В наше время, как и в апостольскую эпоху, главным антиподом христианства продолжает оставаться язычество. Да, безусловно, противником христианства было и есть иудейство, но, по сути, это тоже является следствием объязычивания иудеев в результате искажения Откровения. Язычество - слово библейское, происходящее от слова "язык" - "племя". Так назывались племенные, народные верования в противоположность Божественному Откровению, единому для всех. По определению апостола Павла, язычество это поклонение твари. Действительно, смешивание твари с Творцом является основополагающей ошибкой язычества. Эта ошибка возникает не случайно, но является следствием обольщения человека. Действительно, мысль о надмирном Всемогущем Боге, Которому все подвластно, невыносима для гордого.
Именно гордость является главным побудительным мотивом противления Богу. И вот гордый человек, отвергая веру во Всемогущего Творца, заменяет ее верой в то, что сама природа божественна. Да, человек по факту слаб, но будучи частью этой природы, способен достичь божественного состояния своими силами, по мысли язычества. При всем многообразии языческих религий, это утверждение характерно для них всех. Так мыслят все язычники - от примитивных шаманов, торгующихся с духами, до интеллектуалов буддистов, осознающих себя буддами, освобождающихся своими силами от страданий.
Но гордость, лежащая в основе язычества, не может дать истинного счастья. Даруя кратковременный эффект могущества и наслаждения, она лишает человека спокойствия и тревожит его, ибо для гордеца возможность собственного падения непереносима. Как бы высоко не вознесся в своих мечтаниях язычник, ничто не гарантирует ему сохранение этой высоты. Наоборот, тревога лишь растет, даже если не осознается, ибо чем выше, тем больнее падать.
И только Божественное Откровение постулирует радикальную инаковость Бога всему миру. С Богом невозможно торговаться, Его нельзя обмануть, Он ни в чем не имеет нужды, подавая Сам необходимое всем по Своей любви. Человек перед Богом - ничто. И это не причина для ужаса, но, напротив, - твердое основание надежды на блаженство. Но для этого требуется полное самоотречение, смирение до конца. Смиренный человек спокоен, не волнуется ни о чем. Его не страшит возможное падение, ибо он не надеется на себя. Обратной стороной смирения является любовь - смиренный человек благодарит Бога за все и любит все творение Божие, ибо его сердце не замутнено эгоистическими желаниями. Потому христианин избегает падений любовью к Богу.
Основание любви находится в Боге, Которого христианство именует любовью. Полнота божественной любви открывается во Христе, Который будучи Богом, стал ради нас человеком, претерпев незаслуженные страдания до смерти. Христианское учение о Боге, Едином в Трех Лицах, позволяет нам понять тайну Христа. Он представляет Собой Второе Лицо Троицы, Сына Божия. Будучи исполнителем не Своей собственной, но Отчей воли, Он являет нам пример послушания. Отец же не открывает Своего Лица, не владетельствует миром лично, но все отдает Сыну. Дух же Святой, исходящий от Отца и в Сыне пребывающий, даруется всем приобщающимся Сыну. Дух познается по действию в каждом христианине благодати, силы Божией.
Для верующего Троица является не предметом отвлеченных от жизни рассуждений или просто слепой верой, но является содержанием его духовной жизни, опытным переживанием. Соединяясь со Христом в Таинствах Крещения и Евхаристии, становясь членом Его Тела по вере, христианин переживает исполнение Духом Святым в подражании смирению Христа перед Отцом. Исполнение благодатью не приводит к гордости, если она исповедуется силой Божией, а не нашей собственной. Христианин должен быть всегда готовым к скорбям и оставленности благодатью, вплоть до вечного ада. Но чем сильнее эта готовность, чем больше христианин претерпевает, тем больше исполняется благодатью.
Таким образом, путь язычества и путь христианства противоположны друг другу. Первый путь, основанный на гордости, приводит человека к отчуждению от Бога и от всех других в итоге, ибо гордый всегда предпочтет себя. Это путь, лишающий человека покоя и любви, приводящий к смерти. "Будете как боги", - искушал сатана прародителей, которые поверив ему, отпали от Бога и стали смертными. Этим же словам лукавого духа последуют и доныне язычники. Второй же путь, христианский, проходящий через терния самоотречения вслед за Христом, приводит человека к покою и любви - основе вечной блаженной жизни с Богом в Его Царстве.
|