Следует отметить, что советская историография, в ложных интернациональных целях, замалчивала и искажала интересную и героическую историю взаимоотношения Российской империи и Средней Азии. Между тем, главные цели, которые преследовала Россия в Туркестане: освобождение русских людей, попавших в рабство, обезопасить свои границы и своих подданных (казахов, киргизов) от бесконечных набегов Хивы, Коканда и других ханства.
Россия руководствовалась и геополитическими соображениями с целью остановки продвижения Британской Индии в Среднюю Азию со всеми вытекающими последствиями. Исходя из этого невольно задаешься вопросом:
Неужели Горбачёв с Ельциным и их окружение были столь примитивны, что не понимали геополитических последствий развала Восточного Блока (Организация Варшавского договора 1955 года в ответ НАТО) и развала СССР? Или это на самом деле было прямым предательством?
Значительную часть рабов того времени представляли русские, которые попадали в плен в результате набегов кочевников на Оренбургскую и Сибирскую пограничные линии. Кроме русских, в рабство угоняли персов, калмыков и других – всех кто попадал под руку. Бухара, Хива и Коканд были крупнейшими центрами работорговли в регионе на конец XIX века. Общее число рабов в трех ханствах достигало 200 000 человек.
Русский солдат в Туркестане не шел туда, где его не ждали. Он шел ту-да, где его желали видеть, как освободителя. Он вел борьбу не с казахами, не с туркменами, не с узбеками. В знойных пустынях русский солдат свер-гал престолы средневековых деспотов — ханов, султанов и беков, всю эту мразь и нечисть, что осела по барханам со времен Тамерлана.
Все республики Центральной Азии имеют свою историю взаимоотноше-ний с Российской Империей, но поскольку Киргизия моя малая родина, то основная и более подробная информация изложена мною о Киргизии.
Современная Киргизия - часть Западного Туркестана (Средней Азии). На севере она граничит с Казахстаном, на востоке и юго-востоке — с Ки-таем, на юго-западе — с Таджикистаном, на западе — с Узбекистаном. Это горная страна. Большая ее часть входит в систему Тянь-Шаня, и только крайний юго-запад относится к Памиро-Алаю. На её территории более трех тысяч озер, в том числе живописный Иссык-Куль — одно из вели-чайших высокогорных озер мира. Крупные реки: Нарын, Чу, Талас. Река Нарын, сливаясь с Кара-Дарьей образует Сыр-Дарью. Воды Сыр-Дарьи текут на восток в Ферганскую долину и далее в сторону бывшего Араль-ского моря.
Почти все наши сведения о судьбах восточной Средней Азии в домон-гольский период извлечены из произведений китайской официальной ис-ториографии. В этнической истории происхождения киргизов вызывает много споров. И это не случайно: в результате многочисленных племен-ных войн их государственность то возрождалась, то угасала. Первое упо-минание этнонима «кыргыз» встречается в китайской официальной исто-риографии «Исторические записки» (Ши Цзю), в событиях 201 г. до н. э., написанной китайским историком Сама Цянем в 99 году до н. э.
Опуская огромный пласт истории, следует отметить. В начале XVI века завершился процесс сложения киргизов, которые к тому времени оконча-тельно закрепились на современных территориях проживания. В XV-XVI вв. укрепившись на Тянь-Шане и Памиро-Алае разрозненные племена об-разовали единый киргизский этнос. Этому предшествовало объединение племён в два «крыла» - традиционное объединение всех тюркских кочев-ников, начиная с гуннов. Все племена, вошедшие в новую административ-но-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Пер-вым верховным правителем в 1508 году был объявлен Мухаммед-Кыргыз, активно способствовавший консолидации киргизских родов и племён. Он вошел в историю под легендарным именем Тагай-Бия и считается родона-чальником киргизов.
В начале XIX века Южные киргизы оказались под властью Кокандского ханства, а Северные под властью Империи Цин. Подданство киргизов ки-тайцам из-за географической удалённости, разделённой труднопроходи-мыми горами, было номинальным и потому в середине века киргизы пол-ностью попали под власть усилившегося Канадского ханства, просуще-ствовавшего с 1709 по 1867 годы. Канадский хан Ирдана переходит от союза с киргизскими феодалами к политике насильственного их подчине-ния. В 1762 году канадцы захватили Ош, опустошили киргизские земли в окрестностях Узгена и распространили своё влияние на горные и прифер-ганские районы.
Тогда же, в 1770 году, первые подробные сведения о киргизах сообщил в своей книге путешественник Филипп Ефремов. На Алае он ознакомился с жизнью и бытом алтайских киргизов. В Оше поднимался на Сулейман го-ру. Ош - второй по величине город Киргизии - один из древнейших горо-дов в Средней Азии впервые упоминается в арабских источниках IX века. Легенды связывают его основание с именем Александра Македонского и даже пророка Соломона (Сулеймана). В город вклинивается и круто об-рывается над ним Сулейман гора - главная достопримечательность горо-да. Считается, что именно здесь пророк Сулейман обращался к богу - на камнях остались отпечатки его лба и колен.
В настоящее время большая часть горы входит в состав Национального музея-заповедника «Великий шелковый путь» и включает в себя мавзолей Асаф ибн-Бурхия, развалины бани XI–XII века, мечети Тахти Сулейман и Джами Рават Абдуллахан X –XI веков.
С вершины горы открывается замечательный вид на город. Мы с маль-чишками часто поднимались на нее. В то время наверху находился не-большой беленький домик религиозного назначения, подобие православ-ной часовенки.
Город на две части делит река Ак-Бура. Ак — в переводе «белый». И действительно, перекатываясь по гранитным валунам, вода в ней была чи-стой и прозрачной. Летом, в маловодье, мы, мальчишки шарили руками под камнями и ловили бычков – небольшого размера сомят.
К числу главных достопримечательностей города можно отнести и ко-лоритный Ошский базар — один из самых больших и знаменитых в Сред-ней Азии. В моей памяти впечатления о нём разного возраста: детские, студенческие и инженера - судьба неоднократно сводила меня с этим горо-дом.
В воскресенье на базар устремлялся весь город. Это, как я уже говорил, был еженедельный праздник души, как для торговцев, так и для покупате-лей. Гремела музыка, двигались бесконечные толпы людей, продавцы за-зывали к товару то на узбекском, то на русском языке: «Подходи, народ, свой огород, половина сахар, половина мед!». Продвигаясь вдоль торго-вых рядов, пробовать можно было все: виноград, в том числе знаменитый «дамский пальчик», инжир, дыню или арбуз, абрикосы и груши. Во время покупки следовало доброжелательно и весело торговаться. Скидка дела-лась всегда! Совершенно отсутствовало жмотство, свойственное рынкам Центральной России, в том числе и с азербайджанскими торгашами-перекупщиками, отчего я на них стараюсь не ходить.
В 1821 Мадали-хан неожиданно захватил Кетмень – Тёбе, а затем в те-чение 1822 – 42 годах Чуйскую долину, Центральный Тянь-Шань и всю территорию, прилегающую к озеру Иссык-Куль. По ходу продвижения кокандских войск ими воздвигались укрепления и оставлялись гарнизоны: на Памиро-Алае: Таш-Коргон, Дараот-Коргон, Сопу-Коргон и Кызыл-Коргон; в Чуйской долине: Кара-Балта, Ак-Суу, Пишпек, Токмак; в Иссык-кульской котловине: Конур-Олён, Барскон, Котмалды, Каракол; на Тянь-Шане: Нарын, в верховьях реки Нарын – Джумгал, Куртка.
На оккупированной территории жили киргизы, узбеки, таджики, кипчаки и часть казахов жестко эксплуатировавшихся местными феодалами и хан-ской властью. В этот же период стал усиленно распространяться ислам.
Первое время киргизы платили канадскому хану в основном три вида податей: тюндюк-зекет – по овце с юрты, алал-зекет – по одной голове с 40 голов скота и харадж – земельный налог. Кроме того, время от време-ни взимался военный налог по одной дылде – золотой монете или 3-х ба-ранов с юрты, а также обязательный набор мужского населения в ханскую армию.
Во второй половие XIX века Кокандское ханство погрязло в дворцовых интригах и в насилии, чем окончательно оттолкнуло от себя киргизов. Од-новременно стала меняться политика России к Туркестану. Киргизы стали искать покровительства России. В 1854 году генерал – губернатор Запад-ной Сибири Г. Госфорд, «во исполнение высочайшего повеления» пред-ложил киргизским монапам Иссык-Куля прислать в Омск своих предста-вителей «для принятия присяги на верноподданство России».
Бугунские монапы избрали своим представителем Кычибека Шералина, близкого родственника верховного бугонского монапа Боронбая. Проце-дура присяги была обставили пышно в сибирском духе и восточными тра-дициями. 17 января 1855 года под сводами губернского Омского дворца Кычибек Шералин с Кораном в руках принёс присягу на верность России. Таким образом, но к сожалению чисто формально, т. к. Кокандскую зави-симость ни кто не отменял, было положено начало принятию киргизов в Российское подданство. Верховному правителю племени Бугу Боронбаю было присвоено звание полковника русской армии и отправлены богатые подарки. И всё же, в течение 12 лет – с 1855 по 1867 годы – все киргизские племена Северного Киргизстана, измотанные внутренними междоусоби-цами и подчинённые Кокандскому ханству принимают российское поддан-ство.
Южные киргизы (Ош и Памиро-Алай)) не дождавшись от России прак-тических действий по освобождению от оккупации Кокандским ханством, не будучи российскими подданными, в 1873 году самостоятельно высту-пили против Кокандского хана Худояра и взяли Узген, Учкурган, Ош, Сузак, и Булак-Баши. К восставшим присоединились оседлые узбекские народности и около 3000 канадских арбузов (воинов). Осенью 1873 года восставшие приняли решение стать подданными России, но российские власти не пошли на это и более того, поддержали не повстанцев, а Худаяр – хана и тогда гнев восставших обернулся против русских.
Для подавления главных очагов восстания царским правительством бы-ла организована карательная экспедиция в междуречье Нарына и Кара Дарьи. Экспедиционным корпусом командовал генерал-майор Скобелев. Восставшие, оказавшие вначале упорное сопротивление, вскоре стали быстро отступать к городу Ош, затем через Кара-Су (город где я родился и окончил школу) к Узгену. 10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Последовал разгром отрядов Палат-хана, Абдылдабека, муллы Ашира и других киргизских и узбекских крупных феодалов.
И всё - таки, опасаясь народного восстания, царское правительство при-няло разумное решение ликвидировать Канадское ханство. 19 февраля 1876 года был издан официальный указ царя о присоединении Канадского ханства (следовательно и подвластных ему Южных киргизов) к России и об образовании в составе Туркестанского генерал-губернаторства Ферган-ской области. В результате этого административного преобразования юж-ная часть Киргизии вошла в состав России.
Первым военным губернатором области стал М. Скобелев. Однако гор-ные районы Южной Киргизии и, в частности Алай оставались непокорён-ными. Абдулбек, Оморбек, Маматбек, Асанбек – сыновья погибшего в Коканде Алымбека Датхи и их матери Алайской царицы Курманжан Дат-ка – начали борьбу против вступивших в их владения войск. Тогда М. Скобелев, заняв выходы с гор в Ферганскую долину, летучими отрядами двинулся из города Ош по направлению к Гульче к Алайскому хребту, где сосредоточились восставшие. В обход были направлены две колонны — майора Ионова и полковника Витгенштейна. Восставших начали теснить, но сопротивление киргизов продолжалось до тех пор, пока 29 июля 1876 года Витгенштейн с помощью Шабдан-батыра не взял в плен Курманжан Датка – Алайскую царицу.
Зная большое влияние царицы на своих соплеменников, князь Витген-штейн проводил Курманжан в штаб Скобелева в Маргилан не как пленни-цу, а с почётом. Здесь её так же ожидала встреча, соответствовавшая её положению. Скобелев отдал должное её мудрому правлению и собствен-норучно надел на царицу парчовый халат. В Азии такой халат был награ-дой равной ордену. Затем попросил передать сыновьям предложение о мире – «пусть возвращается в аилы со своими джигитами – наступает пора мирной жизни». Курманжан Датка обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших и освободить пленных. Обе стороны – Скобелев и Курманжан сдержали слово и на десятилетия, вплоть до восстания кир-гизов на севере Киргизии в1916 году, на территории Киргизстана воца-рился мир.
На тот исторический период время выдвинуло двух ярких киргизских исторических личностей: Курманжан Датка и Шабдана Джантаева или Шабдан-батыра (батыр-боготырь), как его зовут в народе. В сложный ис-торический период правления Кокандского ханства, а затем России, они взяли на себя ответственность и с присущей им мудростью и дипломатиче-скими способностями спасли народ от ассимиляции и гибели. Эти личности заслуживают того, чтобы познакомиться с ними подробней.
Курманжан Маматбай кызы родилась в аиле Оро в Алайских горах, в семье киргизов – кочевников из клана Монгуш. В 1832 году стала женой богатого алайского феодала Алимбека. Родила шесть сыновей. После ги-бели мужа в Коканде, в 1862 году правление перешло к пятидесятилетней Курманжан. Она не только пользовалась уважением алайцев, но и опира-лась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Волевая женщи-на воспротивилась канадскому хану Худояру обложить налогом алтай-ских киргизов и заставила признать её в качестве нового правителя Алая с присвоением ей почётного титула «Датка». Хан, известный своей надмен-ностью, был вынужден встречать Курманжан Датка как самого знатного бека. Впервые в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был устроен официальный приём. Признал алтайскую прави-тельницу и эмир Бухары Музафар.
После соглашения со М. Скобелевым, Курманжан Датка официально объявила о присоединении земель алтайских киргизов к Российской импе-рии. За это российское правительство присвоило ей чин полковника. После присоединения к России на территории Алая было образовано пять воло-стей, четыре из которых: Кичи-Алайская, Гульчинская, Наукатская и Уз-генская – согласно условию, перешли под управление её сыновей. Пятый сын - Абдулбек не послушался матери отправился в Мекку и по дороге умер.
С тех пор Курманжан Датка взяла курс на установление дружественных отношений с российскими властями. Российские политические и военные деятели, лично знавшие Кармана: Лев Костенко, Михаил Ионов, Констан-тин Кауфман – отмечали её житейскую мудрость и необычайное уважение среди соотечественников. С полковником Михаилом Ефремовичем Ионо-вым – первым начальником Ошского уезда, Курманжан Датка на протя-жении многих лет сохраняла дружеские отношения, вела длительную пе-реписку, обменивалась подарками и фотографиями.
Во время Памирских походов русской армии в войне с Афганистаном, она отдала приказ своим людям доставлять провиант в отряд полковника Михаила Ионова. Предусмотрительно она вела себя и во время восстаний на территории бывшего кокандского ханства, предпочитая занимать про-российскую или же нейтральную позицию. С 1881 года Курманжан Датка стала получать правительственную пенсию, а Император Николай II пожа-ловал ей специальный царский подарок – золотые дамские часы с изобра-жением государственного герба империи с цепочкой и брошью, украшен-ные бриллиантами и розами.
В июне-июле 1906 года, за полгода до смерти Курманжан Датка, в ходе Азиатско-китайской экспедиции, через Алтайскую долину проезжал рус-ский путешественник и будущий маршал Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм*.
*Маннергейм Карл Густав Эмиль (1867-1951) – барон, финский военный и государствен-ный деятель, генерал-лейтенант Русской императорской армии.
В своих походных дневниках Маннергейм оставил воспоминания об ал-тайских киргизах и, конечно, о встрече с самой «Алтайской царицей». Маннергейм был поражен тем, как просто 96-летняя мусульманка согла-силась сфотографироваться, да ещё и верхом на лошади. В 2004 году на проспекте (проспект Дзержинского) в дубовом сквере в Бишкеке Курман-жан Датка воздвигнут памятник. Её именем названы улицы в Бишкеке и Оше.
Второй исторической личностью того времени является Шабдан- батыр, сын Джантая, внук Карабека - крупный Сарыбагишский манап, один из потомков знаменитого Атаке - батыра. С ранних лет отец готовил Шабда-на на роль своего преемника, воспитывая его в согласии с моральными принципами степных кочевника, к коим относились преданность людям, усердие, честь, военная храбрость. В 1850 году Пишпекский бек Атабек отправил его в качестве заложника ко двору Кокандского хана Маллябе-ка. Одновременно с ним в ханской орде служили, ставшими, впоследствии, известными фигурами в киргизском обществе, баргинец Алымбек, солти-нец Байсеит, бугинец Кадыр и другие. Таким путём правители хана пыта-лись решить двоякую задачу: держать в повиновении киргизских кочевни-ков и подготовить на будущее верных и послушных себе родоначальни-ков.
В 1860 Шабдан в составе войска Канаат-хана участвовал в Узун – Агач-ском сражении против русской армии - в этом бою кокандцы потерпели поражение, Шабдан впервые увидел превосходство русской армии. Эта битва практически положила конец правлению кокандских феодалов в се-верной части Киргизии.
Оставаясь при ханском дворе, весной 1862 года Шабдан принял участие в обороне Ташкента от мятежников. Его храбрость, смелость и решитель-ность при боевых действиях были замечены и Кокандский хан назначил Шабдана комендантом г. Азрети-Султан (г. Туркестан). Но после того, как его отец Жантай Карабеков встал на сторону русских, Шабдан принял российское подданство и стал добросовестно служить русским властям.
Со своими джигитами он помогал начальнику Токмакского уезда Г. С. Загряжскому утверждать русское административное управление в Цен-тральном Тянь-Шане. В 1877 году принимал участие в военных действиях против Коканда – в операции против Палат - хана он командовал «лету-чим отрядом» в корпусе М. Скобелева. В 1878 году в составе отряда Сме-речинского казачьего войска под командованием барона Штакельберга, Шабдан со своими джигитами участвовал в экспедиции против Канадского ханства со стороны Нарынского укрепления в направлении Намангана. За храбрость, проявленную в этой экспедиции, он был награждён знаком во-енного ордена 4-й степени, а впоследствии и серебряной медалью в память покорения Канадского ханства. В том же 1878 году Шабдан со своими джигитами нёс разведочную службу в отряде войскового старшины Грин-вальда, за этот поход он был награждён большой золотой медалью на Ан-ненской ленте. В 1883 году Шабдан, от киргизского населения, был пред-ставителем на короновании Александра III. Там, ему было присвоено зва-ние войскового старшины, аналогичной чину полковника, пожалована се-ребряная медаль, а в память о скончавшимся Александре II- золотые часы.
Шабдан-батыр занимался благотворительной деятельностью. Так, обра-тившись с письмом к генералу М. Скобелеву, он обеспечил свободу более ста киргизам и казахам, приговорённым к смерти за протест против пере-селения русских в Среднюю Азию и Семиречье. Занимался и социальными проблемами - открыл и полностью финансировал частное медресе в Ке-мине, отправлял киргизских детей учиться русской грамматике в г. Вер-ный. За заслуги в мирное время Шобан был награждён памятной медалью походов в Средней Азии, а за благотворительность был отмечен знаком общества Красного креста. Как войсковому старшине, на похоронах Шобану-батыру были оказаны воинские почести Пишпекским военным оркестром и ружейным залпом отряда казаков. Шабдан-батыру возведены памятники на его родине в Кеминской долине и в столице Киргизии городе Бишкеке.
Оценивая исторический процесс присоединения Киргизстана к России, длившийся с 1855 по 1876 годы, можно сказать, что он был не только продолжительным, но и трудным, противоречивым – как мирным, так и военным – насильственным. Безусловно, все эти события имели решающее значение для судеб киргизского народа. Прекратились разорительные междоусобные феодальные войны, разжигаемые феодальной верхушкой, было уничтожено рабство.
Для России новые земли должны были стать дополнительным источни-ком дешевого сырья и рынком сбыта продукции набиравшей обороты промышленности. К тому же туда предполагалось переселить малоземель-ных крестьян России.
Переселение русских хлебопашцев в Киргизию началось в конце XIX века. Крестьяне с детьми, скотом, с домашним скарбом на телегах месяца-ми в зной и холод двигались на восток. В Профоргане, Чуйской и Талас-ской долинах, Иссык-кульской котловине Киргизии лежали целинные, плодородные земли, но без орошения они были бесплодны. Для строи-тельства оросительных каналов требовались инженерные знания и огром-ный труд. В 1910 году Царское правительство выделило средства на со-здание оросительной системы в долине реки Чу.
Специально созданное Переселенческое управление разработало систе-му льгот: прощение переселенцам всех недоимок, низкие цены на железно-дорожный билет, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей на крестьянский двор и т.д. Русские пересе-ленцы первой волны освобождались не только от податей, но и от воин-ской повинности. Кроме того, им выдавали материальную помощь для об-заведения хозяйством — бесплатный инвентарь, рабочий скот и прочее. Например, в селе Покровское (ныне Куршаб Ошской области) каждому хозяйству причитались две лошади, бричка, корова, 100 пудов хлеба, плуг и борона.
Коренное население Киргизии не знало земледелия. Лишь небольшая часть земель возделывалась ими в Ферганской, Чуйской, Атласской долине и Иссык – Кольской котловине. Сеяли преимущественно просо и ячмень, меньше – пшеницу.
Чтобы избежать недовольства местного населения, правительство дей-ствовало весьма осмотрительно. Как правило, для переселенцев подыски-вали неосвоенные, неорошаемые земли — пустующие либо лежащие на окраинах скотоводческих кочевий. С крупными землевладельцами власти заключали договоры и покупали у них землю. Платили, в числе прочего, и за так называемые неиспользуемые участки. Перекосы в земельных отно-шениях - конечно были. Это происходило прежде всего из - за алчности манапов, которые сдавали в аренду, а иногда и продавали богатым пере-селенцам родоплеменные земли.
Выходцы из России обосновывались на новых землях селами. Строили дома, прокладывали вдоль улиц поливные арыки, высаживали деревья — тополь, карагач, акацию или плодовые. В центре села обычно располага-лась площадь, на которой в первую очередь возводили каменную церковь. Затем — школу, а в некоторых крупных поселениях и женские приходские училища. Открывались амбулаторные фельдшерские пункты, персонал которых состоял из врача и одного-двух помощников. Там обслуживались и коренные жители. В переселенческих селах имелись базары или торго-вые ряды, различные магазины, лавки, мельницы, пекарни, кузницы, ре-месленные мастерские. Были свои портные, сапожники, печники, бондари. Некоторая продукция была популярна и у местного населения.
На распаханной целине русские выращивали хлопчатник, пшеницу, ку-курузу, кормовые культуры. В личном хозяйстве преобладали огородни-чество и садоводство: сажали картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, огурцы, помидоры и прочие овощи. Помимо привычных для жителей Центральной России яблонь, вишен, слив и ягодных кустарников, на юге Киргизии и в Чуйской долине в садах новоселов росли абрикосы, персики, груши, черешня, виноград. Крестьяне занимались пчеловодством, держа-ли корова и свиней, разводили птицу.
В каждом переселенческом селе выбирались староста и его заместитель, их деятельность контролировалась русской администрацией и участковым приставом. Несколько сельских обществ объединялись в волость. На во-лостных съездах избиралось волостное управление, которое утверждалось военным губернатором. В судебно-административном отношении поселки подчинялись начальникам уездов, однако за небольшие проступки винов-ных мог наказать выборный староста.
С установлением первых контактов, земледельцы местных национально-стей стали присматриваться к новым для них сельскохозяйственным ору-диям — железному плугу, сенокосилке, бороне. Настоящий переворот в заготовке кормов произвела коса. Под влиянием русских у коренного населения происходили изменения не только в хозяйственной деятельно-сти, но и в самом образе жизни — распространялись ранее малоизвестные знания в области строительства, медицины, агрономии, ветеринарии.
Хочу более подробно остановиться на истории заселения Приис-сыккулья нашими соотечественниками - русскими крестьянами – пересе-ленцами из Российской Империи. Известный русский путешественник, по-следователь П.П. Семёнова - Тян - Шанского – П. Северцов, во время сво-его путешествия, в записках 1867 года упомянул о встрече с первым кре-стьянином-ходоком, добравшимся до Иссык-Куля и жившим там уже два года. Звали его Пётр Иванович Трофименко – лет сорока, высокий, русо-бородый. При нём была жена Анна, малолетний сын Семён и дочь Маша.
Пётр Трофименко прибыл в Семиречье с обозом переселенцев из Са-марской губернии. Сперва он жил около крепости Верный, затем пере-брался за Кунгей-Алатау на Иссыь-Куль. Там он работал на постройке Аксуйского укрепления. Там сошелся с местными кочевниками, изучил киргизский язык. Мастер на все руки – он построил мельницу, приобрёл лошадей, засеял пшеницей киргизские поля с оплатой из урожая. Затем стал промышлять извозом: возил хлеб и поставлял муку на Аксуйский пост. Трофименко написал письма своим друзьям-землякам, которые стали новыми поселенцами в крае.
В 1871 году в Ак-Су было уже 215 дворов. Отношение первых пересе-ленцев с местными иссык-кульскими жителями сразу сложились добросо-седскими и дружественными. К 1902 г. построили школу. Первые учителя прибыли из Верного: Аграфена Фёдоровна и Ольга Кирилловна. По дан-ным старожилов и Каракульского краеведческого музея, именно Пётр Иванович Трофименке был один из первых переселенцев Прииссыккулья.
А вот рассказ Игната Ивановича Фогочёва, который несколько позже с товарищами два месяца добирался в Ак-Су с семьёй и тремя детьми. «Ме-ня, - говорил он, - как только вступили на землю Прииссыккулья, очарова-ли своей первозданной красотой голубой Иссык-Куль в ожерелье величе-ственных гор, прекрасная природа. Горные реки с чистой, как хрусталь водой, радушное киргизское гостеприимство, понравилось село, располо-женное на крутом берегу бурной реки Ак-су (Белая вода), красиво вписав-шееся в горный ландшафт». Вскоре на этом месте вырастет город Прже-вальск (нынче Каракол), ставший областным центром Иссык-Кульского уезда.
Первые жители села Тюп (Преображенское) были крестьянами–переселенцами из Калужской губернии. Это Семён Кулагин и Михаил Тю-рин. Бывшие крепостные, простые труженики, они появились здесь в конце 1860-х годов. Работали в поте лица: заготовляли лес, носили камни, гра-вий, расчищали площадки под дома. Семён Кулагин сознавал, что надо завоевать доверие местных жителей и потому предупреждал односельчан: «Мы должны уважать киргизов, ведь мы приехали не на время. Надо жить в мире, а насильно никому мил не будешь».
Именно по этим людям «дети гор» судили о России и русском народе. Семёна Кулагина избрали старостой села. Здесь же на сходе решили назвать посёлок Преображенским. Киргизы же называли его «россиянин каштаны» - «русское село». В 1881 году в селе было 423 двора. Дома строили вдоль дороги, которая шла из Пржевальска в
Пишпек. Село заселили переселенцы из Курской, Воронежской, Полтав-ской, Харьковской и других губерний. Крестьяне занимались земледели-ем, пчеловодством, рыбной ловлей, охотой.
История села Покровка (Сливкино), рядом на Южном берегу озера бе-рёт своё начало с 1863 года, когда на реке Чон-Кызыл Су возник неболь-шой русский посёлок, основанный переселенцем Сливиным. В 1872 году сюда приехали поселенцы Н.И. Федотов, В.С. Гребенщиков, Н.Ф. Свири-дов, М.Н. Конкин. Дома ставили вдоль дорог с большими приусадебными участками. Вначале было четыре улицы: Средняя, Сергачи, Кавказская, Покровская. К 1875 году насчитывалось уже 300 дворов. Осенью того же года в честь православного праздника Покрова село назвали Покровкой. В 1885 году в селе появилась первая школа – вначале мужское одно клас-сное училище, преобразованное в двухклассное училище. Кто имел воз-можность учиться дальше, тот ехал в г. Каракол в мужское четырёхкласс-ное училище.
На Северном берегу озера село Ананьево (Сазановка), по имени героя панфиловца, основано в 1872 году. Первым поселенцем был Андрей Ива-нович Колесников. Затем появились ещё несколько семей, которые на пер-вых порах приютились в овраге - удобном для строительства землянок. Крестьяне – переселенцы были из Воронежской, Курской, Харьковской, Полтавской, Астраханской, Тобольской и Томской губерний. Они получа-ли наделы по 1 десятине на одну мужскую душу и стали строить дома вдоль почтового тракта Пешек-Пржевальск. В 1872 по этой дороге про-шла первая колёсная тройка, а с 1900 г. проложена первая почтовая ли-ния. В 1909 появилось телеграфное отделение. Здесь располагалась во-лость, в селе были волостной старшина и сельский староста. В 1913 году в Сазановке были приходская, русско-туземная школа, почтово-телеграфное отделение, волостной суд, врачебный участок с врачом и фельдшером, ветврач.
Село Григорьевка было основано в 1910 году. Село Чолпон-Ата - в дальнейшем центр курортной зоны - в 1912 году. До этого здесь был ка-раван-сарай для проезжих купцов, а затем, Киселёвым, в 1905 году была организована конно-почтовая станция.
К Иссык-Кулю я испытываю особые чувства. Там, в пионерских лаге-рях, прошла часть моего счастливого детства – говорю об этом без иро-нии. Иссык-Куль доброжелательно принимал меня и в зрелом возрасте. Там, по профсоюзным путёвкам, я отдыхал в замечательном санатории «Голубой Иссык-Куль» и доме отдыха «Чолпон-Ата». Этому озеру я по-святил одно из своих стихотворений:
Иссык-Куль
В серебре пики гор, голубая вода,
Ты меня принимал словно друга всегда.
Вот поля окропились в малиновый цвет -
Это лето пришло и зацвёл эспарцет.
Терпкий запах полыни несёт ветерок.
Знойный пляж. Ступни ног обжигает песок.
Я с разбега бросаюсь в объятья твои -
Незаметно проходят счастливые дни!
Как мне было беспечно, как было легко!
Тихий голос с небес: «не плыви далеко…»
То ли Ангел - хранитель, то ли мама моя,
Но уносит порой нас в иные края.
Память крутит с волнением ретро - кино,
Это было недавно, это было давно…
В 1870 году в Токмаке открылась первая в Киргизии приходская школа, 1879 году в Пипетке (центр одноименного уезда) — приходское училище, а в 1887 году приняла учеников первая в Киргизии Ошская русско-туземная школа, в 1888-м — Пржевальская сельскохозяйственная школа, в 1894-м — сельскохозяйственная школа в Пипетке.
В 1912 году открылась Пишпекская мужская гимназия — первое сред-нее учебное заведение в Киргизии. В 1913 году работали уже четыре го-родские больницы (в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске и Оше). В 1908–1911 годах были проложены узкоколейные железные дороги между стан-циями Скобелево (Фергана) и Кызыл-Кия, Драгомирово и Сулюкта. В 1908 году построена железнодорожная ветка Андижан — Джалал-Абад, а в 1915-м Джалал-Абад соединили рельсами с Грунчмазаром.
Прошло 25 лет со времени покорения Туркестана. Тревоги войны были забыты, край успокоился, российская власть утвердилась прочно на всём на всём обширном пространстве. За это короткое время в столице Турке-стана Ташкенте, словно из-под земли вырос новый русский город – об-ширный, богатый, нарядный. В нём - более тысячи домов европейской по-стройки, утопающих в зелени густых садов, а также административные здания, культурные учреждения, гимназии, большие магазины, гостиницы. В праздничные и царские дни раздаётся торжественный звон колоколов, призывающий православных людей в храмы Божьи.
Россия в Туркестане исполняла благородную миссию, внося в нее евро-пейскую цивилизацию, расширяя человеческие знания, вводя новые пле-мена в семью цивилизованных народов и это, была высшая польза, какую когда- либо извлекал мир от подобных войн начиная с Александра Маке-донского.
Юрий Фадеев
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |