Итальянский театр военных действий принёс глубокие разочарования союзникам. Наступление в горной местности шло медленно, туго. Десанты южнее Рима отметились большими потерями англо-американских войск. Решиться на десантную операцию где-нибудь в Северной Италии, в районе Генуи, союзники опасались, вспоминая кровавые уроки в Анцио и в Бари. К тому же в Италии малоопытным генералам союзников противостоял талантливый и преуспевший в боях фельдмаршал Кессельринг. Кстати, Гитлер очень поздно оценил незаурядность этого военачальника и назначил его главнокомандующим Западного фронта только в марте 45-го года, когда уже по всем статьям было поздно. Особенно сильно были разочарованы в Италии американцы, которые начали понимать, что пошли на поводу «балканской стратегии» Черчилля. После взятия Сицилии союзникам вообще не надо было высаживаться в Италии, действовало бы правило, что угроза часто сильнее её исполнения.
Подобная же ситуация возникла у нас в Крыму. Зачем его надо было штурмовать? При этом штурме погибли десятки тысяч солдат. Группа офицеров Генерального штаба предлагала Крым не штурмовать, ограничиться его блокадой. И когда наши фронты уйдут далеко на запад, 17-я армия Вермахта сама упадёт на землю, как спелая груша… Но «изоляционисты» у нас не были в чести, штурм Крыма состоится, а большая часть 17-й армии всё же успешно эвакуируется в Румынию. Война Советского Союза с Германией была, кроме прочих составляющих, ещё и идеологической войной очень близко стоявших друг к другу псевдосоциалистических режимов, а в этом случае разум мутится и поникает перед античеловеческими целями. В дальнейшем Красная армия также не нужно и, жертвуя людьми, будет штурмовать Кёнигсберг, Будапешт и Берлин.
В начале апреля началось наступление Красной армии на границе северо-восточной Румынии. Формально Румыния была монархией, во главе которой стоял 22-летний король Михай. Но власть в стране полностью сосредоточилась в руках маршала Йона Антонеску, который уже никак не мог выпасть из гитлеровской военно-политической колоды. Румынские войска в начале апреля находились в Крыму, обороняли Одессу и Болгарию. Антонеску встретился с Гитлером, и фюрер, которому румынские нефтяные источники не давали покоя с самого начала Второй мировой войны, пообещал маршалу, что Германия будет оборонять румынские пределы и не даст Красной армии захватить Бухарест и Плоешти. Группировка немецких войск в Румынии была усилена за счёт эвакуации нескольких дивизий из Крыма, командующим Гитлер назначил опытного генерала Ганса Фриснера, имевшего оборонительный опыт в Прибалтике.
Определённая часть политической элиты, включая молодого короля Михая, испытывала серьёзные иллюзии ещё с 1943 года по поводу того, что англо-американские войска после высадки на Балканах придут в Румынию раньше, чем это сделает Красная армия. В апреле 44-го года эти мечты рухнули и развеялись. В этой ситуации Сталин сделал сильный ход. 12 апреля Москва объявила о своих предварительных условиях для советско-румынских мирных переговоров, в результате которых между СССР и Румынией мог быть заключён мир. Советский Союз объявил о том, что основой для этих переговоров должно стать признание территориальных границ, существовавших к лету 41-го года. Более того, в специальном заявлении подчёркивалось: «Советский Союз не имеет намерений изменить существующий социальный строй и ограничить независимость Румынии». На самом деле, в обозе Красной армии имелось уже несколько прокоммунистических румынских марионеток с претензиями на власть и изменение социального строя. Но тогда ещё не пришло время об этом говорить. Король Михай и значительная часть политической элиты доверились большевицким сиренам и дистанцировались от режима Антонеску…
Бомбардировщики союзников в течение одного боевого вылета подвергались нескольким атакам германских истребителей – до бомбардировки и во время возвращения на свои аэродромы. Чтобы избежать больших потерь, авиационные генералы предложили организовать челночные бомбардировки, когда самолёты не разворачивались над Германией для обратного полёта, а продолжали бы движение на восток и приземлялись бы на аэродромах Советского Союза, где они смогли бы подготовить специальные базы. Тяжёлые «Летающие крепости» не на всяком аэродроме смогут приземляться без потерь. Первые такие аэродромы по советско-американскому соглашению были предоставлены союзным бомбардировщикам под Полтавой и в ста километрах западнее, в Миргороде, в местах, воспетых Николаем Васильевичем Гоголем. Базы эти реально начали использоваться только в начале июня 44-го года, а весной в Полтаве и Миргороде проходила очень серьёзная подготовительная работа, которая потребовала немалых сил и средств.
20 апреля премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «Если бы операцию «Оверлорд» пришлось планировать мне, я подождал бы с её началом до тех пор, пока Норвегия не будет очищена, Турция втянута в войну, а река Дунай окажется под угрозой захвата». Черчилля всё ещё тянуло на Балканы. Британский премьер начал беспокоиться о судьбе Норвегии, которая, что уже нельзя было исключать, могла быть очищена одной Красной армией, но это было бы нежелательное для сэра Уинстона очищение. Но уже и на самой английской земле возникал могучий фактор, способствовавший обязательной высадке во Франции. Кроме планов, договоров и обязательств. В юго-западной Англии наличествовала плотная концентрация войск и военной техники, которая самим своим существованием и накоплением энергии требовала выхода и подталкивала политическое руководство к проведению крупной десантной операции на европейском континенте. Одних американских войск было более миллиона офицеров и солдат, которые, как стада бизонов, вытаптывали английские аккуратные газоны и своей бесцеремонностью доводили англичан до истерики….
В апреле в Атлантике при полном поражении подводного флота Германии завершилась конвойная война. Да, немецкие субмарины стали применять шнорхель – приспособление для подачи воздуха без всплытия на поверхность, но в целом военно-воздушные силы и противолодочные корабли не давали немецким подводникам атаковать караваны судов. В Северной Атлантике за апрель было зафиксировано 20 воздушных атак против германских подлодок, десять из них были потоплены. Немецкое командование стремилось рассредоточить рейды лодок между крайним югом и севером. Но и там противолодочная оборона была теперь на высоте. В конце марта – в начале апреля в суровых условиях севера 17 немецких подводных лодок в течение 48 часов преследовали и атаковали союзнический конвой, выпустив по нему 18 торпед, но не добились ни одного попадания. Эскортные корабли этого конвоя уничтожили три германских субмарины, и конвой без потерь прибыл в Мурманск. Немцам оставалось только уповать на чудо или на новую подводную технику.
20 апреля, в день рождения Гитлера, со стапелей Германии была спущена на воду первая подводная лодка 21 серии. За весь 1943 год в Германии были построены 284 субмарины, а в океанах и морях немцы потеряли 240 подводных лодок. В 1944 году число потерь стало превышать количество построенных лодок. Кризис подводной войны Германии связан был прежде всего с техническим отставанием субмарин от технического прогресса противолодочной обороны. Лодки 21 серии вновь обещали Германии преимущество в битве за атлантические коммуникации союзников. Это были настоящие крейсерские подводные корабли, истинные электросубмарины, потому что скорость подводного хода лодок 21 серии превышала скорость надводную. Под водой эта электросубмарина могла идти со скоростью 17,5 узлов, а над водой 15,5, максимальная глубина погружения была 270 метров. Надо учесть, что подводные лодки 21 серии могли и преследовать корабли противника под водой, не всплывая на поверхность, и атаковать их с безопасной глубины в 50 метров. Немецкие конструкторы в этом проекте значительно опередили своё время, но у Германии теперь была и ещё одна проблема. К этому времени средний возраст офицеров-подводников германского флота снизился до 21 года. Кадров теперь остро не хватало для этих новых совершенных лодок 21 серии, а те, кто вновь мог бы посеять ужас на морях и океанах, давно лежали на дне тех самых морей. К тому же технически лодки 21 серии были сложны в управлении и готовить для них квалифицированные экипажи в условиях войны немцы просто не успевали.
Лидер социальной республики Сало Бенито Муссолини выступил с радиообращением к итальянскому народу. Дуче вспомнил все успехи фашистского правления в Италии, обвинил западные плутократии в том, что они коварно вмешались в процесс достижения всеобщего счастья и своей агрессией несут разрушения жилищ и смерть итальянцам. Никакого выхода из тупика дуче не предлагал, кроме беспощадной борьбы и невнятной надежды на крепость германо-итальянской дружбы. А в Италии не любят слов «беспощадно», «смертельно», «до последнего мгновения», «не щадя себя» и тому подобных. В Италии любят жить.
Японская армия в Китае начала наступательную операцию в районе города Ханькоу. Гоминдановские армии почти в два раза превосходили силы японцев, у которых в наступлении участвовали 148 тысяч солдат и офицеров. Тем не менее, японцам к концу месяца удалось разгромить несколько армий Чан Кайши, переправиться через реку Хуанхэ и продолжить движение на юг.
В апреле скончался талантливый советский полководец генерал армии Николай Фёдорович Ватутин. Ватутин был смертельно ранен в бою с украинскими националистами.
8 апреля Япония в очередной раз предложила Советскому Союзу посредничество для заключения сепаратного мира с Германией. СССР через четыре дня отверг предложение Японии.
Советская Ставка издала директиву о переходе к обороне Ленинградского, 3-го Прибалтийского и 2-го и 3-го Белорусских фронтов.
Король Италии Виктор-Эммануил Третий заявил, что готов удалиться от дел, как только союзники войдут в Рим.
1-я танковая армия генерал-полковника Михаила Катукова преобразована 20 апреля приказом маршала Сталина в 1-ю гвардейскую танковую армию.
20 апреля исполнилось 55 лет фюреру германского народа. Пышных застолий, парадов и демонстраций на этот раз не было. Дела Германии шли плохо. Ближайшие соратники Гитлера поздравили его в Ставке в Восточной Пруссии и преподнесли подарки. Геринг подарил четыре живописных полотна немецких художников неоклассицистов второй половины 19-го века. Неоклассицизм – любимый стиль Гитлера. Геббельс же старательно и заботливо поддерживал миф о великом фюрере. Выступая в Берлине, в доме Оперы он заявил, что нельзя оценивать состояние войны по её нынешнему плачевному состоянию, всё ещё может измениться в один волшебный миг, особенно, если к этому мигу будет приложена великая воля фюрера. Надо только, чтобы вся нация поддерживала его. Гитлер в этот день, 20 апреля, разглагольствуя в кругу своих приближённых, заявил, что, очевидно, он, Гитлер, будет последним государственным деятелем, который стремится построить в центре Европы мощное национальное государство, если только продажные американцы и советские большевики не помешают исполниться этой великой миссии. В этот день Гитлер не показывался на публике, не выступал по радио, и в Германии поползли слухи, что он тяжело заболел или даже уже умер.
На южном фланге советско-германского фронта Вермахт вместе с румынскими войсками терпел одну неудачу за другой. 10 апреля была освобождена Одесса. 4-й Украинский фронт и Отдельная Приморская армия продолжали освобождение Крыма. 2-й Украинский фронт продвинулся уже к границам Румынии. Войска 1-го Украинского вместе с правым флангом 2-го Украинского фронта окружили в районе города Каменец-Подольска 200-тысячную 1-ю танковую армию Ганса Хубе. 2 апреля командовавший 1-м Украинским фронтом маршал Жуков предложил окружённым ультиматум, в котором требовал немедленной капитуляции, а в случае продолжения сопротивления угрожал расстрелом каждого третьего пленного. В Ленинграде в сентябре 41-го года Жуков был более гуманным и расстреливал каждого десятого, правда, это были свои, красноармейцы из отступивших частей. Затем Жуков изменил формулировку ультиматума и сообщил немцам, что расстреливаться будут только офицеры, которые откажутся сдаваться…
В районе местечка Ландскоруне остался неприкрытый 15-километровый разрыв между войсками Жукова и Конева. Но самую большую ошибку маршал Жуков совершил в другом. Он упустил то существенное обстоятельство, что в последних числах марта-начале апреля на Восточный фронт для деблокады 1-й танковой армии Хубе прибыл 2-й танковый корпус СС обергруппенфюрера Пауля Хаусера, который состоял из двух элитных танковых дивизий СС. Утром 4 апреля, когда истекал срок ультиматума, 1-я танковая армия Вермахта нанесла неожиданный удар бронетанковым кулаком в западном направлении на Чертков и Бучач. Жуков бросил под танки Хубе разрозненные соединения и части из состава 1-й гвардейской, 18-й и 38-й армий, но эти войска не имели противотанковой артиллерии, в бой вступали с марша и легко сметались с пути немецкими танкистами. На следующий день, 5 апреля, Хаусер нанёс мощный удар силами 2-го танкового корпуса СС из района юго-восточнее Львова навстречу прорывающейся из окружения армии Хубе. Жертвой атаки Хаусера стали две ослабленные советские дивизии из состава 18-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Афонина. До сих пор неизвестно, сколько бойцов и командиров погибло тогда в составе этого корпуса, которые почти голыми руками пытались остановить танкистов Хаусера. 7 апреля в районе Бучача немцы встретились. Хубе вывел из котла 21-у дивизию, почти 200 тысяч человек. Гитлер в восторге произвёл Хубе в генерал-полковники и наградил его Рыцарским крестом. В Ставку советскую Жуков небрежно донёс о том, что из каменец-подольского окружения вырвалось несколько десятков танков с десантом на броне. По иронии судьбы 10 апреля 1944 года и Сталин наградил Жукова недавно учреждённым орденом «Победа» под номером один. В советской истории Второй мировой войны эти неприятности в районе Каменец-Подольска до сих пор считаются большой победой, как и доложил маршал Георгий Константинович Жуков. Впрочем, он так неоднократно докладывал. Лживо. И не лишне будет добавить, что разгромленная в докладе Жукова 1-я танковая армия Вермахта ещё долго будет держать фронт и наносить Красной армии тяжёлые потери…
В апреле на ракетном испытательном полигоне в Пенемюнде завершились последние пробные пуски ракеты А-4, начинённой одной тонной взрывчатки. Пуски продемонстрировали вполне достаточную управляемость и точность в завершающей стадии полёта. Гитлер приказал начать в ближайшие месяцы ракетные удары возмездия по Лондону. Почему не на Восточном фронте? Во-первых, фюреру надо было чем-то ответить на разрушительные бомбардировки англо-американской авиации германских городов; во-вторых, на Восточном фронте основные промышленные объекты были уже вне зоны досягаемости ракет; В-третьих, в этот период войны Гитлер был буквально одержим ненавистью к английским плутократам и лично к Черчиллю, а Сталина фюрер начинал уважать…
В советской Ставке весной 44-го года создавались стратегические планы летней кампании. При всех успехах Красной армии в Крыму и на Украине эта дорога к жизненно важным центрам Германии не вела. Следовало обратить внимание на группу армий «Центр», державшую оборону в Белоруссии. После её разгрома и выхода в Польшу можно было поставить перед собой главную цель: Германию и её столицу Берлин. Весной Ставка начала усиливать белорусские фронты, постепенно переходя к обороне и готовясь провести главную наступательную операцию 1944 года. Исключение составлял только 4-й Украинский фронт, в состав которого 15 апреля была передана Отдельная Приморская армия, наступавшая в Крыму с востока на запад и потерявшая в тяжёлых боях почти половину своего состава, что привело к смене командарма: Ивана Петрова сменил Андрей Ерёменко. 4-й Украинский фронт Толбухина продолжал битву за Крым. Приморская армия освобождала восточный и южный Крым, 51-я армия двигалась с севера. Особая статья войны – это крымские партизаны. После захвата немцами всего Крыма советские партизаны были оттеснены в горы. При откровенно враждебном отношении татарской части населения к советской власти, партизаны потеряли базы снабжения, источники воды, которых на Крымском полуострове мало. В первую военную зиму крымские партизаны терпели невероятные лишения: холод, голод вплоть до людоедства. После падения Севастополя партизанские отряды пополнились испытанными бойцами, не успевшими эвакуироваться или бежавшими из плена и частью русского населения, испытавшего на себе крайнюю жестокость татаро-мусульманских отрядов самообороны, которых оккупанты натравливали на русских. Наладилась и связь с Большой Землёй. В апреле 44-го года партизанское движение в горах Крыма представляло значительную силу. Партизанские отряды Грузинова и Ястремского ещё до подхода войск 4-го Украинского фронта освободили такие города, как Ялта, Алушта и Бахчисарай.
По здравому рассуждению воевать за Крым в апреле 44-го года не имело смысла ни Гитлеру, ни Сталину. Мы уже говорили об этом. Красная армия вышла на границу с Румынией, Крым далеко в тылу. Даже как аэродромный авианосец его уже не имеет смысла использовать, одесские поля гораздо ближе к нефтяным вышкам Плоешти. Но Гитлер капризничает, и в Крыму остаётся взаперти 17-я армия генерала Эрвина Йенеке, насчитывавшая в апреле в своём составе 195 тысяч человек, менее 155 самолётов и около 200 единиц бронетехники. Что делает и с какой целью в Крыму находится 17-я армия Вермахта? Непонятно. Очевидно, чтоб сохранить престиж немецкого оружия. Но этот престиж уже основательно разрушен… А товарищ Сталин не зря сказал, что нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики. Крым объявлен Гитлером крепостью, и 4-й Украинский фронт будет эту крепость брать… И ещё тридцать тысяч, если не больше, солдат погибнет.
В Югославии гражданская война сожгла все возможные мосты, объединения и союзы. Великобритания решила сделать ставку на тех, кто вносит наибольший вклад в борьбу с нацистской Германией. Это вполне соответствовало интересам Советского Союза на Балканах в тот период войны. Сталину нетрудно было доказать Черчиллю, что лидером в борьбе с Германией является Броз-Тито. Англичане перестали поддерживать югославского короля Петра и четников генерала Драголюба Михайловича, которые, кроме усташей и оккупантов, видели своих врагов и в коммунистах. С апреля 44-го года отряды Броз-Тито стали получать и английскую, и советскую военную помощь. В апреле в Москву прибыла военная миссия, посланная Тито. Своеобразие изменившейся ситуации заключалось прежде всего в том, что югославский посол в Москве представлял королевское правительство, но изменил ему и признал Тито в качестве Верховного правителя. А использование югославским послом коммунистической символики привело к целому ряду эксцессов, как в самом посольстве, так и во время визитов в Москву югославских дипломатов.
16 апреля среди бела дня американские «Летающие крепости» с аэродромов Италии нанесли неожиданный мощный удар по столице Югославии Белграду. Бомбардировке подверглись центральные жилые районы города. Было убито 2 (два) немецких солдата и более 2,5 тысяч жителей Белграда.
Зачем?
Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/
Заказы можно также присылать на orders@traditciya.ru
_______________________________
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
ПОДДЕРЖИ ИЗДАТЕЛЬСТВО!
Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733
Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |