Директор Украинского института книги Александра Коваль считает, что из публичных библиотек необходимо изъять более 100 млн экземпляров книг. Среди них и русская классика.
Сейчас в институте уже готовят документы для изъятия книг. «По моим подсчетам, в фондах публичных библиотек сейчас может быть более 100 млн экземпляров литературы, которая потребует изъятия. Конечно, хочется это сделать быстрее, но было бы хорошо, если хотя бы идеологически вредная литература, изданная в советское время, а также российская литература антиукраинского содержания были изъяты до конца года», – говорит она.
В первую очередь будут изымать следующую литературу:
книги антиукраинского содержания с имперскими нарративами;
литературу с пропагандой насилия;
книги с пророссийской и шовинистической политикой.
На втором этапе будут изыматься литература на русском языке, изданная в России после 1991 года. «Причем, вероятно, разных жанров, в том числе и книги для детей, и любовные романы, и детективы. Это очевидное требование времени. Хотя я понимаю, что они могут пользоваться спросом»,— отметила Коваль.
На вопрос предусматривает ли этот процесс изъятие из библиотек российской классики, директор УИК заявила, что в этом вопросе много оппонентов, но, по ее мнению, никто не приводит никаких аргументов, почему этого нельзя делать.
«Все мы читали эти книги, в мои школьные годы была сплошная русская классика, которая считалась вершиной мировой письменности. За счет того, что мы достаточно средне знали мировую классику, многие остались с убеждением, что это действительно та литература, без которой невозможно развить интеллект и эстетические ощущения, быть образованным человеком. На самом деле это не так», — заявила женщина.
По ее мнению, именно такие русские поэты и писатели, как Александр Пушкин и Федор Достоевский, заложили основы «русского мира» и «русского мессианства».
«Это действительно очень вредная литература, она может действительно влиять на взгляды людей. Поэтому мое личное мнение, что эти книги также должны быть изъяты из публичных и школьных библиотек. Они, наверное, должны остаться в университетских и научных библиотеках для изучения специалистами корней зла и тоталитаризма», — подчеркнула она.
Что касается научных библиотек и профильной научной литературы, авторы которой могут иметь антиукраинскую позицию, то, по мнению главы УИК, если научная книга без идеологического подтекста, то нет причин изымать ее в первую очередь, пока не будет создана какая-либо замена украинскими или иностранными авторами.
«С другой стороны, я не думаю, что во время войны мы должны оставлять доступ к произведениям авторов, стоящих на антиукраинской позиции. Потому что, читая их, мы, возможно, выражаем одобрение их позиции. Но это все тонкие материи», —добавила Коваль.
Говоря о пополнении библиотечных фондов, Коваль отметила, что в послевоенное время нереально будет закупать нормативное количество экземпляров. По ее словам, после извлечения российской литературы в фондах библиотек останется около 100 млн книг, что составляет примерно половину сегодняшнего, и пополнение будет происходить постепенно. Помочь этому могли бы и общественность, и средства от международных институтов, «возможно, удастся организовать народную «толоку» и собрать качественные книги последних лет издания», считает Коваль.
Российские книги могут пойти на макулатуру
Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко говорил, что изъятые из украинских библиотечных фондов пропагандистские российские книги могут пойти на макулатуру.
«Речь идет не только об изъятии этих книг. Речь идет о том, что эти книги могут пойти на макулатуру. И, соответственно, поскольку с бумагой есть вопросы, на них могут даже наши издатели печатать украинские книги», — сказал Ткаченко.
https://varjag2007su.livejournal.com/9265080.html |