Он был воистину властителем дум, которого уважали и боялись министры, ценили монархи, любили патриоты России и ненавидели ее недруги. Михаил Катков задавал вектор государственной политике, упреждал роковые ошибки власти, говорил об опасных заблуждениях «передового общества».
Михаил Никифорович Катков родился 1(13) февраля 1818 года в Москве в семье мелкого чиновника. Его отец Никифор Васильевич благодаря добросовестности и трудолюбию выслужил личное дворянство. После его безвременной кончины (1823 г.) одаренный мальчик учился в Преображенском сиротском училище и 1-й Московской гимназии. С детства познав нужду, Михаил Катков смог закончить Императорский Московский университет и проявить свои недюжинные способности. Его судьба, как и судьбы многих других выбившихся в люди одаренных выходцев из социальных низов, – наглядное подтверждение надклассовости российского самодержавия, открывавшего путь к социальным лифтам для всех желающих и способных плодотворно трудиться и уж тем более, тех, кто готов верой и правдой служить Родине.
Михаил Катков не сразу обрел просвещенно-консервативное мировоззрение. В молодости он увлекся Гегелем, сблизившись с такими радикально мыслящими публицистами-западниками как В. Белинский и А. Герцен. Отметим, что в 1950-е годы в катковском журнале «Русский вестник» уживались и западники, и славянофилы. Поначалу одаренный публицист и сам сочетал идеи демократии и национальной самобытности. «Истинный консерватизм не враг прогресса, реформ, – писал Катков, – напротив, он сам вызывает их в интересах своего дела».
Но вскоре жизнь заставила Михаила Никифоровича распрощаться с либеральными иллюзиями. Рубежом в его гражданском развитии можно считать известные польские события второй половины XIX века. Польша в то время дробилась на части в составе Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В российском «Царстве Польском» в 1863 году и вспыхнул кровавый вооруженный мятеж. Он носил шляхетский, помещичий характер и начался повсеместными атаками на русские воинские гарнизоны. Боевики убивали наших солдат в постелях, жгли заживо в домах.
Лондону и Парижу, конечно же, не было никакого дела до поляков. Но как упустить удобный предлог, чтобы вновь ополчиться на Россию! В связи с польским кризисом подняли головы и российские либералы. Враг и обличитель монархической государственности Герцен, с 1852 год проживавший в Лондоне, выбросил демагогический лозунг: «За вашу и нашу свободу!» Либеральная печать кликушествовала по поводу мер правительства по водворению гражданского мира и злорадствовала по поводу каждой русской неудачи. По выражению современного исследователя Егора Холмогорова, в то время «Польша превратилась в настоящую «Чечню» России XIX века».
Правительству пришлось нелегко, оказавшись между молотом враждебного Запада и наковальней доморощенной квазипрогрессивной общественности. И тут на выручку государству пришел Михаил Катков, недавно возглавивший популярную и влиятельную газету «Московские ведомости». Либералы превозносили мятежников, травили генерал-губернатора Северо-Западного края Михаила Муравьева, наводившего порядок, вешая на него одиозные ярлыки вроде «вешателя».
Катковские «Ведомости» в долгу не оставались. Они рассказывали читателям правду о зверствах мятежников, о вешателях-жандармах польской жонды (самозваного «правительства»), их жестоких расправах над белорусским населением, священниками, пленными. В своих статьях Катков показал главное – помещичью, шляхетскую природу польского восстания и народный характер сопротивления ему. Активно разъяснял публицист и международную подоплеку событий.
Другим примером гражданского мужества и прозорливости Михаила Каткова может служить и дело террористки-«народницы» Веры Засулич, стрелявшей летом 1877 года в Санкт-Петербургского градоначальника Федора Федоровича Трепова и возмутительнейшим образом оправданной судом присяжных, подпавших под влияние либерально-анархической прессы. Катков разоблачил аморализм и безответственность политизированных присяжных и опасную солидарность либералов с террористами.
Журнал «Русский вестник», у руля которого Катков встал еще в 1856 году, стал центром притяжения литературных талантов. Он первым печатал романы Толстого, Достоевского, Лескова, Писемского, Крестовского, вел полемику с нигилистами из «Современника», объединившимися вокруг Чернышевского и Добролюбова. После убийства Александра II ему пришлось противостоять и террористам, и призывавшим к уступкам им либералам. Он доказывал, что уступки выгодны лишь радикалам, и те будут требовать все большего, вплоть до плахи для царя.
Трактуя взгляды Каткова с современных позиций, можно критиковать его неприятие западного парламентаризма, многих либеральных институтов вроде суда присяжных. Но нельзя не согласиться с главным из того, что он отстаивал, – что любые реформы не являются самоцелью, а могут быть лишь средством для достижения народного блага. А оно, в свою очередь, невозможно без охранения многовековых традиций и учета национального характера народа.
Станислав Смирнов для Русской Стратегии |