Современной гуманитаристике известны всего четыре развернутых концепций динамики культурных универсумов, называемых локальными цивилизациями, в которых разрабатываются ключевые для историософии и исторической культурологии темы закономерностей и параллелизма в развитии таковых универсумов. А именно, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и Л. Гумилёва. Но и среди упомянутых грандов первые трое пасуют перед вопросом о движущих силах истории. Шпенглер и Сорокин предпочитают не касаться этого вопроса вовсе, Тойнби, хотя и затрагивает его, но ответы предлагает малоубедительные. И только Гумилев в своей пассионарной теории, по сути, впервые подступился к решению данной проблемы – главной «тайны истории».
В настоящем трактате изложена авторская теория развития локальных цивилизаций петербургского учёного И. Михеева, известного нашему читателю по книгам «Антисистемы и этнохимеры»,«Пути русские. В поисках русской идеи», «Россия между Сциллой и Харибдой».
Опираясь на достижения нейропсихологии, автор вводит новый, не известный доселе фактор локального культурогенеза – системогенез филогенетического мозга в макроинтервалах времени. Именно учет данного фактора, связанного с тонкими механизмами психики человека, позволяет дать новые ответы на вопросы о закономерностях, движущих силах и ключевых детерминантах истории, раскрыть глубинные источники происходящего в таких сферах, как религия, философия, искусство, наука, и вкупе с гумилевским фактором пассионарности объяснять историю. Можно с уверенностью сказать, что со времён цивилизационной теории «вызова-ответа» Тойнби и пассионарной теории Гумилёва подобный философско-исторический синтез предлагается впервые. В плане же раскрытия антропологической – психофизиологической подоплёки развития истории данный труд уникален.
ПРИОБРЕСТИ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15608/ |