Как православному человеку, родившемуся в УССР в конце 1974 года, и прожившего в "незалежной" (т.е. независимой) Украине с 1992 по 1997 г., хотелось бы мне поделиться моими воспоминаниями, замечаниями, размышлениями.
В средней школе (1981 - 1991) обучение всё происходило на русском. Украинских школ в моём миллионном родном городе не было вообще. Все в повседневной жизни говорили по-русски.
Средняя школа начиналась для достигших семилетнего возраста. Со второго класса (т.е. с 8 лет) был отдельный предмет "Украиньска мова" (первый иностранный язык).
С четвёртого класса (т.е. с 10 лет) начиналось преподавание второго иностранного языка: английского, или французского.
Было всего три канала телевидения - два общесоюзных и один украинский.
Никто украинский язык (укр.яз. - как мы обозначали данный предмет в школьных дневниках) учить не хотел, поскольку все признавали его ненужным, потерей времени и обузой.
Высшим классом классом считалось получить освобождение от изучения укр-яза, но это было возможно только если твой отец - военный (так как военные постоянно перемещались по Союзу и каждый раз браться за изучение местных языков - напрасный труд).
Был отдельный предмет "Русская литература" и отдельно - "Украинская литература". Конечно, последний сильно проигрывал первому - в количестве и качестве как авторов, так и сюжетов.
Если подытожить, то от "Украинской литературы" сильно тянула захолустьем. Это было нечто заунывное. Тягомотина.
Особенно посмеивались мы над Павлом Тычиной. Даже стишок мы сочинили: "Чим учити нам Тичину, краще гризти кирпичину" (буква "и" произносится на укр-язе как нечто среднее между "ы" и "и"; буква "е" произносится как "э" / "краще" - значит "красивше", т.е. "лучше".).
Но нужно сказать, что в советской школе любить историческую Россию не учили. Был мертвящий атеизм и уроки ОКМ (основы коммунистической морали).
1991 и 1992 годы были эпохой перемен. Появилась новая парадигма (в гражданском плане) - украинство против советскости. Но я не сильно голову ломал по поводу гражданского плана - в этот момент (и во время моей учёбы в ВУЗе) я открывал для себя Православие. Поскольку советскость ассоциировалось с атеизмом (а украинство я в то время знал поверхностно), то украинство выиграло. В конце 1997 года я приехал на учёбу во Францию. Первый год ходил в приход Московского Патриархата в Париже. Затем Великим Постом 1999 года перешёл в РПЗЦ (по догматическим мотивам - поскольку отвергал сергианство и экуменизм). Приятным побочным эффектом этого выбора стало моё знакомство потомками белогвардейцев - подлинными носителями русской идеологии. Так произошла коррекция моей гражданской позиции и я полностью отвергнул малейшие симпатии к политическому украинству.
По меткой формуле Владимира Янова (потомка белого офицера) - Украина/Окраина это край стола, а край стола принадлежит столу, является частью стола.
Довольно быстро (в конце 20 века) я отверг украинский сепаратизм и принял такие ценности: прежде всего - Православие, затем - Православное Самодержавие, и в конце - русский этнос, состоящий из трёх субэтносов: великороссы, малороссы, белорусы.
Украинство от советскости многим не отличается; и я отвергаю и то и другое. Бандеровский лозунг "Слава Украине!" - мне сильно напоминает лозунги первомайских демонстраций в СССР: "Слава Партии!" и "Слава народу!". Кумиры разные, а сущность одна - отвержение Бога и идолопоклонство.
Пытающийся осмыслить православную веру (и преобразить свою жизнь в соответствии с Православием) отвергнет бандеровство хотя бы потому что оно выросло на почве униатства-папизма.
Вся идеология и символика современной Украины выросла на очень специфической почве униатских регионов (Львовская, Ивано-Франковская, Ровенская области).
Сейчас во Франции очень тяжёлая ситуация со свободой слова.
Людей осуждают только из-за выбранной ими позиции, даже не принимая ко вниманию их аргументы.
Так что в этом плане, Украина и Франция действительно близки.
Мефодий Беляк
Русская Стратегия |