С интересом прочитал в первом выпуске «Голоса эпохи» за 2022 год очерк посвященный генералу М.Н. Муравьеву – Виленскому. Мне это имя приходилось слышать не единожды, в предыдущие годы, в разных местах и от разных людей.
Муравьев – вешатель. Именно таким «титулом» советские историки и агитпроп сталинского ВКП (б) припечатали к позорному столбу генерала М.Н. Муравьева. Тем самым они подкрепили свою преемственность с российскими демократами предшествовавшего XIX века. Муравьева – вешателя клеймили А.И. Герцен и его малочисленные последователи в России, т.н. шестидесятники, того же XIX века, народовольцы, социал-демократы и пришедшие им на смену большевики. В общем, вся та публика, которую клеймил со сцены в конце 1980-х русский певец И. Тальков в своей песне «Господа – демократы минувшего века».
Мне имя царского генерала – вешателя запомнилось из школьного курса «История СССР XIX века. Для 8-го класса». Но не только. Несколькими годами ранее, от маминой работы состоялась очередная однодневная автобусная экскурсия по Подмосковью. Кажется при посещении какой-то бывшей дворянской усадьбы, экскурсовод упомянула дворянский род Муравьевых, очевидно имевший, отношении к усадьбе. По её словам, были дворяне Муравьевы хорошие, которые состояли в организации декабристов и боролись против царизма. И был плохой Муравьев, который отрёкся от революционных идеалов и стал преданным слугой царизма. Этот Муравьев вошёл в историю как Муравьев - вешатель. Он говорил о себе: «Есть Муравьевы которых вешают, а есть те Муравьевы, которые вешают. Я из тех Муравьевых, которые вешают».
В следующий раз я услышал имя генерала Муравьева в конце 1980-х, на экскурсии по городу Каунасу Ковно), во время туристической поездки в Литовскую советскую социалистическую республику. Программа знакомства с бывшей литовской столицей, эпохи Первой республики городом Кауносом (Ковно) включала посещение печально известного форта № IX старой крепости, который использовался в качестве тюрьмы властями довоенной Литвы, а после занятия её территории гитлеровским Вермахтом, всё по тому назначению.
Крепость в начале ХХ века возводили русские военные инженеры. На неё русское военное командование возлагало большие надежды в будущей войне против Германии. Гидесса с явным удовольствием поведала нашей группе московских туристов о том, что летом 1915 года русские войска практически без боя сдали крепость Ковно немцам, отступая на восток. Действительно, крепость Ковно не стала вторым русским Порт-Артуром. Командовавший её гарнизоном генерал Григорьев, после трёхдневных боёв с наступавшими германцами, приказал очистить форты крепости подчинённым ему войсками, опасаясь окружения. За такое руководство обороной, генерал Григорьев был разжалован и отдан под суд.
Она же поведала о том, что в прошлом, девятнадцатом веке, во время восстания поляков и литовцев против царского самодержавия очень печальную память о себе оставил другой царский генерал – Муравьев – "вешатель".
Спустя несколько дней, во время экскурсии по курортному литовскому городу Друскиненкай, во времена Российской империи именовавшемуся как Друскеники, другой гид, или гидесса подробнее рассказали нам про генерала – вешателя. Во время восстания в 1863 году, царские войска под командованием генерала Муравьева окружали отряды повстанцев в лесах. Затем царские, читай, русские солдаты прорубали в лесных массивах просеки. Там, где просеки пересекались под прямым углом, сооружали укрепления – брустверы, где размещались отряды солдат, в то время как сами просеки патрулировали кавалеристы. Тем самым отряды повстанцев дробились на группы, а сами группы изолировались друг от друга и от местного населения. Если повстанцы не желали складывать оружие, то лес поджигался. Дым и огонь выгоняли их под пули и картечь царских войск. С повстанцами, сдавшимися на милость победителей, расправлялись жестоко. По приказу генерала Муравьева их вешали. В лучшем случае, ссылали на каторгу в Сибирь.
Спустя два года после этого памятного путешествия в Литовскую советскую социалистическую республику, формально советская власть над Россией закончилась. Чуть раньше прекратил своё существование социалистический лагерь. А чуть позже и Советский Союз. Теперь граждане и бывших стран социализма в Восточной Европе, и граждане бывших республик бывшего СССР, и сами русские и россияне, получили свободу выбора. Определиться, кто для них является национальными героями.
Один из главных руководителей Польского мятежа 1863 – 1864 гг. К. Калиновский стал национальным героем для националистов польских, литовских и белорусских. Напомню, что главной целью Польского мятежа, или, если угодно, восстания, было восстановление государственной независимости Речи Посполитой, или Польши. Что не одно, и тоже. В Речи Посполитой доминирующей нацией были поляки. Своих сограждан литовцев они снисходительно называли лабусами. А белорусов, в первую очередь крестьян, в значительной мере исповедовавших православное христианство, называли быдлом. Справедливости ради надо заметить, что быдлом называли и польских крестьян польские дворяне, будь то магнаты, или шляхта.
В белорусских краеведческих музеях по сию пору можно увидеть портреты К. Калиновского с подписями «революционер-демократ», вполне в духе советского агитпропа. Тем интереснее было услышать, как говорится, живое слово о русском генерале – вешателе из уст самих белорусов.
В канун нового 2022 года я отправился в очередное путешествие в Белоруссию в город Барановичи. Поезд выехал из Москвы ночью. Забравшись на своё место на верхней полке, я попытался задремать, но в поездах это у меня получается очень плохо.
Попутчики на нижних полках не спали. Ими оказались толстоватый юноша с книжкой в руках и парень, на вид лет 25 – 27, с очень короткой стрижкой, как у солдата Советской армии первого года службы. Пассажир с солдатской стрижкой через некоторое время извлёк небольшую бутылку коньяку. Предложил юноше, предварительно поинтересовавшись, есть ли ему 18 лет. Ответ был утвердительный, но от коньяка книгочей отказался. Через некоторое время старший пассажир, которому видимо, стало скучно без собеседника, куда-то вышел и вскоре вернулся с какой-то женщиной. Как мне показалось, из соседнего купе. Она оказалась куда более кампанейским человеком, нежели юноша с книгой. И хотя последний, к коньяку так и не притронулся, какая-то общая беседа завязалась. Оказалось, что все трое – белорусы, т.е. граждане Республики Беларусь. Все они едут к своим семьям в Белоруссию, чтобы в семейном кругу встретить Новый год и Рождество. Юноша учится в одном из московских вузах. Парень с короткой стрижкой работает в автосервисе в Подмосковье. Дама, как мне показалось на вид около 40 лет, много лет живёт и работает в России, в Петербурге. На каком поприще, я не расслышал.
Узнав о том, что юноша учится на специалиста - технаря в Москве, парень с короткой стрижкой его похвалил, сказав, что такая специальность может пригодится на военной службе. При этом сослался на свой пример. До призыва в армию он окончил техникум, и это ему пригодилось в армии, где он служил по автомобильной части в Бресте. А потом и на гражданке. Уехав в Москву, он сначала работал автослесарем, а позднее работодатель доверил ему одну из принадлежащих ему точек автосервиса.
Тепло бывший служивый вспоминал город Брест, куда на новый год направлялся юноша – студент к своим родителям. А потом поведал о том, что зимой 2013/2014 года его воинская часть была поднята по тревоге и переброшена на юг, к белорусско-украинской границе. Причём, отметил рассказчик, им были приказано грузить с собой в автомобили, цинки. Видя, что эта деталь не произвела на слушателей должного впечатления, он спросил: знаете, что такое цинки? Попутчики неуверенно предположили, что цинки, это, наверное, цинковые гробы. На что он снисходительно пояснил – цинки, это цинковые коробки с патронами. Боевыми патронами.
В связи с этой деталью, не знаю кем, было «озвучено»: «майдан», «Киев», «бандеры». И, видимо в связи с этой темой, дама – попутчица решила просветить своих земляков. Для начала она поведала о том, что самые древние народы Европы, самые, если можно так сказать европейские европейцы, это восточные славяне. А восточные славяне, это белорусы, русские и украинцы. Украинцам сильно не повезло. Им портят жизнь «бандеры». Они хотят оторвать украинцев от белорусов и русских. И превратить во врагов.
Далее прозвучал риторический вопрос –
- А кто у белорусов главные враги? Помните? Это ляхи. В старину, когда было Великое княжество литовское, белорусам жить было нормально. Сами знаете. А потом, когда литовцы с поляками объединились? Плохо всё стало. Ляхи притесняли и убивали белорусов. Это продолжалось и в двадцатом веке. Когда к ляхам - врагами белорусов добавились новые враги - фашисты и бандеры. И ещё кто был хуже, фашисты, или бандеры, это как посмотреть …
- Кто нашу Хатынь спалил? - продолжала попутчица. - Бандеры. И не одну только Хатынь. И ляхи в ту войну продолжали убивать белорусов, как прежде. И в гражданскую войну убивали и в Великую Отечественную. А в старину был русский генерал, которого ляхи называли генерал – повешатель. Ненавидели они его. И боялись. Так этот русский генерал говорил своим солдатам: белорусы, это наша кровь. За каждую каплю нашей крови, ляхи ответят. Я им не дам убивать белорусов. Если ляхи хоть одного белоруса убили, повесить пять ляхов! Вот такой был правильный русский генерал! Эх, жалко, я сейчас его имя не могу вспомнить!
Попутчики внимали, как мне показалось этому экскурсу в историю, если не с благоговением, то уж как минимум вниманительно.
Само собой, за этим последовал тост за триединство славян – белорусов, русских, украинцев.
P.S. С начала военных действий на территории Украины в составе её вооруженных сил воюет белорусский добровольческий батальон «Кастусь Калиновский». По данным озвученным белорусским ТВ в его составе было 208 бойцов. Из них около 60 погибло в боях. Около 60 дезертировало.
Чичерюкин-Мейнгардт В.Г., к.и.н.
Русская Стратегия
|