Ценить по делам
Приобщение к благородному труду и добросовестное отношение к делу – именно так приучают благоразумные родители своих детей с самого раннего возраста, пока они не утратили способности восхищаться всем прекрасным и по-настоящему ценить все возвышенное и глубоко нравственное, дарованное каждому человеку природой и Богом.
Своими руками
После окончания с золотой медалью Литвиновичской школы в Кормянском районе на Гомельщине я получил аттестат о среднем образовании с отличными оценками по всем предметам и свидетельство столяра четвертого разряда. Практические и теоретические знания столярного дела и владение инструментами пригодились мне в дальнейшем, когда, учась на дневном отделении в университете, я работал лаборантом и механиком и участвовал в научных геофизических экспедициях и в строительных отрядах. Особенно они были востребованы, когда на старших курсах и будучи аспирантом я проводил самостоятельно экспериментальные исследования, весьма непростые в технологическом исполнении. Тогда своими руками приходилось выполнять очень тонкую работу: проводить измерения в широком диапазоне температур в слабых и сильных магнитных полях, что требовало не только фундаментальных знаний, но и большого мастерства экспериментатора. Да и в быту и на даче владение столярными и слесарными инструментами оказались не лишними.
Трудовые навыки и практический опыт нужны в любом деле в повседневной жизни. Поэтому с уверенностью могу утверждать: трудовое обучение во всех классах средней школы приносит пользу. Это отнюдь не развлечение, подобное современному бездумному погружению в компьютерный мир, а очень важная и необходимая составляющая полноценного образования. Оно становится более значимым, если в семейном кругу еще с раннего детства прививается любовь к труду.
Опыт дороже тысячи мнений
С поступлением в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова я попал в интеллигентную среду, где воспитанные, тактичные и высокообразованные люди по достоинству ценили и до сих пор ценят деловые качества человека: стремление к знаниям, прилежную учебу и научные достижения вне зависимости от его социального происхождения.
Многие университетские преподаватели были кандидатами и докторами наук. Такие высокие ученые степени присваиваются соискателям, проводящим исследования, основанные, как правило, на экспериментах и опытах. Именно экспериментальные исследования, а не абстрактные рассуждения высоко ценил великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, основатель Московского университета. Он утверждал: “Опыт дороже тысячи мнений, рожденных воображением”. Это утверждение особенно актуально сегодня, когда существенно расширилась технологическая база экспериментальных исследований во всех отраслях науки, которые значительно усложнились и требуют немалых материальных и финансовых средств, чтобы получить новые научные результаты.
С “учеными” степенями и званиями были и другие преподаватели в университете, весьма далекие от естественно-научного познания. На естественных факультетах их было сравнительно немного. Критерий защиты диссертаций для них был не опыт, а пространные рассуждения. Соискатели таких степеней были весьма ограниченными в познании мировой философии, всеобщей и отечественной истории.
Преподаватели университета в большинстве своем превосходно владели высоким методическим мастерством объяснять студентам сложнейшие и абстрактные вопросы на доступном и понятном языке. Кроме того, они, как правило, проводили исследовательскую работу на высоком уровне.
В 2004 году в научно-популярной серии “Выдающиеся ученные физического факультета МГУ” издательство “Логос” выпустило мою книгу “Роман Владимирович Телеснин”. В лаборатории профессора Телеснина, известного ученого-физика, одного из основоположников отечественной микроэлектроники, начиналась моя научная и педагогическая деятельность. Экспериментальная установка, на которой я проводил сложнейшие исследования в течение многих лет, находилась прямо в его кабинете. В лаборатории были созданы все условия для творческой инициативы и продолжались славные традиции первой физической школы в России, созданной профессором П. Н. Лебедевым, признанным во всем мире ученым.
Ректор принимал посетителей всегда
Университетские педагоги с большим опытом преподавания проявляли родительскую заботу о студентах. И для нас университет был вторым домом, где мы жили, учились и были бесконечно счастливы, шаг за шагом продвигаясь к вершине знаний. Этот уникальный дом был не просто вторым, а по-настоящему родным, куда хотелось вернуться всегда, особенно летом, после напряженной работы от зари до зари в студенческих строительных отрядах и увлекательных экспедиций, где решались несложные исследовательские задачи, важные для дальнейших научных изысканий.
Уважительные и доброжелательные отношения преподавателей к студентам и аспирантам во многом исходили от ректора университета Ивана Георгиевича Петровского, талантливого руководителя, человека большого ума и совести, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, выдающегося математика с мировым именем. Ректор университета, удивительно обаятельный человек, был доступен для всех: студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников вне зависимости от их ученых званий, степеней и должностей. У него не было часов приема, а его секретарь никогда не отмахивалась от посетителей, не говорила: “Ректор занят, приходите завтра”. Иван Георгиевич принимал посетителей всегда, если не был занят неотложными делами, а в его приемной никогда не было столпотворения.
Выдающийся отечественный ученый Иван Георгиевич Петровский в совершенстве владел не только математикой, но и наукой управления, основанной на системном подходе при решении разных вопросов, при котором каждый занимается своим любимым делом. Научные достижения университетских ученых и педагогов того времени выводили отечественную науку и образование на мировой уровень.
При решении кадровых университетских вопросов ректор исходил из потенциальных возможностей претендентов на должность, оценивая их профессиональные знания, творческие способности и деловые качества. Ему принадлежат слова: “Я не спрашиваю вас, кто занимается этим вопросом. Мне нужен тот, кто его решает”.
Особенно большую организаторскую и многоплановую работу проводил при согласовании проектной документации и строительстве огромного университетского комплекса на Воробьевых горах, оригинального по своему многофункциональному назначению и архитектурному воплощению.
При содействии Ивана Георгиевича, проявлявшего заботу о широкой доступности образования, по инициативе академика А. Н. Колмогорова в Москве в 1963 году была создана физико-математическая школа-интернат при МГУ имени М. В. Ломоносова. Ныне она называется Специализированный учебно-научный центр МГУ, или Школа имени А. Н. Колмогорова. В эту школу на конкурсной основе отбираются наиболее одаренные школьники старших классов, проживающие вне Москвы. В отборе участвовал и я – будучи аспирантом, принимал экзамены по физике у школьников в Свердловске, Перми и Челябинске (1971, 1972) и, кроме того, проводил занятия в летней физико-математической школе, где лекции читали академики А. Н. Колмогоров и П. С. Александров.
Поступить в МГУ и тем самым покорить Воробьевы горы, называвшиеся тогда Ленинскими горами, стремились многие молодые люди. Конкурс был огромен, особенно для абитуриентов естественных факультетов. Самый большой был на физическом факультете: свыше двадцати человек на место.
Занимая более двух десятков лет высокий ректорский пост, Иван Георгиевич стремился помочь каждому преподавателю и сотруднику, проявляя отцовскую заботу, чтобы они на работе добросовестно трудились и чувствовали себя как дома, а студенты при этом прилежно учились и, приближаясь к научной истине, испытывали великую радость познания гармонии природы и человека.
Счастлив тот человек, который ощутил в полной мере родительскую заботу, наполненную любовью, не только дома, но и во время учебы, и на работе и сумел передать ее своим детям, дабы они любили родителей и ближнего своего, а их ценили по делам благородным.
Степан КАРПЕНКОВ, ученый, педагог и публицист. Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Фото предоставлено автором
Подпись: Степан Карпенков – студент второго курса МГУ имени М. В. Ломоносова
Оригинал публикации: областная газета Гомельская правда
|