Его называли последним полководцем суворовской школы. Он не проиграл ни одного сражения, а потому по праву должен быть признан самым успешным и результативным полководцем Великой войны.
Николай Николаевич Юденич родился 18 (30) июля 1862 г. в Москве в семье коллежского советника. Окончил Александровское военное училище и Николаевскую Академию Генерального штаба.
Примечательно, что на экзамене по русской словесности при поступлении в Академию из 30 предложенных тем молодой офицер выбрал не "Вступление Наполеона в Москву" или, скажем, "Взятие крепости Карс в ходе Крымской войны", а… "Романтическое течение в русской литературе". Профессор Цешковксий оценил сочинение Юденича выше всех в его группе и, объявляя оценки, отметил:
— Поручик Юденич, вы проявили при выборе темы сочинения, на мой взгляд, настоящую храбрость…
Будучи военным до мозга костей, Николай Николаевич хорошо разбирался в литературе, а в стенах Академии ходили даже приписываемые ему стихи.
Сражался голый троглодит,
Как грубым свойственно натурам,
Теперь же просвещенный бритт
Трепещет в хаки перед буром.
Но англичанин и дикарь
Хранят все свойства человека:
Как били морду прежде, встарь,
Так будут бить ее до века…
Академию Юденич, постигавший науки с величайшим упорством, окончил по 1-му разряду. Боевое крещение было принято им в Русско-японскую войну. В ту пору Николай Николаевич уже носил чин полковника и заслуженно считался одним из лучших командиров Русской Армии. Подобно Суворову, он с отеческой заботой относился к своим солдатам.
— Нижний чин — это твой брат, - наставлял Николай Николаевич своих офицеров. - Обращайся с ним соответственно. Строго, взыскательно, но — справедливо. Поддержи новобранца всякий раз, когда чувствуешь, что ему трудно. Не забывай, что тебе вместе с солдатом не только казарму в чистоте содержать, но и в бой идти рядом…
Полковник Юденич знал по именам многих своих солдат, нередко разговаривал с ними о доме, он бывал в расположении полка и при подъёме и при отбое, сам снимал пробу солдатской пищи. Его полк отличался отменным устроением: больных в лазарете почти не было; казармы отличались добротностью и уютом; прикухонное хозяйство снабжало солдатский стол свежим мясом и овощами. В каждой роте имелись свои сапожники, портные, парикмахеры… В итоге на учениях солдаты Юденича демонстрировали прекрасную выучку.
Столь же блестящие результаты показал полк и на театре военных действий. За отличное командование полком в Мукденском сражении Юденич был награждён Золотым оружием, а его полк — особым знаком на головной убор с надписью: "За Янсынтунь. Февраль 1905 года". За время несчастливой для России Русско-японской войны Николай Николаевич был дважды ранен и награждён многочисленными орденами. Эту кампанию он окончил в чине генерал-майора.
Первую Мировую войну Юденич встретил в должности начальника штаба Кавказского военного округа. 9 декабря 1914 г. турки пошли в наступление. Началось Сарыкамышское сражение. Несмотря на тяжёлые климатические условия, русские уже к концу декабря одержали в нем полную победу, перейдя государственную границу Турции. Противник потерял 90 тысяч убитыми и ранеными и около 70 орудий. Русские потери составили 26 тысяч убитыми, ранеными и обмороженными. За эту блестящую операцию Николай Николаевич был произведён в генералы от инфантерии, назначен командующим Кавказкой армией и удостоен ордена Св. Георгия 4-й ст.
"Русские нанесли поражение туркам вблизи Сарыкамыша… Этот успех тем более похвален, что наступление наших союзников началось в гористой стране, такой же возвышенной, как Альпы, изрезанной пропастями и перевалами. Там ужасный холод, постоянные снежные бури. К тому же — никаких дорог, и весь край опустошен. Кавказская армия русских совершает там каждый день изумительные подвиги", - отмечал в своём дневнике французский посол М. Палеолог.
Турки попытались взять реванш за своё поражение. Новый командующий 3-й армией генерал-лейтенант Махмуд Кемаль-паша энергично взялся за подготовку нового наступления, разработка которого была возложена на срочно присланного ему в помощь начальника штаба - опытного германского генштабиста Г. Гузе, ученика генерала Людендорфа. Гузе разработал план, как перерезать растянутые коммуникации русских, проходившие по долине Северного Евфрата. Этой цели служил удар на Мелязгертском направлении по флангу 4-го Кавказского армейского корпуса, который нанесли 9 июля 1915 года 80 османских батальонов и эскадронов.
В то же время в тылу этого соединения начали активно действовать турецкие диверсионно-террористические группы. Командир корпуса генерал В.В. де Витт просил Юденич разрешить ему отвести войска на рубеж севернее Алашкертской долины. Но Николай Николаевич нашёл более эффективное решение. Быстро сформировав сводный отряд под начальством генерала Н.Н. Баратова, он нанес им ответный удар в тыл неприятелю.
Действия Баратова дополнялись локальными наступлениями на других участках фронта, которые сковывали активность Кемаль-паши и не позволить ему перебросить новые силы в Алашкертскую долину. Таким образом неприятельское наступление было предотвращено. За этот успех Николай Николаевич получил орден Св. Георгия 3-й ст.
"Генерал Юденич обладал необычайным гражданским мужеством, хладнокровием в самые тяжелые минуты и решительностью, — писал в своих воспоминаниях генерал-квартирмейстер штаба Кавказской армии генерал В.Е. Масловский. — Он всегда находил в себе мужество принять нужное решение, беря на себя и всю ответственность за него… Обладал несокрушимой волей. Решительностью победить во что бы то ни стало, волей к победе весь проникнут был генерал Юденич, и эта воля его в соединении со свойствами его ума и характера являли в нем истинные черты полководца".
Должно отметить, что Кавказская армия была не велика числом, а турецкий фронт рассматривался Ставкой как второстепенный. Поэтому Николаю Николаевичу приходилось небольшими силами держать фронт протяжённостью в 1500 км.
Осенью 1915 г. стало известно, что турки получили большое подкрепление и готовятся вновь перейти в наступление. Однако, Юденич опередил противника и перешёл в наступление сам. Сотрудник разведывательного отделения полевого штаба Кавказской армии подполковник Б.А. Штейфон вспоминал: "…каждый смелый маневр генерала Н. Юденича является следствием глубоко продуманной и совершенно точно угаданной обстановки… Риск генерала Н. Юденича — это смелость творческой фантазии, та смелость, какая присуща только большим полководцам".
Именно такой, с виду неожиданной, а на деле продуманной до мельчайших деталей была эта операция Суворова Второй Отечественной… Прежде всего Николай Николаевич принял все меры для обеспечения бойцов теплой одеждой. Каждый воин получил пару валенок и теплые портянки, короткий полушубок, стеганые на вате шаровары, папаху с отворачивающимся назатыльником, варежки. Для маскировки в заснеженных горах было заготовлено достаточное количество белых коленкоровых халатов и белых чехлов на шапки. Для наступления в высокогорье - защитные солнечные очки. Каждый солдат получил также по два полена для обогрева на ночлегах. В комплект снаряжения наступавших пехотных рот были включены толстые жерди и доски для быстрого наведения переправ через незамерзающие горные ручьи. В полосе готовящегося наступления Кавказской армии было развернуто 17 метеорологических станций, которые регулярно выдавали войскам прогнозы и рекомендации.
Блестяще сработали и русские разведчики, сумевшие пустить слух о якобы намеченной на раннюю весну 1916 г. операции Ван-Азербайджанского отряда и вошедшего в Иран экспедиционного корпуса генерала Баратова совместно с англичанами в Месопотамии.
Для вящей убедительности этой легенды в иранском Азербайджане казаки закупили большое количество верблюдов и целые гурты скота и заготовляли помногу зерна и фуража. Сам же Юденич направил срочную нешифрованную телеграмму командиру 4-й Кавказской стрелковой дивизии с приказом сосредоточиться у Сарыкамыша для дальнейшей отправки по железной дороге в Персию. Как и было рассчитано, турки перехватили телеграмму и окончательно поверили русскому отвлекающему маневру. В итоге начатое 28 декабря 1915 г. 2-м Туркестанским корпусом наступление застало противника врасплох.
После жестоких боёв русские вышли к хорошо укреплённой крепости Эрзерум. Командующий лично приступил к детальной разработке плана штурма. Штурм был начат 29 января 1916 г. В первые сутки удалось овладеть северной частью позиций, с которых контролировался Гурджибогазский проход, а также фортом Далан-гез. Этот форт был занят пехотным отрядом и казаками под командованием подполковника И.Н. Пирумова. 1 февраля турки начали жесточайший обстрел Делан-геза, а затем бросили против него превосходящие силы своей пехоты. Русские оказались от своих, вдобавок к концу подходили боеприпасы. Тем не менее пирумовские бойцы отбили пять атак ружейно-пулеметным огнем, а шестую и седьмую — одними штыками. В этих отчаянных боях сражались даже могущие держаться на ногах раненые. Когда турки предприняли восьмую атаку, изнемогающему отряду подоспело подкрепление. К этому моменту из 1400 человек, оборонявших форт, в строю оставалось не более 300 человек.
1 февраля русские войска взяли последний из запиравших Гурджибогазский проход фортов, вслед за чем брошенные в прорыв казаки ворвались в Эрзерумскую долину. Кемаль-паша сосредоточил усилия на обороне девебойнской позиции, но и эта преграда пала под натиском чудо-богатырей Юденича.
За взятие Эрзерума Николай Николаевич получил орден Св. Георгия 2-й ст. За всю Первую мировую войну эту высокую награду получили лишь четыре человека.
Военный историк А.А. Керсновский отмечал: "Армия Энвера была сокрушена и уничтожена Юденичем у Сарыкамыша. Мечтам о создании "пантуранского" царства от Адрианополя до Казани и Самарканда наступил конец.
Летом 1915 года Н. Юденич разбил пытавшихся наступать турок на Евфрате. Осенью турки разгромили англо-французов в Дарданеллах. Зная, что неприятель должен усилиться, а ему подкрепления не дадут, Н. Юденич решил не дожидаться удара, а бить самому. В разгар ледяной кавказской зимы он перешел во внезапное наступление, разгромил турецкую армию при Азап-Кее, а затем — на свой страх и риск беспримерным в истории штурмом взял Эрзерум…
К концу 1916 года Кавказская армия выполнила все, чего от нее требовала Россия в эту войну. Дело было за царьградским десантом. Живая сила турецкой армии была уже сокрушена…"
Победоносный марш русских войск не завершился Эрзерумом. Преследуя остатки разгромленной 3-й турецкой армии, русские взяли крупный горд Битлис. Кавказская армия продвинулись на 150 км. Турки потеряли 66 тыс. человек убитыми и ранеными, 13 тыс. попало в плен. Было взято также 9 знамен и 323 орудия. Русские потери составили 2339 убитыми и 6 тыс. ранеными. В апреле 1916 г. армия Юденича взяла Трапезунд (Трабзон), а в июле - Эрзинджан.
После Февральской революции Николай Николаевич был назначен командующим войсками Кавказского фронта, но пробыл в этой должности недолго. Он написал обширный доклад, посвящённый прогрессирующему разложению фронта и отправил его в Ставку… 7 мая 1917 г. последний полководец суворовской школы был отстранен от командования фронтом "как сопротивляющийся указаниям Временного правительства" и отправлен в отставку.
После октябрьского переворота Юденич уехал в Финляндию, где нашёл приют у своего товарища по Академии – Карла-Густава Маннергейма. Вскоре Николай Николаевич сделался лидером антибольшевистской борьбы на Северо-Западе России. Признав власть Верховного правителя адмирала А.В. Колчака, в июле 1919 г. Николай Николаевич был назначен им Главнокомандующим войсками Северо-Западного фронта.
28 сентября 1919 г. Северо-Западная армия прорвала фронт 7-й армии большевиков и устремилась на Петроград. Были взяты Ямбург, Красное Село, Гатчина. До Петрограда оставалось не более 20 км. Однако… это наступление не увенчалось успехом. Оно не было поддержано ни иностранными союзниками (англичанами и французами), ни параллельно действовавшими, но не пожелавшими подчиниться частями генералов Родзянко и Булак-Балаховича… Собственные же силы Северо-Западной армии составляли 17 800 штыков, 700 сабель, 57 орудий, 4 бронепоезда, 6 танков, 2 бронеавтомобиля и 6 самолетов… Этого было слишком недостаточно, чтобы отразить контрнаступление красных даже для Суворова Второй Отечественной…
Армия Юденича отступила в Эстонию. 22 января 1920 г. генерал объявил о её роспуске, а 28 января… был арестован военнослужащими формирования Булак-Балаховича при содействии эстонских властей.
Николай Николаевич был освобождён после вмешательства французской и английской миссий. С помощью англичан ему удалось покинуть Эстонию.
В эмиграции Юденич с супругой жил в Ницце на юге Франции. Он не участвовал в политической деятельности, сосредоточившись на работе общественно-просветительской. Генерал был председателем Общества ревнителей русской истории, выступал с докладами о войне на Кавказе, состоял почетным членом приходского совета в церкви.
Самый результативный полководец Первой Мировой, военачальник, не знавший поражений, генерал-от-инфантерии Николай Николаевич Юденич скончался в Каннах 5 октября 1933 г. Его прах был перенесён в Ниццу на кладбище Кокад.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |