Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Март » 24 » С.Х. Карпенков. Наука жизни
    00:07
    С.Х. Карпенков. Наука жизни

    Ценить по делам

    Приобщение к благородному труду и добросовестное отношение к делу – именно так приучают благоразумные родители своих детей с самого раннего возраста, пока они не утратили способности восхищаться всем прекрасным и по-настоящему ценить все возвышенное и глубоко нравственное, дарованное каждому человеку природой и Богом.

    Своими руками

    После окончания с золотой медалью Литвиновичской школы в Кормянском районе на Гомельщине я получил аттестат о среднем образовании с отличными оценками по всем предметам и свидетельство столяра четвертого разряда. Практические и теоретические знания столярного дела и владение инструментами пригодились мне в дальнейшем, когда, учась на дневном отделении в университете, я работал лаборантом и механиком и участвовал в научных геофизических экспедициях и в строительных отрядах. Особенно они были востребованы, когда на старших курсах и будучи аспирантом я проводил самостоятельно экспериментальные исследования, весьма непростые в технологическом исполнении. Тогда своими руками приходилось выполнять очень тонкую работу: проводить измерения в широком диапазоне температур в слабых и сильных магнитных полях, что требовало не только фундаментальных знаний, но и большого мастерства экспериментатора. Да и в быту и на даче владение столярными и слесарными инструментами оказались не лишними.

    Трудовые навыки и практический опыт нужны в любом деле в повседневной жизни. Поэтому с уверенностью могу утверждать: трудовое обучение во всех классах средней школы приносит пользу. Это отнюдь не развлечение, подобное современному бездумному погружению в компьютерный мир, а очень важная и необходимая составляющая полноценного образования. Оно становится более значимым, если в семейном кругу еще с раннего детства прививается любовь к труду.

    Опыт дороже тысячи мнений

    С поступлением в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова я попал в интеллигентную среду, где воспитанные, тактичные и высокообразованные люди по достоинству ценили и до сих пор ценят деловые качества человека: стремление к знаниям, прилежную учебу и научные достижения вне зависимости от его социального происхождения.

    Многие университетские преподаватели были кандидатами и докторами наук. Такие высокие ученые степени присваиваются соискателям, проводящим исследования, основанные, как правило, на экспериментах и опытах. Именно экспериментальные исследования, а не абстрактные рассуждения высоко ценил великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, основатель Московского университета. Он утверждал: Опыт дороже тысячи мнений, рожденных воображением. Это утверждение особенно актуально сегодня, когда существенно расширилась технологическая база экспериментальных исследований во всех отраслях науки, которые значительно усложнились и требуют немалых материальных и финансовых средств, чтобы получить новые научные результаты.

    С учеными степенями и званиями были и другие преподаватели в университете, весьма далекие от естественно-научного познания. На естественных факультетах их было сравнительно немного. Критерий защиты диссертаций для них был не опыт, а пространные рассуждения. Соискатели таких степеней были весьма ограниченными в познании мировой философии, всеобщей и отечественной истории.

    Преподаватели университета в большинстве своем превосходно владели высоким методическим мастерством объяснять студентам сложнейшие и абстрактные вопросы на доступном и понятном языке. Кроме того, они, как правило, проводили исследовательскую работу на высоком уровне.

    В 2004 году в научно-популярной серии Выдающиеся ученные физического факультета МГУ издательство Логос выпустило мою книгу Роман Владимирович Телеснин. В лаборатории профессора Телеснина, известного ученого-физика, одного из основоположников отечественной микроэлектроники, начиналась моя научная и педагогическая деятельность. Экспериментальная установка, на которой я проводил сложнейшие исследования в течение многих лет, находилась прямо в его кабинете. В лаборатории были созданы все условия для творческой инициативы и продолжались славные традиции первой физической школы в России, созданной профессором П. Н. Лебедевым, признанным во всем мире ученым.

    Ректор принимал посетителей всегда

    Университетские педагоги с большим опытом преподавания проявляли родительскую заботу о студентах. И для нас университет был вторым домом, где мы жили, учились и были бесконечно счастливы, шаг за шагом продвигаясь к вершине знаний. Этот уникальный дом был не просто вторым, а по-настоящему родным, куда хотелось вернуться всегда, особенно летом, после напряженной работы от зари до зари в студенческих строительных отрядах и увлекательных экспедиций, где решались несложные исследовательские задачи, важные для дальнейших научных изысканий.

    Уважительные и доброжелательные отношения преподавателей к студентам и аспирантам во многом исходили от ректора университета Ивана Георгиевича Петровского, талантливого руководителя, человека большого ума и совести, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, выдающегося математика с мировым именем. Ректор университета, удивительно обаятельный человек, был доступен для всех: студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников вне зависимости от их ученых званий, степеней и должностей. У него не было часов приема, а его секретарь никогда не отмахивалась от посетителей, не говорила: Ректор занят, приходите завтра. Иван Георгиевич принимал посетителей всегда, если не был занят неотложными делами, а в его приемной никогда не было столпотворения.

    Выдающийся отечественный ученый Иван Георгиевич Петровский в совершенстве владел не только математикой, но и наукой управления, основанной на системном подходе при решении разных вопросов, при котором каждый занимается своим любимым делом. Научные достижения университетских ученых и педагогов того времени выводили отечественную науку и образование на мировой уровень.

    При решении кадровых университетских вопросов ректор исходил из потенциальных возможностей претендентов на должность, оценивая их профессиональные знания, творческие способности и деловые качества. Ему принадлежат слова: Я не спрашиваю вас, кто занимается этим вопросом. Мне нужен тот, кто его решает.

    Особенно большую организаторскую и многоплановую работу проводил при согласовании проектной документации и строительстве огромного университетского комплекса на Воробьевых горах, оригинального по своему многофункциональному назначению и архитектурному воплощению.

    При содействии Ивана Георгиевича, проявлявшего заботу о широкой доступности образования, по инициативе академика А. Н. Колмогорова в Москве в 1963 году была создана физико-математическая школа-интернат при МГУ имени М. В. Ломоносова. Ныне она называется Специализированный учебно-научный центр МГУ, или Школа имени А. Н. Колмогорова. В эту школу на конкурсной основе отбираются наиболее одаренные школьники старших классов, проживающие вне Москвы. В отборе участвовал и я – будучи аспирантом, принимал экзамены по физике у школьников в Свердловске, Перми и Челябинске (1971, 1972) и, кроме того, проводил занятия в летней физико-математической школе, где лекции читали академики А. Н. Колмогоров и П. С. Александров.

    Поступить в МГУ и тем самым покорить Воробьевы горы, называвшиеся тогда Ленинскими горами, стремились многие молодые люди. Конкурс был огромен, особенно для абитуриентов естественных факультетов. Самый большой был на физическом факультете: свыше двадцати человек на место.

    Занимая более двух десятков лет высокий ректорский пост, Иван Георгиевич стремился помочь каждому преподавателю и сотруднику, проявляя отцовскую заботу, чтобы они на работе добросовестно трудились и чувствовали себя как дома, а студенты при этом прилежно учились и, приближаясь к научной истине, испытывали великую радость познания гармонии природы и человека.

    Счастлив тот человек, который ощутил в полной мере родительскую заботу, наполненную любовью, не только дома, но и во время учебы, и на работе и сумел передать ее своим детям, дабы они любили родителей и ближнего своего, а их ценили по делам благородным.

    Степан КАРПЕНКОВ, ученый, педагог и публицист. Заслуженный деятель науки Российской Федерации

    Фото предоставлено автором

    Подпись: Степан Карпенков – студент второго курса МГУ имени М. В. Ломоносова

    Оригинал публикации: областная газета Гомельская правда

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 395 | Добавил: Elena17 | Теги: степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru