Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [6524]
- Аналитика [6065]
- Разное [2360]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Апрель 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2022 » Апрель » 26 » Пережили две войны и советский атеизм: прогулка по деревне староверов с уникальной архитектурой XIX века
    17:50
    Пережили две войны и советский атеизм: прогулка по деревне староверов с уникальной архитектурой XIX века

    Деревня Лампово Ленинградской области богата теремами XIX века, украшенными ажурной резьбой. Если бы у их ворот не стояли современные машины, а на домах не висели спутниковые антенны, гость деревни мог бы подумать, что попал в прошлое

        В Лампово живут староверы, которые проводят службы в молельном доме, пережившем две войны и советский атеизм. Также здесь вьют гнезда аисты, а люди часто катаются на финских санях. Мы окунулись в атмосферу Лампово с помощью председателя местной общины старообрядцев Дениса Ермолина.

    Считается, что название деревни происходит от финно-угорского корня lampi, означающего «пруд, запруда». К слову, в Карелии есть много «ламбушек» — пресноводных мелких озер среди болот, которые соединяются протоками. По деревне протекает речка Ламповка, вдоль русла которой обустроено несколько запруд.

    Первое упоминание этой местности относится к XV веку. Затем эти земли несколько раз переходили от России к Швеции и обратно, а при Петре I сюда начали переселяться жители Вологодской и Архангельской губерний. Это были старообрядцы, покидавшие родные места, малопригодные для ведения сельского хозяйства.

    Староверы, отказавшиеся подчиниться реформам патриарха Никона, продолжали и продолжают соблюдать старые религиозные обряды.

    — Если провести краткое сравнение с новообрядческой церковью, то современные староверы поддерживают дух соборности и парламентаризма, коллективные демократические решения, рассказывает Денис Ермолин. — В ряде регионов женщины начали участвовать и иметь право голоса на собраниях с XIX века — еще до того, как гендерное равноправие закрепили законом. На старообрядческих иконах Христос не изображается страдающим, потому что, будучи истинным Богом и истинным человеком, он претерпевал мучения лишь своей человеческой природой, а не божественной. Мы признаем и почитаем только восьмиконечный крест, крестимся двумя пальцами вместе трех. В основных праздниках отличий нет: мы отмечаем все по христианскому юлианскому календарю.

    Денис показал нам старообрядческий молельный дом — храм в честь Святого Николая Чудотворца. В начале XX века его строили как избу — без колокольни и маковки. В 1905 году староверам разрешили строить колокольни, и перестроенное здание обрело форму церкви. Вскоре храм стал местом сбора верующих для молитв.

    Постепенно деревня Лампово стала центром притяжения всех староверов региона: сюда приезжали из многих окрестных деревень. Был даже момент, когда в Ленинграде закрылись все старообрядческие храмы, и горожане ездили в Лампово крестить детей. К слову, в том же Гатчинском районе Ленинградской области до сих пор живут также лютеране и католики: потомки коренного финно-угорского населения и иммигранты XVIII–XIX вв. Лютеранский приход с кирхой в деревне Кобрино известен аж с середины XVII века.

    Сегодня в молельном доме Лампово часто проходят службы. Маленькое помещение оформлено с душой, но изначальных икон после нескольких краж почти не осталось (сейчас прихожане жертвуют храму старые иконы, и молельный дом постепенно возвращает былую красоту).

    Денис рассказал, как люди приезжают в деревню креститься, иногда целыми семьями.

    — Летом мы окунаем малышей в речку, а зимой — в купель. По правилам, воду для таинства крещения нельзя подогревать, но дом-то можно. И вот мы с полуночи набираем воду, топим печь, к утру храм теплый.

    Напротив входа в молельный дом находится скважина с питьевой водой, вырытая членами общины полвека назад. Легенда гласит, что при строительстве они кинули в воду серебряные монеты, чтобы она очищалась.

    Большие и красивые резные терема начали строить в Лампово почти два столетия назад, когда переселенцы крепко встали на ноги. Они возводили дома в духе своего времени, а сейчас эти здания превратились в памятники архитектуры. К сожалению, многие из них не сохранились: в Лампово сейчас насчитывается около 30 теремов, и почти все они требуют капитального ремонта. Многие из них названы в честь бывших владельцев и могут похвастать богатой историей.

    Постепенно местные здания начали ставить на учет и брать под государственную охрану. Фотографии домов-памятников публиковали в альбомах с достопримечательностями Ленинградской области. На какое-то время процесс застопорился, и лишь с 2017 года работу по приданию ламповским теремам статуса памятников архитектуры возобновили.

    — Очень долгие бюрократические процессы, которыми никто комплексно не занимался много лет. Сегодня тоже все сложно, ибо владельцы зданий-памятников не имеют права их реставрировать без документов. Все работы нужно согласовывать с Комитетом по сохранению культурного наследия, а это время и деньги. Как добиться реставрации памятника за счет бюджетных денег, большинство местных тоже не знают. В итоге терема тихо ветшают, —  рассказывает Денис.

    Самый большой дом в Лампово, в котором когда-то жил церковный староста Даниил Тиханов с семьей, не сохранился. В начале 90-х годов потомки Тиханова передали терем государству. Сначала в нем планировали открыть деревенский музей, но не вышло. Здание пустовало долгие годы, а в конце концов, дом просто сложился. Сейчас местные жители пытаются поставить заброшенный участок на баланс общины, чтобы привести территорию в порядок.

    — Большинство домов уже несколько лет имеют паспорта и являются региональными объектами культурного наследия, у их владельцев есть охранные обязательства. Но проблема в том, что государство не имеет права финансировать ремонт частной собственности. Возможна лишь реставрация с частичным субсидированием. К тому же до сих пор нет информации по собственникам некоторых теремов. Где потенциальные наследники? Знают ли они, что имеют права на это имущество? Многие документы пропали, а сколько людей уехали в другие регионы или за границу и утратили связь со своими корнями… Наши дома хранят много загадок, — говорит Денис.

    Община Лампово планирует создать музей, в котором будет воспроизведен быт деревни в разные годы. Предполагается, что он станет культурным центром, где гости будут знакомиться с местной историей. Музей активисты планируют создать на месте, где стоял дом Тихонова, восстановив терем по оригинальным чертежам.

    — Хочется также, чтобы владельцы вековых зданий относились к ним с уважением. Это аутентичные дома, а не рухлядь, которую надо ломать и строить на ее месте что-то новое, — заключает старовер.

    Фото автора
    Марина Матвеева-Мельник
    https://www.vokrugsveta.ru/

     

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 216 | Добавил: Elena17 | Теги: острова святой руси
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1920

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru