Законопроект № 80712-8, который наделяет Правительство Российской Федерации правом установить в 2022 году особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной историко-культурной экспертизы в качестве мер противодействия санкционному давлению.

     

    Призываем Правительство Российской Федерации отказаться от спешного принятия инициатив, которые нанесут непоправимый ущерб сложившейся системе государственного контроля сохранности историко-культурного наследия.

     

    Принятие предложенного Минстроем России законопроекта противоречит позиции Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанной по данному вопросу на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации 09.12.2021 г.»

    Константин Михайлов

    источник

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 209 | Добавил: Elena17 | Теги: вандализм
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1920

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru