Год за годом при поддержке депкультуры Москвы столичные театры успешно заливались помоями. Превращал в гей-клуб бывший Гоголевский театр (прости нас, Николай Васильич!) матёрый извращенец Серебряников, которого ныне (по случаю, «спецоперации», что ли? Чтобы в Израиль свалил,как другие «большие патриоты» по версии Пескова?) амнистировали. Изгалялся над русской классикой и верой Христовой собчачий муж Богохулов, получивший за это в награду Театр на Малой Бронной и премию московского правительства. Ныне обижающийся на то, что зрители не оценили его проукраинской позиции Хабенский, получил под свое начало целый МХТ и начал с того, что восстановил там самые кощунственные спектакли Богохулова. Видный заукраинец и извращенец Рыжаков получил под свое начало «Современник». В Вахтанговском Туминас экспериментирует над «Войной и миром» (и не только)…
Бастионами русского классического театрального искусства все эти годы оставался Малый театр (низкий поклон Юрию Мефодьевичу!) и родственный ему во всех смыслах театр «Сфера». Последний в прошлом году отметил 40-летний юбилей. Его создала представительница знаменитой театральной династии Екатерина Еланская. «Какой же он этот «мой театр»? – вопрошала она и сама отвечала. - Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает... Суть-то живого театра в живом общении...» После кончины основательницы театр возглавил её сын – актёр и режиссёр Александр Викторович Коршунов, который бережно сохраняется прекрасные традиции, заложенные матерью. Традиции русского классического театра, театра живого, театра – ДЛЯ ЛЮДЕЙ, а не для т.н. «эстетов».
Московский зритель любит «Сферу». Сюда можно прийти на любой спектакль в полной уверенности, что нарвёшься на какую-то мерзость, что всё будет достойно, профессионально и сердечно. Этот театр – дом. Небольшой, дружный, тёплый. Здесь царят Островский и Экзюпери, Достоевский и Гончаров, Аверченко, Шукшин, Шаламов, Чехов и Гоголь, Моэм и Вампилов… А ещё на этой сцене был поставлен блистательный спектакль по русской поэзии века Серебряного – с Коршуновым, Киндиновым, Бариновым, Симоновой и другими. Чистый воздух. Родниковая вода. Святое искусство. Святое – в смысле настоящее. Не суррогатное. Покойный Гафт говорил, что искусство нынче подменяется фокусами. Так, вот, «Сфера» фокусам чужда. Там – только искусство. Простое и вечное.
Смотрим афишу – на некоторые спектакли билеты уже полностью распроданы. Люди тоскуют по настоящему искусству, люди устали от фокусов, люди хотят чего-то живого, настоящего. Спрашивается, кому всё это мешало? Мешало, что в море фокусов и извращений существует живой театр, трепетно оберегающий традиции и уважающий человека – будь то автор, почивший век назад, будь то зритель?
Недавно депкультуры выпустил приказ, согласно которому театр «Сфера» должен быть присоединен к театру «Эрмитаж». «Эрмитаж» Михаила Левитина – театр совсем иного направления и эстетики, можно сказать, противоположной. Т.е. речь идёт не о слиянии, а самом откровенном недружественном поглощении одним театром другого. О поглощении, уничтожении «Сферы» - уникального очага русской культуры.
С руководством «Сферы» данное решение даже не обсуждали. Просто поставили перед фактом. «За что?» - только и мог спросить Александр Коршунов, когда, приехав утром в родной театр, был проинформирован о приказе департамента.
«За что?» - спрашивают следом и возмущенные зрители. В конце концов, если речь идёт о банальном нежелании Москвы поддерживать театр финансово (на «Эрмитаж», надо понимать, средства есть?), то можно было поставить вопрос ребром: переходите на самоокупаемость и, если сможете, выплывайте своими силами. Театр мог бы попробовать обратиться к своим зрителям, найти каких-то меценатов. Но депкульт не даёт «Сфере» даже этого шанса. «Доктор сказал в морг – значит, в морг».
Михаил Левитин добросовестно помалкивает. Видимо, не видит сей служитель Мельпомены ничего зазорного в том, чтобы слопать поднесённого на блюдечке собрата… Союз театральных деятелей вступился за «Сферу», призвав к пересмотру приговору. Депутатский запрос направил в департамент артист Певцов…
Кстати, о Певцове. Не могу удержаться от ремарки. Слушал его комментарий к ситуации.
- Скажите, Дмитрий, как вы оцениваете..?
- Проклятый запад ведёт против нас войну! Западные происки…
- Простите, у нас не про политику. Запад закрывает театр «Сферу»?
- Вы не понимаете…
Дальше следует пространный рассказ о кознях запада.
- Но что всё-таки со «Сферой»?
- Сейчас, когда наш президент объявил спецоперацию…
- Дмитрий, мы не про спецоперацию…
Но Остапа несёт. Нужно непременно озвучить зазубренную методичку – к теме, не к теме, неважно. Большой политик, сразу видно. Наконец, после рассказа о спецоперации, на фоне которой враги хотят внести раскол в наше общество путём убиения «Сферы», депутат переходит собственно к теме.
- Ну, понимаете… У нас уже была оптимизация медицины, образования… А сейчас оптимизируют театры. Но с театрами так нельзя! Театр – это же живой организм!
На этом месте начинаю ругаться по-нехорошему. Т.е. театр – это живой организм, а больницы и школы – это так, складские помещения? Больные, дети – это всё не живое? С ними «так» можно было, а с театрами нет…
В очередной раз убедился, что единственная необходимая нам оптимизация – это оптимизация всевозможных прозаседавшихся дармоедов: дум, советов федераций, прочих палат и палаток. Экономия была бы колоссальная! И на «Сферу» хватило бы, и на больницы со школами. И «заседатели», глядишь, чем-нибудь полезным занялся. Например, хороший актёр Певцов вернулся бы на подмостки, где он смотрелся куда органичнее, чем в роли «политика». Ну, а полные бездари могли бы попытаться отбить мётлы у таджиков…
Возвращаясь к театру «Сфера». Классическое искусство, русское искусство явно перпендикулярно «большим патриотам» из депкультуры Москвы. И это проявляется во всём. От варварской застройки столицы, до борьбы с бастионами русской культуры. На совесть и честь профессионального сообщества надежд, увы, немного. Совести и чести в оном (как и в обществе в целом) наблюдается явный и острый дефицит. Этим во много обусловлено и совершенно хамское отношение департамента. Тамошние карабасы абсолютно уверены, что куклы возмущаться и защищать отправляемых в утиль собратьев не станут, что они – покорные холопы и более ничего… В сущности, такое отношение к людям, к обществу – вообще стало абсолютной нормой в РФ. И мы, «норму» эту принимающие, виноваты в том сами… Разговаривать с людьми, согласовывать с ними что-то, объяснять руководящие лица РФ считают ниже собственного достоинства. Даже если это мастера культуры, люди заслуженные, известные… И к тому же не такие «большие патриоты», как Ваня Урагант, Костя Богохулов, Митя Зельбертруд. С ними, пожалуй, поговорили бы. И не тронули бы. Свои ж, как-никак. А тут – живой театр для людей… Зачем нам «для людей»? Нам живое не нужно…
Остаётся, как всегда, надеяться на чудо. И пожелать Александру Коршунову, актёрами и зрителям «Сферы» крепости в борьбе за свой театр, свой дом.
Максим Герасимов
Русская Стратегия
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |