Полковник Ряснянский с тревогой ожидал поезда на сумском вокзале. Вокзал сей, как и прочие российские вокзалы, походил теперь более на хитровскую ночлежку. Расхристанные солдаты и матросня, «сознательные» пролетарии, обычные жулики и смешавшиеся с этою клокочущей ватагой простые пассажиры, принужденные всякий миг бояться, что их сочтут за «буржуев»… Прибывавшие поезда были ничуть не лучше, гроздьями висели на них дезертиры, рвавшиеся по своим базам «брать землю», а дорогой предававшиеся своей разбойной воле – теперь они были власть, теперь они были вольны казнить, грабить, бесчинствовать. Это и есть – «свобода»…
Считанные дни назад такие же «хозяева жизни», революционная солдатня с большевистским главковерхом прапорщиком Крыленко, прибыли в Могилев и, вот, на таком же вокзале подняли на штыки последнего Верховного Главнокомандующего Русской Армии – генерала Духонина… Та же участь постигла бы и быховских узников, но они успели бежать – порознь, но в одном направлении – на Дон! Там ещё сдерживал бесовский натиск атаман Каледин, там формировал будущую армию генерал Алексеев.
Ряснянский стремился туда же, но прежде должен был выполнить долг: препроводить в безопасное место вверенных его попечению мужьями жен генералов Маркова и Романовского. Исполнив это поручение и сопроводив дам к проживающей в Сумах собственной супруге, Сергей Николаевич спешно покидал этот город. Носильщик – ещё сохранились в Сумах остатки прежней «цивилизации» - взял его вещи и отправился за билетом. Ряснянский же расположился у стола и, утомленный событиями последних дней, задремал. Внезапно кто-то со стуком отодвинул стул и занял место напротив.
- Помилуй Бог!.. – вырвалось у полковника, когда он узнал в сидевшим перед ним поручике-сапере генерала Романовского. - Почему вы здесь и в форме поручика?!
- Вчера мы покинули Быхов и сегодня вечером приехали в Сумы, заехали к Харнитоненко и едем дальше на Дон, - отозвался генерал. Его благородно-дородная фигура худо сочеталась с мундиром поручика…
- Кто это - мы?
- Я и генерал Марков. Он на платформе — пойдем, я вам его покажу!
Ряснянский с любопытством направился следом за Романовским. Они вышли на платформу, миновав сухощавого солдатика, что стоял, облокотившись на фонарный столб, и лузгал семечки. Дойдя до конца платформы и не обнаружив Маркова, Ряснянский с недоумением спросил:
- Где же генерал Марков?
Романовский, заметно довольный, лишь загадочно улыбнулся. Полковник быстро пошёл назад, вдруг вспомнив чёрные глаза солдата, лукаво взглянувшие на них, когда они проходили мимо. «Солдат» стоял на прежнем месте… Полковник инстинктивно приподнял руку, и тотчас услышал сердитое шипение:
- Только попробуйте отдать честь и назвать меня Ваше Превосходительство!
Ряснянский рассмеялся. Генерал-профессор в образе революционного солдата смотрелся совершенно естественно, не отличишь от настоящего! И неудивительно. Несмотря на свои ученые регалии, Сергей Леонидович был генералом-солдатом, таким, каким был великий Суворов, и ему куда проще было перевоплотиться в солдата, чем бедному Романовскому в поручика. А к тому сохранялось в этом молодом генерале какое-то хорошее безунывное «мальчишество». Вспомнилось Ряснянскому, как в Быхове забавлялся он тем, что играл с генералом Эрдели и другими молодыми офицерами в чехарду. Мрачный осенний день, в газетах очередные грозные и позорные вести, узники сумрачно обсуждают их… И в друг среди этой тоски-печали раздается звонкое-бесшабашное:
- Ну, что же, случилась беда, надо ее выкурить, давайте лучше играть в чехарду! – и уже лихо, как на скачках, перепрыгивает Сергей Леонидович через пригнувшегося Эрдели, а кто-то вослед перемахивает через него самого.
Неподалеку хмуро беседуют Деникин с Романовским. Отирая пот, Марков задорно обращается к мрачной группе:
- Ваня, иди же сюда, Ванюша!..
Иван Павлович Романовский, лощеный, вальяжный, не отвечал, и невозможно было представить его скачущим через чью-то спину.
- Ну, Ваня, пойдем, поддержи желание товарищей! – веселился Марков, а затем оборачивался к старику Эльснеру: - А не хотите ли и вы с нами, ваше превосходительство?!
Старый генерал, напрягая подводивший его слух, переспрашивал:
- Что-что?
- Да попрыгать, ваше превосходительство!
Эльснер досадливо отмахивался костлявой рукой с папиросой в длинном мундштуке. Взрыв хохота разряжал тревожную обстановку.
- Ну что, хорош? - усмехнулся Марков, сплюнув шкурку от семечек. – Ох, и нагляделся я на них: оказалось не так трудно быть сознательным революционным солдатом!
- Итак, вы едете на Дон, и в Быхове никого нет. Могу ли я туда ехать? – шепотом спросил Ряснянский.
- Конечно! Прите на Дон и не задерживайтесь, иначе будет трудно туда добраться — большевики быстро распространяются к югу!
В это время раздался гудок – к платформе подходил шедший на Харьков поезд.
- Пора, - кивнул своей красивой головой Романовский.
- Сию минуту, вашбродие! – засуетился Марков, исполнявший роль денщика своего друга. – Только кипяточку в дорогу наберу! – нахально расталкивая «братву», устремился он со своим котелком за кипяточком, покуда Романовский занимал место в вагоне второго класс. На прощание успел бросить Ряснянскому бодрое:
- До встречи на Дону!
(с) РУССКАЯ СТРАТЕГИЯ
Рис. Игоря Колгарева - специально для Русской Стратегии
_________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ И ПРОЕКТ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |