Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7888]
- Аналитика [7334]
- Разное [3022]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Апрель 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Апрель » 11 » Сергей Зеленин. Некрополь Спасо-Прилуцкого монастыря
    20:15
    Сергей Зеленин. Некрополь Спасо-Прилуцкого монастыря

    Продолжаю свой рассказ о вологодских некрополях. Кладбища всегда являются своего рода важным историческим источникам, хранящим память о предках, о некогда знаменитых людях прошлого. Особенно если на могилах сохраняются памятники с надписями и есть возможность их там прочесть. Ужасный ХХ век был суров и беспощаден, память не раз стиралась у людей, довольно часто её стирали насильственно. Россия пережила несколько страшных катаклизмов, результатом чего стала «короткая историческая память» у многих людей, не знающих о своих предках дальше дедушек и бабушек. А ведь именно кладбище является важным источником памяти о предках. Родители должны водить детей туда и показывать им могилы предков, чтобы дети знали о том, от кого они происходят. Страшно, когда памяти такой нет, когда теряются все сведения о том, кто были предки людей, из какого рода, сословия или места. Многие некрополи были разорены, могильные плиты сняты и уничтожены, или использованы для каких-либо целей. Те небольшие сведения, которые можно только собрать, являются великой ценностью. С недавних пор я занимаюсь деятельностью по изучению истории Введенского кладбища Вологды, чем пытаюсь хоть как-то изменить ситуацию.

     

    Сегодняшний мой текст будет посвящён некрополю Спасо-Прилуцкого монастыря. Подробно рассказывать о самой обители я не стану, отмечу, что она была основана в 1371 году святым преподобным Димитрием Прилуцким, чьи святые мощи находятся в монастыре и сегодня. Рядом с ним находится преподобный Игнатий Прилуцкий, который был племянником Великого князя московского и всея Руси Ивана III Великого. Его родной брат Андрей Васильевич Большой, удельный князь Углицкий (известный с прозванием Горяй) был арестован в 1491 году и  через два года умер в темнице (княжество было ликвидировано и присоединено к Московскому). Через два дня после его ареста взяли под стражу и сыновей – 13-летнего Ивана Андреевича и 12-летнего Дмитрия Андреевича Углицких. Содержались они сперва в Переславле, а затем увезены подалее от Москвы – сперва на Белоозеро, а затем и в Вологду. Всю жизнь провели они здесь в заточении. Иван провёл там 32 года, Дмитрий же около 50 лет! Этим сыскали они славу смиренных затворников-мучеников, пребывая в молитвах, которыми и утешались. Отличавшийся набожностью и кротостью Иван Андреевич перед кончиною попросил о постриге в монахи Спасо-Прилуцкого монастыря – и в возрасте 45 лет принял сперва монашество, а потом и схиму с именем Игнатия. 19 мая 1522 года он отошёл ко Господу. Буквально в скором времени он был святым. Житие преподобного Игнатия Прилуцкого, написанное позже иноком Лонгином, сообщало об исцелениях болезных горожан при несении гроба для отпевания в Воскресенский храм на Ленивой площадке (ныне там находится памятник 800-летию Вологды – построенный же в конце XVIII века каменный храм был разрушен в 1930-е годы) и при погребении Игнатия в соборе Спасо-Прилуцкого монастыря. Могила его и поныне находится вблизи центрального столба в подклете Спасского собора, возведённого в 1537 – 1542 годах. Преподобный Игнатий Прилуцкий почитаем и по сей день вместе с преподобным Димитрием. О втором же князе, Дмитрии Андреевиче, на долгие годы позабыли, неведома нам сегодня даже точная дата его кончины. Известно, что он пережил и своего дядю Ивана III, и своего двоюродного брата Василия III. О судьбе его ведомо лишь то, что в 1540 году по указу Боярской думы, правившей страною за малолетством Ивана IV, с пленника были сняты кандалы, чем облегчили участь 60-летнего пленника. Через несколько лет он отошёл ко Господу и был погребён в ногах у своего брата недалеко от мощей преподобного Димитрия. Хотя тогда он ещё не почитался официально как святой, над его могилою было установлено ровно такое же, как и у брата, надгробие. При устройстве в нижнем этаже собора храма в XVII веке оно было демонтировано, но место погребения было сохранено и отмечено. В XIX веке епископом Вологодским и Устюжским Евгением (Болховитиновым) (будущий митрополит Киевский и Галицкий) князь Дмитрий был назван в списке святых, похороненных на Вологодской земле. В память о князьях-узниках вологжанам достался на века обычай особого почитания иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости», которая находилась в церкви при тюрьме и помогала всем находящимся в заключении. Икона сия была тем единственным достоянием, которое княжичи получили от своего отца. Списки с неё были в каждой вологодской тюрьме вплоть до революции – тюремные храмы именовались по посвящению оной Скорбященскими.

     

    Теперь перейдём к известным погребённым в монастыре личностям. Конечно же, первым тут стоило бы назвать поэта Константина Николаевича Батюшкова, но о нём будет ещё отдельный и подробный рассказ, поэтому кратко отметим, что долгое время после разорения обители его могила считалась утраченной, однако удалось найти её приблизительное местонахождение и восстановить памятник. Сегодня это захоронение является одним из самых посещаемых, сюда едут туристы и почитатели памяти поэта.

     

    Теперь обратимся к другим погребённым на кладбище людям, о которых нам известно.

     

    Архиереи. Начнём с того, что в Спасо-Прилуцком монастыре погребены два архиерея.

     

    Традиционным местом погребения скончавшихся в должности вологодских владык был Софийский кафедральный собор, но вот один из них погребён в Спасо-Прилуцкой обители – это Симон, архиепископ Вологодский и Белозерский (1664 – 1684). Известно, что в 1660 году он стал игуменом Александро-Свирского монастыря, а уже 23 октября 1664 года был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского с возведением в сан архиепископа. В 1671 и 1672 годах в Вологодском крае, вследствие неурожая, был сильный голод, который истребил много народа. Тогда владыка Симон повелел открыть житницы архиерейского дома и домовых сел для продажи хлеба бедным жителям, городским и уездным, по ценам низшим сравнительно с торговыми, и ходатайствовал пред царём за тех из жителей края, кто не в состоянии был платить земские повинности. В течение девяти лет, с 1667 по 1675 годы, при нём были построены двухэтажный корпус архиерейского дома, называемый Симоновским, каменные стены вокруг архиерейского дома и богадельня. 16 июля 1676 года владыка Симон находился при короновании царя Феодора III Алексеевича, 2 апреля 1682 года участвовал в хиротонии святителя Митрофана, епископа Воронежского, и в том же году был на соборе, где подписал грамоту об уничтожении местничества. Скончался 29 апреля 1685 года и погребён в Вологодском Спасо-Троицком монастыре, который особенно любил и куда часто ходил пешком из города.

     

    Второй погребённый в монастыре архиерей – Павел (Попов), епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии (1868 – 1874). В миру – Алексей Яковлевич Попов, родился в 1827 году в Никольском уезде Вологодской губернии, в семье священника. В 1840 году поступил в Вологодскую семинарию, и через шесть лет, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию. 13 декабря 1850 году окончил курс академии и назначен в Вологодскую духовную семинарию преподавателем словесности и Священного Писания. 13 июля 1851 года получил звание магистра богословия, а 26 сентября 1855 года был рукоположен во священника семинарской церкви преподобного Кирилла Белозерского. В 1857 году назначен ректором Вологодских духовных училищ и членом консистории. 5 мая 1866 года отец Алексий возведён в сан протоиерея. 15 января 1867 года он был пострижен в монашество, а 22 января возведён в сан игумена и назначен настоятелем Арсениева Комельского монастыря. 6 февраля того же года назначен ректором Вологодской духовной семинарии, 5 марта был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря. 13 октября 1868 года архимандрит Павел был хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. Находился в Вологде, где и скончался 4/16 ноября 1874 и похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

     

    Настоятель. Следующий погребённый в обители представитель духовного звания – это архимандрит Анатолий (Смирнов). Он родился в 1832 году в семье пономаря Николаевской Пеньевской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии Евграфа Смирнова. При рождении был наречён Александром. В 1854 году закончил Вологодскую духовную семинарию, а же через год, 9 декабря 1855 года, был рукоположен во священника к Николаевской Толшемской церкви Тотемского уезда. 18 января 1868 года по вдовству и бездетности, иерей Александр Смирнов был уволен за штат, и 30 декабря 1868 году поступил в число братства Тотемского Спасо-Суморина монастыря, куда определён экономом. 20 декабря 1869 года он принял постриг в монашество с именем Анатолий. 2 мая 1872 года был назначен казначеем Спасо-Суморина монастыря с оставлением и в экономской должности. С 14 августа 1872 по 2 ноября 1873 года, по причине кончины управлявшего Спасо-Сумориным монастырем епископа Вологодского Христофора, исполнял должность настоятеля монастыря. 27 сентября 1875 года отец Анатолий назначен строителем Устюжского Николаево-Прилуцкого монастыря, а 14 марта 1877 года назначен настоятелем Сямского Богородице-Рождественского монастыря и 26 марта был возведён в сан игумена.13 апреля 1885 года игумен Анатолий назначен настоятелем Лопотова Григориево-Пельшемского монастыря Кадниковского уезда. 15 января 1886 года назначен и 31 января 1887 года утверждён благочинным монастырей Вологодского и Кадниковского уездов. С 16 июля 1886 по 31 декабря 1887 года был руководителем Кадниковского отделения Вологодского Православного Братства во имя Всемилостивого Спаса. 24 декабря 1887 года отец Анатолий назначен исполняющим обязанности настоятеля Устюжского Михаило-Архангельского монастыря и благочинного монастырей Устюжских, Сольвычегодских и Устьсысольских. И вот, имея большой опыт руководства монастырями, 23 марта 1888 года он был назначен настоятелем Вологодского второклассного Спасо-Прилуцкого монастыря. 21 апреля 1888 года в Устюжском Михайло-Архангельском монастыре епископом Великоустюжским, викарием Вологодской епархии Иоанникием был возведён в сан архимандрита. Благоустройство этой славной старинной обители архимандрит Анатолий начал с подробной описи имущества монастыря. В ней весьма тщательно и скрупулёзно был описано устройство и состояние монастырских храмов и построек, стенных росписей, внутреннего устройства и обстановки братских келий и настоятельских покоев. Во время его настоятельства было сделано следующее: построен большой контрфорс; заменена крыша и отремонтирована колокольная площадка соборной колокольни; укреплена восточная крепостная стена; отремонтирован фундамент стен; выбелены и «окрашены колерами» башни и стены; окрашены купола и вызолочено 62 звезды на средней большой главе собора Всемилостивого Спаса; отремонтированы надвратные Вознесенская церковь и колокольня; вновь освящены обновлённые приделы в нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса; возобновлена живопись и устроена гробница над могилой благоверного князя Димитрия Угличского в нижнем тёплом храме преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Архимандрит Анатолий был одним из активных членов Вологодского отдела Императорского Православного Палестинского Общества и 4 июня 1890 года получил благодарность от Великого Князя Сергея Александровича за участие Спасо-Прилуцкого монастыря в археологической выставки, проходившей во время VIII-го археологического съезда в Москве под Высочайшим покровительством Его Высочества. Отец настоятель был лично знаком с Великим Князем Сергеем Александровичем. В 1898 году во время посещения Великим Князем Сергеем Александровичем Вологодской губернии, архимандрит Анатолий был в составе делегации Вологодского отдела ИППО, встречавшей Его Высочество на вокзале Вологды. 29 мая 1898 года Великий Князь лично посетил монастырь, и в сопровождении настоятеля осмотрел находящиеся там древности и поклонился святыням обители. Умер архимандрит Анатолий 28 марта 1908 года и погребён на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря справа от собора Всемилостивого Спаса.

     

    Сестра полководца. Среди всех прочих, в монастыре упокоилась сестра великого русского полководца Александра Суворова – Мария Васильевна, в браке Олешева. Она появилась на свет в 1746 году и приходилась будущему генералиссимусу младшей сестрой. Замуж вышла за вологодского помещика Алексея Васильевича Олешева, который дослужился на гражданской службе до действительного статского советника. Кроме того он был ещё и писателем, владельцем хорошей библиотеки. Имел дружеские связи с Михаилом Муравьёвым и Афанасием Брянчаниновым. С 1780 по 1786 годы был Вологодским губернским предводителем дворянства. Скончался в 1788 году и был похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре. Олешев владел усадьбой Ермолово под Вологдой (Майское селение, Вологодский район), которую, как отмечают, по всей вероятности посещал сам Суворов, навещавший свою сестру. Мария Васильевна скончалась в 1800 году и была похоронена в Спасо-Прилуцком монастыре. Усадьба досталась Василию Алексеевичу Олешеву, который умер в 1830 году бездетным и был погребён вместе с матерью. Усадьба переходит к князю Горчакову, родственнику Суворовых, племяннику полководца, а от него – к князьям Волконским (к ним в гости, вероятно, приезжал их дальний родич граф Лев Толстой, списавший с владелицы усадьбы свою 2маленькую княгиню»). Позже владельцем усадьбы станет вологодский купец (выходец из крестьян Грязовецкого уезда) Филадельф Брызгалов, купивший имение на аукционе. В советское время усадьба подверглась разорению, уничтожен барский дом. Сегодня это место представляет собой весьма печальное зрелище.            

     

    Участник войны со шведами. В Спасо-Прилуцком монастыре погребены представители разных дворянских родов, например Зубовы и Боборыкины. К последним принадлежит человек, о котором повествует данный раздел. Это поручик Николай Васильевич Боборыкин (1756 – 1814). Он принимал участие в Русско-шведской войне 1788 – 1790 годов в рядах Лейб-гвардии Семёновского полка. 22 августа 1789 года за участие в Первом Роченсальмском сражении был награждён орденом Святого Георгия IV степени со следующей формулировкой: «За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 789 года во время сражения галерного Российского флота с Шведским». Умер сей герой 22 июля 1814 года и похоронен в церкви Преподобного Димитрия Спасо-Прилуцкого монастыря.

     

    Почётный гражданин. Ещё одним дворянином, похороненным в монастыре является Дмитрий Владимирович Волоцкой (1826 – 1892), губернский предводитель дворянства (1878 – 1892), действительный статский советник, отставной подпоручик, выходец из известного вологодского дворянского рода Волоцких. О нём я уже писал, поэтому ограничусь только описанием смерти и погребения. Скончался Дмитрий Владимирович 31 января/12 февраля 1892 года в возрасте 66 лет от болезни почек. Исповедан и приобщён перед смертью настоятелем Спасо-Всеградской церкви протоиереем Иоанном Кузнецовым. С момента смерти и до ночи второго февраля при гробе почившего было отслужено 28 панихид. 3/15 февраля гроб с телом умершего был вынесен из дома и отнесён вологодскими дворянами для отпевания в Спасо-Всеградскую церковь. После заупокойной обедни и отпевания гроб вынесли из церкви, и до места вечного упокоения в Спасо-Прилуцком монастыре усопшего несли по очереди его бывшие крепостные крестьяне и соседи по усадьбе. Его отец, Владимир Алексеевич Волоцкой, построил в Спасо-Прилуцком монастыре Екатерининско-Владимирскую церковь – родовую усыпальницу Волоцких (позднее разграбленную). В ней и упокоился сей славный человек, о котором будет ещё поведано особо. 

    На это завершаю свой рассказ о некрополе Спасо-Прилуцкой Димитриевой обители, но не заканчиваю повествование о некрополях Вологды.

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

    _____________________

     

    ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?

    ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!

    Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
    Яндекс-деньги: 41001639043436
    Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru

    ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!

    https://bastyon.com/strategiabeloyrossii

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 338 | Добавил: Elena17 | Теги: сергей зеленин, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru