Первый русский учёный-энциклопедист мирового масштаба М.В. Ломоносов (1711–1765), проводивший самостоятельно многочисленные опыты и эксперименты в разных отраслях науки, вполне обоснованно считал, что именно они, а не абстрактные рассуждения, составляют фундаментальную основу познания окружающего мира. Гораздо раньше, в эпоху Высокого Возрождения подобную мысль выразил выдающийся итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи (1452–1519), естествоиспытатель и изобретатель, с профессиональным пониманием дела писавший: «Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».
Проведение эксперимента или опыта – это главная, неотъемлемая и определяющая часть сложнейшего процесса естественно-научного познания. Экспериментальные исследования чаще всего включают не только наблюдения, но и измерения с применением тех или иных технических средств. Высоко оценивая процедуру измерений, наш соотечественник, выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев (1834–1907) писал: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры».
Однако в силу разных причин измерений абсолютно точных не бывает, как бы тщательно, умело и профессионально не проводился эксперимент или опыт. Неточность результатов эксперимента или опыта и, следовательно, относительность естественно-научной истины обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным.
Один из объективных факторов относительности экспериментальных результатов заключается в динамизме исследуемых объектов, или в изменении их свойств со временем. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить слова древнегреческого философа Гераклита Эфесского (544–483 г. до н.э.), основоположника диалектики: «Всё течёт, всё изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Действительно, свойства материальных объектов природы с течением времени неизбежно изменяются. Хотя такие изменения за время проведения эксперимента или опыта, как правило, незначительны, но всё равно они не позволяют получить абсолютно точных результатов измерений.
Другой объективный фактор неточности результатов эксперимента и опыта связан с несовершенством технических средств измерений. Чем выше чувствительность приборной техники и чем выше её разрешающая способность, тем ближе результаты экспериментальных измерений к абсолютной естественно-научной истине.
Можно назвать ещё один важный объективный фактор относительности естественно-научной истины: ни одно явление природы, ни одно свойство объектов природы, ни одно эмпирическое обобщение нельзя выразить абсолютно точно даже в общепринятых понятиях и терминах. «Изречённая мысль есть ложь» – это глубокое философское обобщение, выраженное известным русским поэтом Ф.И. Тютчевым (1803–1873) в замечательном стихотворении («Молчание!»), сознательно представляется или неосознанно чувствуется не только естествоиспытателем, но и другими исследователями, стремящимися познать истину. Ясное представление сущности познаваемого объекта, чёткие определения и понятия позволяют приблизиться к истине, и в этом отношении среди множества научных отраслей особое, лидирующее положение занимает физика, наиболее полно отражающая явления и свойства объектов природы.
Известный британский физик и математик Дж.К. Максвелл (1831–1879), основоположник классической электродинамики, актуальной и в наше время, утверждал: «Основная философская ценность физики в том, что она даёт мозгу нечто определённое, на что можно положиться. Если вы окажетесь где-то не правы, природа сразу же скажет вам об этом. Каждый шаг этого познания истины оставляет более или менее представительный след в памяти, а полученные материалы более чем где-либо в другом месте пригодны для ответа на важный вопрос: откуда приходит знание? Я обнаружил, что все учёные, продвинувшие своими трудами науку (Гершель, Фарадей, Ньютон, Юнг), хотя и очень сильно отличались друг от друга по складу своего ума, имели чёткость в определениях и были полностью свободны от тирании слов, когда имели дело с вопросами Порядка, Законов и т. п. Этого никогда не смогут достигнуть литераторы и люди, занимающиеся только рассуждениями».
Эксперименты и опыты проводит человек, органы чувств которого весьма ограничены, далеки от совершенства, да и его интеллектуальный потенциал не всегда на высоте. Errare humanum est – ошибаться свойственно человеку – известное латинское выражение. По своей сути оно и отражает субъективный фактор относительности естественно-научных результатов. Например, человек посредством зрения способен воспринимать значительную часть информации об окружающем мире в чрезвычайно узком интервале электромагнитных волн – только в области видимого спектра. Это означает, что возможности органов зрения воспринимать информацию в довольно широком диапазоне электромагнитных волн весьма ограниченны. Конечно же, человек научился воспринимать информацию и в радио-, и в рентгеновском, и в других диапазонах электромагнитных волн. Однако при этом используются вполне определённые технические средства, которые, как и любая измерительная техника, не позволяют получить абсолютно точных результатов.
Таким образом, субъективные и объективные факторы определяют относительность естественно-научной истины. Можно говорить, кроме того, об относительной истине как отражающей объект познания не полностью, а в объективно ограниченных пределах. В то же время естественно-научная истина хотя и относительна, но содержит элементы абсолютного знания. Абсолютная истина полностью исчерпывает объект познания.
Математическая истина также относительна, хотя её постижение непосредственно не связано с проведением эксперимента или опыта. В любой отрасли математики кажущаяся абсолютность логически выведенных истин ограничивается рамками начальных предельно допустимых условий, исходных аксиом, принимаемых без доказательств и общепринятых понятий, всегда представляемых с той или иной достоверностью...
Естественно-научная истина всегда объективна по содержанию, но субъективна по форме как результат человеческого мышления и практических действий в поисках истины.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |