Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [6252]
- Аналитика [5777]
- Разное [2247]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Март » 26 » Г.М. Солдатов. КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ» (АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА) - к 135-летию со дня рождения
    05:02
    Г.М. Солдатов. КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ» (АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА) - к 135-летию со дня рождения

    КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ»

    (АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА)

     

     «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас» промолвил я, стучась в дверь. “Аминь” раздалось из келии, в которую я затем вошёл. За столом около окна сидел архимандрит Константин (Зайцев). Повернувшись ко мне, он прервал чтение одного из многочисленных журналов, находившихся стопкой перед ним на столе, и начал пристально меня рассматривать. Я ему передал рекомендательное письмо от Преосвященного Владыки Серафима (Иванова). Он внимательно стал его читать, а я занялся рассматриванием его келии. Фактически - нечего было рассматривать. Стол перед окном, с правой стороны кровать, над которой было несколько икон, с левой стороны к стене была прибита полка, на которой было несколько книг, и за занавеской висела одежда. Вот и всё, что было в келии. Да, ещё на полке рядом с книгами была коробка, на которую я тогда не обратил внимания.

    Отец Архимандрит внимательно прочел письмо и затем сказал мне – «я должен еще окончить разбор газет и журналов, после чего я займусь тобой – приходи через час».

    Ровно через час я опять стучал в дверь к о. Константину. Неторопливо он взял с полки Святое Писание и молитвенник и сказал мне: «пойдем!».

    Спустившись со второго этажа, на котором была его келия, по дорожке молча, он повел меня к храму. Войдя в церковь, он перекрестился и начал подходить по очереди к иконам и святыням на аналоях, вдоль стен. Я старался во всем ему подражать. Окончивши прикладывание, он сел на скамеечку и указал мне место рядом с собой. «Что ты только что делал?» спросил он меня. «Как что?» ответил я – молился перед иконами Спасителю, Божией Матери и Святым о себе и о родных, наставниках чтобы всем было дано здоровье и защита от зла. «И это все?» спросил о. Константин. Я недоуменно на него смотрел, не зная, что сказать. Отец Константин смотря на меня, ласково сказал «как я вижу тебя нужно учить молиться с азов». Услышав такие слова, у меня разгорелась гордыня, и я подумал: «о чем он говорит? Я орарный иподиакон много лет прислуживал Архиереям, учил Закон Божий, а тут вдруг я не знаю, как молиться? Отец Константин внимательно смотрел на мое лицо и, как будто бы читая мои мысли, опять спросил – «к примеру, ты встречаешь друга, что ты ему говоришь?» «Как что?» – «доброе утро или день или здравствуй, или как поживаешь! ответил я. «А когда ты жил с семьей, то, что ты говорил родным утром? «Доброе утро!» ответил я. «Ага!» сказал о. Константин – «вот мы уже подходим ближе к главному.

    «Придя в храм к иконам, ты от гордости думаешь только о своем «я» и «я». «Нужно научиться смотреть на все происходящее вокруг нас и думать иначе, чем ты делал раньше – здесь в монастыре все составляют большую семью. Встречая духовных лиц, ты просишь у них благословения и здороваешься. Господь, Пресвятая Богородица и

    Святые они также невидимо с нами насельниками. Приходя в храм, ты видишь их изображения и так же утром ты с ними должен здороваться, а не первым делом спрашивать «дай мне то», «дай мне это». Апостолы и первые христиане жили на Святой Земле, Ближнем Востоке и там люди приветствовали друг друга поцелуем как это прекрасно указано в Послании к римлянам. Апостол Павел в поручении сказал приветствовать друг друга целованием (Рим. 16, 1-16). Этот пример перешел к нам. Так вот пойдем опять по церкви и на этот раз, поздоровайся со Святыми, которые здесь с нами». Я прикладывался к Святыням на этот раз уже с иным чувством, чем это делал прежде. Среди святынь как помню, были частицы мощей Преп. Серафима Саровского, Св. Великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

    После этого усевшись опять на скамеечку о. Константин сказал - «вот ты поздоровался с Господом, Его Пречистой Матерью и Святыми а, теперь не торопясь, можешь обращаться к ним с просьбами». «А вечером, когда придешь в храм перед сном, то ты попрощайся с ними, ибо не знаешь, увидишь ли их на следующий день – ибо мы должны всегда помнить что каждый день для нас может быть последним. А пока вот тебе имена трех святых. Читай их жития и расскажешь мне через два дня, в чем они отличаются друг от друга и чему мы должны у них учиться».

    В семинарии я прослушал курс лекций о. Константина «Пастырское Богословие» и должен сказать, что мало духовных лиц при исповеди замечают то, на что обращал он внимание. Для него соблюдение постов, десяти заповедей и другого принималось как нормальное для православного христианина. Главным образом он обращал внимание на устремление мыслей, душевных переживаний и на духовное усовершенствование верующего. Так, например он спрашивал, какие книги читаются и чему из них следует научиться. Он советовал, какие книги нужно читать, как искать в них главное чему в них учиться и на что обращать внимание. Он учил на исповеди как искать в каждом человеке добрые качества и как прощать обиды.

    Через несколько дней о. Константин опять повел меня в церковь. Опять после прикладывания к святыням мы сели на скамеечку он меня спросил: «ты Георгий подходишь ко мне и другим отцам за благословением и просьбой молитв о тебе, а ты сам молишься ли Господу за тех, у кого просишь благословения и молитвы за себя?». «Ведь и за своих духовных отцов нужно молиться! Также как ты, так и они тоже нуждаются в молитвах за них».

     «Ну, вот теперь ты знаешь, что делать и как вести себя здесь в верхнем храме. Пойдем в нижний». «В этом храме живет наша Русь. Не Русь Зарубежная, но та, которая ушла из России и пока спит, чтобы потом вернуться к себе домой, когда не будут там свирепствовать советские звери. Эта Православная Русь с нами, в нашем монастыре, она живет в каждом из нас – это наша Святая Русская Поместная Церковь. Мы живем с ней, а она с нами, где бы мы ни оказались в мире. Вот приложись к образу, в котором частица мощей Преподобного чудотворца Иова, игумена Почаевского. Он прославился подвижнической жизнью и участвовал в защите Православия от унии с Римом. Вот подойдем к этой раке, в ней вложены 80 частиц свв. мощей Угодников Божиих из

    пещер Киевской Лавры. Здесь основоположники русского монашества и строители России: Преп. Летописец Нестор, иконописец Алипий, Св. Кн. Никола (Святослав), Преп. Илья-Муромец, Феодосий архиеп. Черниговский и многие другие. Смотри на иконы и святыни разве ты не чувствуешь здесь присутствие этих угодников Божиих? Здесь не только присутствует Святая Русь, но Вселенское Православие, здесь много частиц мощей с Афона, Св. Земли, Константинополя и других мест. Поэтому здесь в монастыре все, что нужно для спасения души и возможности послужить Господу. Никуда не нужно ехать в поисках правды, ибо она здесь. Нужно научиться ее видеть и понимать! (Отец Константин только один раз уезжал из монастыря, и это произошло по распоряжению Синода для его присутствия на собрании духовенства в Нью-Йорке.)

    Отец Константин тщательно соблюдал обеты монашества: послушания и безгрешности. Будучи редактором, с 1950 г. журнала «Православная Русь», он получал большое количество почты, среди которой были конверты с пожертвованиями. Деньгами он совершенно не интересовался, не считая, кладя их в коробку на полке. Бывало, к нему приходили семинаристы с просьбой: «Отец Константин я хотел бы поехать повидать родителей! Нет денег у меня на билет, можете мне, пожалуйста, помочь?» Ответ о. Константина был всегда одинаков «Возьми, сколько нужно из коробки на полке!» Насельники монастыря привыкли видеть свет в окне о. Константина до полу ночи и бывало еще позже, когда он читал прессу и готовил статьи. Как он говорил, в позднее время никто не отрывает его от работы. Отец Константин серьезно относился к обязанностям воспитателя будущих священнослужителей, стараясь на лекциях не только познакомить семинаристов с Православием, но жить в нем и быть благодарным Спасителю за возможность быть с Ним. Многие паломники, читатели Журнала «Святая Русь» стремились встретиться и поговорить с отцом Константином. Он им открывал бывшие для них русские духовные и культурные скрытые сокровищницы: новая литература, для чтения, которая столетиями копила опыт знания жизни, нежели та которой они увлекались, и которую им рекомендовали в школах и университетах для чтения. Он рекомендовал им читать: классические творения религиозных гениев – Святого Василия Великого о творении земли, Лествицу Св. Иоанна игумена Синайской горы, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Затворника, И. Концевича - Оптина Пустынь и ее время и многих других. По русской истории он рекомендовал им читать книги, изданные в издательствах РПЦЗ.

    Что же так притягивало людей к отцу Константину? Он был одним из исключительных людей на земле обладавших способностью, что для него раздвигались границы, пространства и время, и ему Спаситель дал видеть прошлое и будущее, также как и настоящее. Знания прошлого он черпал из чтения творений Святых Отцов, а настоящее из получаемых со всего мира им многочисленных на разных языках журналов и газет.

    Перед тем как я приехал в монастырь во время купания в лагерном озере я потерял свой крестик. Я сказал об этом, о. Константину, а также что мать дала мне деньги для покупки золотого крестика. Но о. Константин сказал «золотой крестик это показывает гордость и самолюбие, любой крестик свят для верующего – возьми вот и носи деревянный крестик, и он тебя будет защищать от зла, напоминая Спасителя».

     

    ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ПОСЛУШНИК. *)

     

    Отец Константин если я захотел бы стать Вашим послушником, то с чего было бы мне начинать?

    Начинать ответил он, нужно было бы тебе с того, что Спаситель сказал юноше: «продай и раздай все что имеешь» (Лк. 18, 22). Вот ты Георгий стоишь передо мной, готовый следовать за Христом: отдай свой автомобиль, оставь свою келию в семинарском общежитии со всем, что там находится. Возьми книги для курсов и смену одежды и займи келию в этом монашеском здании – одна из них сейчас свободна. Ты узнаешь, что есть внутренний мир, который не ограничен малой келией, когда твой взор охватывает весь мир, все миры – когда двери к Духу Божьему открываются и никакой человек не может их закрыть, когда имеется действительная свобода и богатство. Ты должен понять что, правда, в том, что ты принадлежишь полностью Спасителю: твое время, таланты, все остальное и Он всегда с тобой. Бог знает в Своей Мудрости, куда тебя определить и где использовать данные тебе таланты и то умение, которое не было ранее известно, и которое может быть более ценно. Твое тело состоит из многих частей, но они все объединены и живы. Никакие две части тела не исполняют ту же задачу. Церковь – Тело Христа. Поскольку наш монастырь часть Церкви, то и он исполняет волю Всевышнего. Все живущие в обители насельники часть всего целого и каждый из них имеет определенную обязанность. Ставши послушником, ты не можешь без благословения покидать обитель. Ты должен будешь, есть то, что другие монашествующие, посещать все богослужения со всеми, каждую неделю ты будешь исповедываться и получать от меня наставление. В храме ты должен быть на клиросе, а перед богослужением пойти в нижний храм и помолится перед мощами Угодников Киево-Печерских и иконой Св. игумена Иова Почаевского.

    Будешь как прежде учиться в семинарии, и исполнять монастырские послушания. Когда становишься послушником, то ты начинаешь, духовно расти в своих знаниях и талантах служения Богу. Когда у тебя будет свободное время, ты должен читать полезные книги, которые станут тебе друзьями. Ты должен будешь учиться всему, что ведет к правде и совершенствоваться в понимании фактов: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3, 18) Среди людей ты будешь выбирать в друзья только тех, кто друг Христу.

    Но если ты представляешь себе исключительно только житье на земле, в чем у меня сомнение, то живи полностью теперь. Можешь забыть о хорошем честном и примерном поведении, так как тебе нечего опасаться за последствия. Ты можешь наслаждаться жизнью в свое личное удовольствие, не обращая на мнение других людей, думая, что твое поведение не будет иметь последствий. Ты можешь мечтать чего ты хочешь в жизни и достичь в чем твои лучшие способности и ты, вероятно, сможешь осуществить свои мечты. Но все же успех в жизни и исполнение цели жизни это разные цели. Во мнении многих людей ты сможешь достичь успеха в жизни, но при этом ты не осуществишь плана того, для чего тебя сотворил Бог. Спаситель сказал «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Человек сотворен для Бога, а не наоборот и человек должен делать то, что от него хочет Бог. В Священном Писании сказано «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8, 6). Многие люди поступают не правильно ставя себя не на то место где полагается им быть, думая о том что хотелось бы им в жизни: хочу приятно поесть, комнату с хорошим видом, удобную одежду ставя эти материальные предметы для себя как цель к которой они стремятся, но как послушник ты никогда не найдешь при таких мечтаниях причины для своей жизни.

    В Священном Писании сказано; «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12, 10). Ты должен начать как послушник жизнь от Творца, потому что этого хочет Бог, и когда ты это поймешь, жизнь будет для тебя понятна. Не Господь должен делать то, что ты хочешь, но ты должен делать, что Он от тебя спросил. Поэтому делать планы на будущее в жизни нужно, так как этого хочет Бог, Отец « В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1, 11). Необходимо тебе бороться против гордости «по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло», (Иак. 4, 16) и «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Поэтому когда мы что-то делаем, мы должны делать не для собственного удовлетворения или для того чтобы показать себя перед другими, но для славы Божией и не стараться так, чтобы об этом было известно другим, и не для того, чтобы увековечить о себе память. Видишь что-либо в монастыре не в порядке, исправь, видишь, что нужно помочь помоги, не осматривайся кругом, видят ли другие, что ты делаешь. Главное в жизни чтобы ты согласился быть слугой Бога. Как христианин ты будешь тогда самым счастливым человеком: твои грехи покинут тебя и вместо них Господь даст тебе не описываемую радость.

    Ты должен всегда помнить о том, что жизнь на земле это только подготовка к будущей жизни, где ты проведешь больше времени после телесной смерти, чем на земле. Господь сотворил человека для вечной жизни: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1).

    Те люди, которые отвергают к себе любовь Бога, Его прощение и Спасение проведут вечную жизнь вдали от Бога. Поэтому если понять и сравнить то, что дается в этой и в будущей жизни, то будет понятно, что необходимо жить, так как этого хочет от человека Бог. Если человек называет Бога Отцом, то он должен быть сыном: «и если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1, 17).

    Будучи послушником, ты должен будешь следовать тому, чему учил Св. Апостол Марк, не проводить время зря, в сердце любить Бога Отца, делать то чтобы Господь любил, следовать тщательно Учению, обращаться к Спасителю, если страх тебя охватывает, верить полностью Господу в Его милость, бороться с искушениями, служить другим и помнить что молитва дает силы. Всегда нужно тебе верить в могущество Христа и о том, что Спаситель сказал: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

    Ставши послушником, у тебя будет много искушений, ибо сатана не хочет, чтобы люди понимали и принимали учение Христа (Мк. 4, 4). Сатана будет стараться тебя подчинить различными соблазнами «удовольствия». Но ты должен бороться с искусителем также как Иаков с Ангелом с просьбой о помощи Божией «но Иисус говорит... не бойся, только веруй» (Мк 5, 36). В Святом Учении повествуется о болевшей женщине, которая исцелилась только от прикосновения к одежде Спасителя (Мф. 9, 20) , а ты принимаешь чрез причастие Св. Тело Христа, то есть прикасаешься к Самому Христу. Поэтому в тебе сила – пользуйся ей в борьбе с нечистым! Когда появляется соблазн, ты должен себя спросить, будет ли в удовольствии или деле участвовать также Иисус Христос? Ты также должен думать о том, что если ты что - то делаешь плохое, и за тобой люди наблюдают, то ты можешь стать их соблазнителем.

    Вот что дается и от тебя требуется. Готов ли ты к этому?

    Отец Константин! Я не уверен, что я смогу быть достойным послушником и поэтому, не разрешите ли Вы, чтобы было время для моего испытания как, например, в книге Ф. Достоевского было положение Алеши Карамазова?

    Нет, ответил о. Константин. Если ты станешь послушником, то это значит, что ты принимаешь монашество и – навсегда – на всю жизнь и это значит что ты, порываешь связи с внешним миром.

     

    *) Написано с использованием записок от о. Константина и памятью данных мне наставлений.

    Русский и Православный. Воспоминания и статьи

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 222 | Добавил: Elena17 | Теги: даты, георгий солдатов, православие, архимандрит константин зайцев
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1906

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru