Деревня Лампово Ленинградской области богата теремами XIX века, украшенными ажурной резьбой. Если бы у их ворот не стояли современные машины, а на домах не висели спутниковые антенны, гость деревни мог бы подумать, что попал в прошлое
В Лампово живут староверы, которые проводят службы в молельном доме, пережившем две войны и советский атеизм. Также здесь вьют гнезда аисты, а люди часто катаются на финских санях. Мы окунулись в атмосферу Лампово с помощью председателя местной общины старообрядцев Дениса Ермолина.
Считается, что название деревни происходит от финно-угорского корня lampi, означающего «пруд, запруда». К слову, в Карелии есть много «ламбушек» — пресноводных мелких озер среди болот, которые соединяются протоками. По деревне протекает речка Ламповка, вдоль русла которой обустроено несколько запруд.
Первое упоминание этой местности относится к XV веку. Затем эти земли несколько раз переходили от России к Швеции и обратно, а при Петре I сюда начали переселяться жители Вологодской и Архангельской губерний. Это были старообрядцы, покидавшие родные места, малопригодные для ведения сельского хозяйства.
Староверы, отказавшиеся подчиниться реформам патриарха Никона, продолжали и продолжают соблюдать старые религиозные обряды.
— Если провести краткое сравнение с новообрядческой церковью, то современные староверы поддерживают дух соборности и парламентаризма, коллективные демократические решения, рассказывает Денис Ермолин. — В ряде регионов женщины начали участвовать и иметь право голоса на собраниях с XIX века — еще до того, как гендерное равноправие закрепили законом. На старообрядческих иконах Христос не изображается страдающим, потому что, будучи истинным Богом и истинным человеком, он претерпевал мучения лишь своей человеческой природой, а не божественной. Мы признаем и почитаем только восьмиконечный крест, крестимся двумя пальцами вместе трех. В основных праздниках отличий нет: мы отмечаем все по христианскому юлианскому календарю.
Денис показал нам старообрядческий молельный дом — храм в честь Святого Николая Чудотворца. В начале XX века его строили как избу — без колокольни и маковки. В 1905 году староверам разрешили строить колокольни, и перестроенное здание обрело форму церкви. Вскоре храм стал местом сбора верующих для молитв.
Постепенно деревня Лампово стала центром притяжения всех староверов региона: сюда приезжали из многих окрестных деревень. Был даже момент, когда в Ленинграде закрылись все старообрядческие храмы, и горожане ездили в Лампово крестить детей. К слову, в том же Гатчинском районе Ленинградской области до сих пор живут также лютеране и католики: потомки коренного финно-угорского населения и иммигранты XVIII–XIX вв. Лютеранский приход с кирхой в деревне Кобрино известен аж с середины XVII века.
Сегодня в молельном доме Лампово часто проходят службы. Маленькое помещение оформлено с душой, но изначальных икон после нескольких краж почти не осталось (сейчас прихожане жертвуют храму старые иконы, и молельный дом постепенно возвращает былую красоту).
Денис рассказал, как люди приезжают в деревню креститься, иногда целыми семьями.
— Летом мы окунаем малышей в речку, а зимой — в купель. По правилам, воду для таинства крещения нельзя подогревать, но дом-то можно. И вот мы с полуночи набираем воду, топим печь, к утру храм теплый.
Напротив входа в молельный дом находится скважина с питьевой водой, вырытая членами общины полвека назад. Легенда гласит, что при строительстве они кинули в воду серебряные монеты, чтобы она очищалась.
Большие и красивые резные терема начали строить в Лампово почти два столетия назад, когда переселенцы крепко встали на ноги. Они возводили дома в духе своего времени, а сейчас эти здания превратились в памятники архитектуры. К сожалению, многие из них не сохранились: в Лампово сейчас насчитывается около 30 теремов, и почти все они требуют капитального ремонта. Многие из них названы в честь бывших владельцев и могут похвастать богатой историей.
Постепенно местные здания начали ставить на учет и брать под государственную охрану. Фотографии домов-памятников публиковали в альбомах с достопримечательностями Ленинградской области. На какое-то время процесс застопорился, и лишь с 2017 года работу по приданию ламповским теремам статуса памятников архитектуры возобновили.
— Очень долгие бюрократические процессы, которыми никто комплексно не занимался много лет. Сегодня тоже все сложно, ибо владельцы зданий-памятников не имеют права их реставрировать без документов. Все работы нужно согласовывать с Комитетом по сохранению культурного наследия, а это время и деньги. Как добиться реставрации памятника за счет бюджетных денег, большинство местных тоже не знают. В итоге терема тихо ветшают, — рассказывает Денис.
Самый большой дом в Лампово, в котором когда-то жил церковный староста Даниил Тиханов с семьей, не сохранился. В начале 90-х годов потомки Тиханова передали терем государству. Сначала в нем планировали открыть деревенский музей, но не вышло. Здание пустовало долгие годы, а в конце концов, дом просто сложился. Сейчас местные жители пытаются поставить заброшенный участок на баланс общины, чтобы привести территорию в порядок.
— Большинство домов уже несколько лет имеют паспорта и являются региональными объектами культурного наследия, у их владельцев есть охранные обязательства. Но проблема в том, что государство не имеет права финансировать ремонт частной собственности. Возможна лишь реставрация с частичным субсидированием. К тому же до сих пор нет информации по собственникам некоторых теремов. Где потенциальные наследники? Знают ли они, что имеют права на это имущество? Многие документы пропали, а сколько людей уехали в другие регионы или за границу и утратили связь со своими корнями… Наши дома хранят много загадок, — говорит Денис.
Община Лампово планирует создать музей, в котором будет воспроизведен быт деревни в разные годы. Предполагается, что он станет культурным центром, где гости будут знакомиться с местной историей. Музей активисты планируют создать на месте, где стоял дом Тихонова, восстановив терем по оригинальным чертежам.
— Хочется также, чтобы владельцы вековых зданий относились к ним с уважением. Это аутентичные дома, а не рухлядь, которую надо ломать и строить на ее месте что-то новое, — заключает старовер.
Фото автора
Марина Матвеева-Мельник
https://www.vokrugsveta.ru/
|